Автосалон «Казань», молоко «Фрау Му» и сметана «Деревня Счастливо» попали в черный список потребителей

а в магазине купить фальсификат. Разбираемся в проблеме вместе с экспертами.
В Роспотребнадзор республики ежегодно поступает более 7 тысяч обращений в год на
нарушения прав потребителей. В интернете можно нарваться на мошенников, а в
магазине купить фальсификат. Разбираемся в проблеме вместе с экспертами.

С начала только этого года в Роспотребнадзор Татарстана поступило уже около 2,5 тысячи обращений на нарушения прав потребителей. В прошлом году таких заявлений было еще больше.

— Мы связываем это, безусловно, с пандемией новой коронавирусной инфекции, введением ограничительных мероприятий, — прокомментировала заместитель руководителя регионального Управления ведомства Марина Трофимова. — Когда не состоялись туристические поездки, авиаперелеты, зрелищно-развлекательные мероприятия.

Претензии людей связаны с тем, что им отказывают в возврате денег. В июле прошлого года правительство России приняло ряд постановлений о порядке возвращения средств в таких ситуациях. До 31 декабря 2021 года за эту оплаченную ранее сумму, к примеру, турист вправе взять поездку, но ее стоимость и условия должны оставаться прежними. А при отмене концерта потребитель имеет право сходить на перенесенное мероприятие после снятия ограничений.  

Автосалон «Казань», молоко «Фрау Му» и сметана «Деревня Счастливо» попали в черный список потребителей

Уже традиционными становятся обращения на нарушения прав потребителей в сфере интернет-торговли. Пандемия способствовала переходу потребителей на онлайн-покупки. Однако в Сети есть риск столкнуться с недобросовестной реализацией продукции.

— Прежде чем оплатить товар, который хотите приобрести в интернет-магазине, необходимо выяснить информацию о том, кто вам хочет его продать, — говорит Трофимова. — Для этого мы рекомендуем перейти по вкладке «Контакты», «О нас», узнать наименование юридического лица. Убедиться в том, что продавец имеет статус действующего, зарегистрированного в налоговой службе. Нужно обращать внимание на способы оплаты, предлагаемые продавцом. Если с вас просят 100%-ную предоплату, это должно насторожить. Как правило, добросовестные продавцы предлагают такие варианты, как наложный платеж, при получении доставленного товара. Через кого проводится оплата. Если это всевозможные интернет-кошельки, то службами безопасности этих сервисов уже проверены интернет-магазины. И если через эти системы будет проводиться платеж, то это тоже один из аргументов в пользу того, что продавец не мошенник. Можно обратить внимание на то, как долго существует сайт продавца. Как правило, мошеннические ресурсы живут полгода, максимум год. Нужно обращать внимание и на способы доставки — пункты самовывоза, доставка на дом, либо «Почтой России». Должны быть варианты, альтернатива.

В наиболее уязвимом положении оказываются те, кто покупает что-то в соцсетях. Так как приобретают товары не у юридического лица.

— Есть постановление пленума Верховного суда РФ о том, что в таком случае граждан, реализующий эти товары, не может ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном порядке. Но защита прав потребителя в такой ситуации возможна только в судебном порядке, — уточнила Трофимова.

Автосалон «Казань», молоко «Фрау Му» и сметана «Деревня Счастливо» попали в черный список потребителей

Со второй половины прошлого года от татарстанцев поступило много жалоб на продажу автомобилей в центре «Казань». В ходе рассмотрения обращений в ведомстве выяснили, что их реализация там идет с нарушением прав потребителя. Деятельность в автосалоне «Казань» осуществляет ООО «Артель». У этого общества есть договоры с двумя юридическими лицами: ИП Мамедовым. 

— Они реализуют автомобили с нарушением законодательства о защите прав потребителей, — прокомментировала спикер. — Автосалон предлагает автомобили по достаточно низкой цене. Но когда гражданин приходит туда и хочет приобрести автомобиль, во-первых, очень долго заключается договор купли-продажи. До 9-10 часов клиент находится в автосалоне. Понятно, что за это время накапливается усталость и снижается внимание. И в итоге при подписании договора стоимость автомобиля возрастает в два раза от той, которая была заявлена. 

Помимо этого с ИП Мамедовым общество «Артель» заключило договор якобы на установку дополнительного оборудования. На самом деле оно не устанавливалось, а изначально входило в комплектацию приобретаемого автомобиля, о чем сотрудники Роспотребнадзора узнавали от официальных производителей. 

Стоимость автомобиля возрастала за счет навязывания разных дополнительных услуг, связанных с помощью на дорогах. Все участники этих махинаций были привлечены к административной ответственности. 

Автосалон «Казань», молоко «Фрау Му» и сметана «Деревня Счастливо» попали в черный список потребителей

Эксперт отметила, что 12 клиентам, предъявившим претензии, автосалон вернул за навязанные дополнительные услуги более 1 млн 200 тысяч рублей. 

— Знать и отстаивать свои потребительские права нужно. Управление Роспотребнадзора и коллеги из Госалкогольинспекции всегда готовы помочь нашим потребителям, — подчеркнула Трофимова.

Права потребителя нередко не соблюдаются и сфере продовольственной торговли. Так, в прошлом году Госалкогольинспекция Татарстана выявила нарушения в 128 из 734 наименований продовольственной продукции. 

— За 2020 год мы исследовали 734 наименования продукции. Это молочная продукция, мясные консервы. Из них 128 — то есть около 17% — не соответствуют тем или иным требованиям законодательства. Исследовали 93 наименования сливочного масла, в 22 из которых  выявлены нарушения требований ГОСТа и технического регламента Таможенного союза.  В девяти случаях был выявлен фальсификат — замена составляющих [продуктами] немолочного происхождения. Из исследованных 79 наименований молока в 15 были выявлены несоответствия требованиям ГОСТа, в пяти — фальсификат. Исследовали также 50 наименований хлеба. Они соответствуют требованиям, — рассказал ведущий советник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Ильмир Шафигуллин.

Спикер также добавил, что очень много случаев фальсификации и несоответствия товара требованиям обнаружено в таких торговых марках, как «Божья коровка», «Деревня Счастливо», «Деревенская Буренка», «Фрау Му». Зачастую в продукты добавляют растительные жиры. С 1 июля 2019 года вышло постановление о том, что производитель обязан указывать на упаковке, есть ли они в составе. Однако на деле это правило часто обходят.

Автосалон «Казань», молоко «Фрау Му» и сметана «Деревня Счастливо» попали в черный список потребителей

Эксперт отметил, что на вкус сложно определить, правильно ли указана жирность на упаковке и есть ли в составе растительные жиры. С такой задачей под силу справиться только гурману.  Именно поэтому проверка продуктов имеет важное значение. На проведение дополнительных исследований продуктов правительство республики выделило почти 1,5 млн рублей.

— Если взять производителей, то основная масса продуктов, которая не соответствует требованиям — это Ульяновская, Самарская, Московская области. Что касается местных товаропроизводителей, я бы не сказал, что они плохие, есть некоторые замечания по микробиологическим параметрам, а по физически-химическим, по составу это вполне хорошие продукты. Так что особенно молочную продукцию лучше приобретать местного производства, — сообщил Шафигуллин. 

В Роспотребнадзоре также напомнили о нововведениях в законодательстве по защите прав потребителей, которые вступили в силу с 1 января 2021 года.

Теперь продавец при поступлении претензии от потребителя должен направить ему ответ в отношении заявленных требований. Если покупатель требует расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ему средство, то это 10 дней. Если обмен некачественного товара, то семь дней. На гарантийный ремонт у продавца есть срок 45 дней. И в случае если ответ на претензию не получен, образуется состав административного правонарушения со стороны продавца. 

Любой потребитель вправе фиксировать (на фото, видео) нарушения, которые он видит в торговом зале. 

Автосалон «Казань», молоко «Фрау Му» и сметана «Деревня Счастливо» попали в черный список потребителей

В интернет-магазинах продавец обязан предоставлять потребителю подтверждение заключения интернет-договора о купле-продаже после того, как получит сообщение от потребителя о намерении заключить такой договор. И это подтверждение должно содержать номер заказа, который позволяет потребителю получить информацию о договоре и его условиях. Кроме того, товар, доставляемый при заказе через интернет, может передаваться не только самому потребителю, но и иному человеку, который озвучит номер заказа. То есть, например, его может получить родственник, не предъявляя доверенности и каких-то иных специальных документов. Вместе с тем правилами предусмотрена возможность определения договором более строгих условий — например, при доставке дорогостоящих товаров.

Ряд правил касается продажи товаров с автоматов. Продавец обязан довести до сведения потребителя информацию о своем наименовании, государственном регистрационном номере, месте нахождения и адресе электронной почты для обратной связи, правилах пользования автоматом и о порядке возврата уплаченной суммы. 

При приобретении технически сложных товаров  — текстильных, обувных, швейных изделий, животных, растений, мебели — в кассовом чеке должна быть указана информация о наименовании товара, его артикуле, модели и сорте при наличии. При ее отсутствии потребитель вправе требовать указания этих данных в чеке. 

Есть нововведение, касающееся автовладельцев. Теперь они вправе уточнять происхождение производителя топлива на АЗС. По требованию потребителя продавец обязан предоставить заверенную копию паспорта о качестве на топливо, в том числе где будет указано наименование изготовителя, нефтебазы, с фактического адреса которой была произведена отгрузка этого топлива на конкретную автозаправочную станцию. 

Из новых правил исключена обязанность продавца иметь и предоставлять книгу отзывов и предложений.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *