«Родные»: фальшивый патриотизм и первая роль Монеточки

«Родные»: фальшивый патриотизм и первая роль Монеточки
Жора Крыжовников создал очередную не идеальную драмкомедию об «идеальной» семье.
Хорошая она или нет – не понятно.

Я впервые вышла из зала кинотеатра в полном восторге, который улетучивался по мере анализа фильма. Жора Крыжовников и Алексей Казаков написали сценарий-солянку из стереотипов о России, но каким-то образом сделали это трогательно и даже смешно. Хотя почему «каким-то»? Способ-то вполне понятный – чистейшая спекуляция на трагедии, в лучших традициях. При этом вещи, над которыми полагается плакать или смеяться, в этом фильме нарочито перепутаны: смешным становится то, что не должно вызвать ничего, кроме печали, а плакать хочется над тем, что на самом деле и не трогательно вовсе. Так или иначе, эта демонстративно аполитичная картина собрала в себе все, что было можно (и нельзя), включая политику. А получилась она или нет – не понятно. Будет много спойлеров.

«Родные»: фальшивый патриотизм и первая роль Монеточки

Этот классический «роуд муви» начинается с заявления отца семейства (прекрасного везде, но однотонного здесь Сергея Бурунова) о том, что он болен раком.  У него есть мечта – спеть «семейную» песню собственного сочинения на Грушинском фестивале. Поэтому отец срывается в этот «последний путь». Ну а родные, естественно, прихоть Бати должны исполнять – иначе какие ж они родные? И ничего, что он тиран, деспот и редиска, что он всю жизнь издевался над всеми, кого любил, – на смертном одре принято все прощать.

«Родные»: фальшивый патриотизм и первая роль Монеточки

Итак, «идеальная» семья отправляется на стареньком микроавтобусе в не самое радужное путешествие. Почему я называю эту семью идеальной? Потому что она идеальна с точки зрения канонов драматургии: тут тебе и конфликт поколений, и проблемы отцов и детей, и классическая русская тирания, и смирение, и прощение — в общем, передоз клише. Мать в исполнении Ирины Пеговой терпит токсичные отношения всю жизнь, но прощает измены, боль и манипуляции мужа. Да не просто прощает, а продолжает любить и рожать ему детей – так уж работает зависимость. Их в семье, кстати, трое: старший сын Саня (неожиданно талантливый Семен Трескунов) – айтишник и убежденный западник, собирающийся эмигрировать в Канаду со своей женой Соней (ее играет Катерина Беккер); средний сын Боря, или Боб, (Никита Павленко) — в футболке с Данилой Багровым (что немаловажно); и младшая сестра Настя, которую сыграла Лиза Монеточка. Дебют Монеточки в кино был неплох, в данном фильме она смотрелась органично. Вот только играла певица, конечно же, себя, пускай и с ноткой иронии. Но это не страшно – персонаж Лизы присутствовал здесь, скорее, фактурности ради и, по сути, не являлся стратегически важным.

«Родные»: фальшивый патриотизм и первая роль Монеточки

Другое дело – совершенно противоположные друг другу персонажи сыновей. Я не зря подчеркнула такую деталь, как футболку с кадром из «Брата» — она наиболее красноречиво описывает личность Боба. «Евреев мы как-то не очень» и прочие антизападные и расистские девизы Багрова – безнадежная философия Бати и перенимающего паттерны его поведения Бориса. Зато Саня – единственный адекватный персонаж в этом винегрете из невротических и, по сути, недалеких личностей (за исключением, разве что, Сони и Насти). С первого взгляда эти типажи просто не могут сочетаться друг с другом и образовывать семью, но на самом деле их противостояние невероятно важно. Несмотря на стремление сделать картину аполитичной, с помощью Бати и Сани создатели рассуждают о патриотизме, которого нет. Сын  хочет эмигрировать – сбежать из неприглядной страны, неприглядностью которой восхищается его отец. Ну а Батя, в свою очередь, умиленно ностальгирует о запахе ссанины в подъезде, который ассоциируется с детством. Все российские пороки обрамлены здесь в какую-то маскирующую оболочку неизбежного принятия родины – ну да, плохая, зато своя. Одним словом — родная.

«Родные»: фальшивый патриотизм и первая роль Монеточки

Еще один важный персонаж – дед (великолепный Сергей Шакуров). Он десятилетиями не общался с сыном из-за какой-то глупой ссоры, не знал о существовании внуков, зато полковник ГРУ, китель в орденах и настоечка своя, домашняя. Именно дед родил и воспитал непреклонного, капризного, эгоистичного, узколобого и тираничного Батю, который воспитал такого же Борю – и вот круг замкнулся. Именно это в картине самое грустное, а не какой-то там рак. Сценаристы констатируют, что выхода просто нет – нам никогда не избавиться от этой ментальности, потому что мы сами ее порождаем из поколения в поколение.

«Родные»: фальшивый патриотизм и первая роль Монеточки

С технической точки зрения к «Родным» придраться сложно: хороший видеоряд, звук, кадровая постановка. Особенно приглянулось, что действия в кадре не останавливались даже на втором плане – всегда происходило что-то остроумное.

Последняя сцена – сцена в больнице, в которую все-таки согласился поехать умирающий Батя, просто состоит из сюжетных спекуляций. Вся семья собралась вместе после всех ссор и испытаний – они провожают отца на операцию. А на больничной каталке перед нами человек, который не исправился. Он ничего про себя не осознал и получает прощение семьи просто за то, что неизлечимо болен. Его отец тоже ничего не осознал, но на него никто и не думал обижаться – он как ветеран неприкосновенен. В итоге это семейное сплочение лишь ситуативное, потому что ни один конфликт в фильме не разрешился — «Родных» предлагается терпеть и любить в любом виде, несмотря ни на что.

А вот теперь забудьте все, что прочитали. Технически анализ этого фильма не имеет ничего общего с тем, какие эмоции я получила в зале. Понравится ли вам картина через пару часов после осознания – не так уж и важно. Главное, что она возбудит, заставит вздрогнуть, может быть, вы даже что-нибудь поймете про себя.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *