Доплата за экологию: авторынок ждет очередной скачок цен

что неминуемо скажется на издержках производителей. Поэтому традиционное обновление прайс-листов в начале года
Власти намерены ещё раз повысить утилизационный сбор на автомобили, что
неминуемо скажется на издержках производителей. Поэтому традиционное обновление
прайс-листов в начале года, судя по всему, было не окончательным.

Утилизируй это!

Не успели российские потребители привыкнуть к ценникам на автомобили, которые традиционно выросли в начале года с учетом инфляции и курсов валют, как производители грозят очередным повышением. Поводом для этого стала очередная индексация утильсбора: до конца марта базовая ставка на новые легковые машины будет увеличена на 25% — с 20 до 25 тысяч рублей. В отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, ставка утилизационного сбора составит не более 4,5 тысяч рублей в отношении новых автомобилей и не более 6,5 тысяч рублей в отношении автомобилей, бывших в употреблении.

Как заявляют в Минпромторге, дополнительные поступления от утилизационного сбора позволят расширить программы господдержки спроса на автомобили, бюджет которых в 2021 году был исчерпан менее чем за два месяца. Таким образом, в ведомстве рассчитывают, что за счет возобновления выдачи льготных автокредитов рост цен на машины российского производства будет нивелирован.

По мнению основателя сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, несмотря на заявление Минпромторга, что повышение утилизационного сбора незначительно отразится на стоимости как новых, так и поддержанных авто, это добавит еще как минимум 3-5% к уже обновленным ценам в 2021 году. Опыт 2020 года уже доказал — рост цен неизбежен, как для иномарок, так и для автомобилей, производство которых локализовано в России. Это определенно негативно скажется на потребительском спросе, который в начале 2021 года и так невелик.

Доплата за экологию: авторынок ждет очередной скачок цен

— Как правило, автопроизводители достаточно быстро реагируют на повышение утилизационного сбора, поскольку эта мера напрямую влияет на размер их издержек. Поэтому после выхода официального документа о повышении утильсбора на авторынке начнется новая волна корректировки прайс-листов. Стоит ли в связи с этим торопиться с покупкой автомобиля? Если необходимость такой покупки назрела, то откладывать ее точно не имеет смысла — автомобили будут дорожать и дальше, — советует директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.

Некоторые равнее

Напомним, утилизационный сбор, введенный с сентября 2012 года, изначально распространялся только на импортные иномарки, в то время как автопроизводители, работающие в России, освобождались от уплаты данного налога взамен гарантий о самостоятельной утилизации выпущенных ими машин. Однако такой подход вызвал критику со стороны Евросоюза, посчитавшего это нарушением принципов ВТО. В результате с января 2014-го Россия была вынуждена сделать утильсбор обязательным для всех участников авторынка. Правда, тогда же правительство начало выплачивать местным производителям промышленные субсидии, которые, по сути, стали внегласной компенсацией данного налога. Поэтому очередное повышение «платы за утилизацию» автомобили местного производства затронет в меньшей степени. А вот на ценах импортных иномарок может сказаться весьма серьезно, учитывая, что они и без того стоят значительно дороже локальных моделей.

Как отмечает директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский, автомобили, сборка которых полностью производится за рубежом, подорожают больше в отличие от марок с высокой степенью локализации. У последних повышение в 3% в связи с индексацией утильсбора будет ощутимым, но не резким, по сравнению с ростом в 5-6% у импортных иномарок. Выгоднее для покупки станут автомобили с наименьшим объемом двигателя.

— Таким образом, можно ожидать перемены расстановки сил на авторынке — спрос на иномарки резко снизится, а продажи локализованных машин, напротив, возрастут. Из-за ценовой политики, боюсь, что у россиян с их невысокими доходами просто не останется выбора, — сетует Денис Мигаль.

Естественный отбор

Действительно, сегодня доля импортных иномарок на российском рынке уже упала до рекордно низкой отметки в 15%, а модельные ряды продолжают сокращаться. Так, за последние семь лет число моделей, представленных в нашей стране, уменьшилось не четверть — до всего 330 наименований. Только в прошлом году из шоу-румов российских дилеров исчезли такие некогда популярные автомобили, как Datsun on-Do, Renault Koleos, Subaru Legacy и Jeep Cherokee. В связи с этим не стоит ждать появления новинок на российском авторынке — в основном будет происходить лишь замена старых моделей на новые.

Доплата за экологию: авторынок ждет очередной скачок цен

Как считает директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов, индексация утилизационного сбора подтолкнет нишевые модели покинуть российский авторынок, но в целом ассортимент сократится незначительно. В 2021 году продолжится реализация программ стимулирования спроса на автомобили, таких как льготное автокредитование.

По словам Владимира Мирошникова, во времена расцвета рынка импортеры готовы поддерживать широкий модельный ряд, поставлять нишевые модели, которые в большей степени работают на имидж бренда, а в период стагнации они, прежде всего, ориентируются на модели массового спроса, которые и формируют основной объем продаж. В то же время, если российский рынок имеет для бренда стратегическое значение, то марка будет стремиться присутствовать в каждом из рыночных сегментов, даже если не во всех из них ее продукция будет пользоваться высоким спросом.

— В современных реалиях производители стремятся развернуть локальное производство своих ключевых для российского рынка моделей, причем сейчас это касается не только массовых, но и премиальных брендов. Повышение утилизационного сбора дает определенное преимущество локализованным моделям, но одновременно толкает вверх цены на авторынке, включая и на локализованные модели. Это негативно скажется на спросе, особенно в популярном сегменте, — резюмирует эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *