«Альфия Авзалова добрейший человек, а на мемориальной доске получилась какая-то людоедка»

да и в столице ситуация не сильно лучше.
В Казани взялись за выстраивание единых правил увековечивания на мемориальных
досках и памятниках. Иначе за районную самодеятельность уже стыдно, да и в
столице ситуация не сильно лучше.

— Это мероприятие было запланировано еще задолго до последних событий в Заинске. Так просто совпало, — сказала министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, приглашая журналистов на коллегию по вопросам развития мемориальной культуры республики. 

Встреча архитекторов, художников и искусствоведов прошла в ведомстве накануне. Оказалось, что желающих высказаться на заявленную тему было так много, что заседание продлилось более двух часов, и то, на многое не хватило времени. Министр, отметив актуальность темы, пообещала организовать еще несколько круглых столов.

В репортаже KazanFirst выделяем главное из прозвучавшего в зале.

Аюпова о памятнике в Заинске: Всегда есть брак

Еще до начала коллегии Ирада Аюпова высказалась о недавнем скандале в Заинске, где дотла сгорел памятник Воину освободителю.

— Сейчас неправильно давать оценку или выносить какие-то суждения по данному факту. Во-первых, есть современные достаточно стойкие композитные материалы, которые могут использоваться при проведении работ по увековечиванию. «…». Та ситуация, которая возникла, возможно, это просто новый материал. Многое определяется в процессе эксплуатации. Брак есть везде и во всем. А как проверять степень горючести? Брать и поджигать? Это же смешно, — заявила министр.

Конечно, это не оправдывает создателей памятника. Руководитель ведомства отметила, что все должны нести ответственность перед тем, какой след мы оставляем в мемориальном искусстве после нас.

Для мемориальных досок создадут стандарты

По мнению Аюповой, давно назрела необходимость создания специальных стандартов в части того из каких материалов могут создаваться памятники и мемориальные доски, а случай в Заинске тому подтверждение.

— Возможно, это вопрос не регионального законодательства, должна быть система на федеральном уровне. Мы могли бы выступить инициаторами этого дела, — пояснила она.

Переходя к самой коллегии, министр подчеркнула, что речь не только о памятниках и досках, но и о том, как должна развиваться данная область культуры в целом. Особенно остро эти вопросы стали звучать в год 100-летия ТАССР, когда нужно было привести в надлежащее состояние информационные и мемориальные доски.

«Альфия Авзалова добрейший человек, а на мемориальной доске получилась какая-то людоедка»

— Кого мы должны в первую очередь увековечить? В каких формах? С помощью каких механизмов? При этом символическое пространство города не бесконечно и к тому же места памяти и мемориалы нуждаются в постоянном напоминании и культурном наполнении, — вопрошала она.

Проблему в Минкульте видят еще и в том, что с 2005 года после вступления в силу федерального закона, работа по организации системы увековечивания возложена на органы самоуправления. 

— Мы говорим, что должна быть единая концепция, единые правила и информационные, и визуальные. 

Минкульту стыдно за произвол в районах

Одной из острых задач для ведомства, особенно в свете последних событий в Заинске, заместитель министра культуры Дамир Натфуллин, который выступал с основным докладом, назвал налаживание взаимодействия министерства с органами местного самоуправления в районах. Иначе получается так, что муниципалы устанавливают мемориальные объекты без всякого их согласования с профессиональным экспертным сообществом республики.

За подобное самовольство на коллегии досталось начальнику отдела культуры исполкома Апастовского района Рустему Мингазиеву, который приехал на коллегию для выступления в качестве представителя образцового муниципалитета. По словам чиновника, у них на территории установлено более 50 бюстов выдающихся уроженцев Апастово. Но слушатели в зале радости докладчика не разделили, один из присутствующих не постеснялся выкрикнуть, что это бюсты скорее глумление, нежели искусство. 

— Из чего они сделаны? Из глины? Это все стыдно, лучше бы их не делали!

Позднее, вспоминая эту перепалку, председатель Общественной палаты Татарстана Зиля Валеева добавила, что должна быть установлена планка «ниже которой быть не может».

— У меня противоречивые чувства по Апастово. 54 бюста для этой территории – надо еще определить в чем самоцель? Всем землякам поставить? Может, есть интересные бюсты, но на каких кирпичах они стоят? Ноль эстетики, наоборот отрицательное, с минусом, — пояснила она.

«Альфия Авзалова добрейший человек, а на мемориальной доске получилась какая-то людоедка»

Кроме взаимодействия по части установок мемориалов, Натфуллин особо выделил для районов и другую задачу – усилить работу по паспортизации всех памятно-мемориальных сооружений, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Особенно это касается Актанышского, Зеленодольского, Менделеевского, Спасского районов и Казани. 

— Уважаемые коллеги, историческая память это основа сознания общества. Воспитание художественными средствами в республике станет эффективнее при правильном распоряжении накопленными ресурсами. Благодаря разработке простого и интуитивно понятного механизма установки мемориальных досок и произведений монументального искусства, а также технологии организации хранения данных мы сможем сформировать единое цифровое мемориальное пространство республики, которое, безусловно, станет кладезем знаний и исторической памяти, — отметил заместитель министра.

Казань нужно избавить от надгробных камней 

Мемориальные доски – это лицо Казани, считает начальник Управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов. Поэтому при их установке должно быть некое единство, но в то же время важно сохранить индивидуальный подход, опираясь на объект, где они размещаются и на личность человека, которому посвящен мемориал.

— В настоящее время применение гравировки в шрифтах и нанесение образа человека на композиции выглядит как надгробные памятники. Тому свидетельствуют множество не очень хороших примеров. Нам точно нужно уходить от этого, — поделился он своими наблюдениями. 

«Альфия Авзалова добрейший человек, а на мемориальной доске получилась какая-то людоедка»

Разрешить проблему, по мнению чиновника, можно путем разграничения форм мемориальных досок, например, по отраслям: народное хозяйство, наука, промышленность, искусство, культура. Но это лишь одно из предложений. Должны быть определены и формы досок, их предельно допустимые размеры.

Немного другую идею предложил казанский архитектор Сергей Саначин. Он говорит, что мемориальные доски надо разделить на два вида: первые посвящены выдающимся личностям, другие – историческим местам, событиям. 

— С первыми должно работать министерство. С ними все просто. Существует биография, как правило, они уже готовы. Кладется текст, отдается скульптору и вперед. Второй тип досок корреспондируется с объектами культурного наследия, поэтому их нужно передать Комитету по культурному наследию, — высказался спикер.

Причем архитектор отмечает, что со вторым типом досок работа может оказаться гораздо сложнее, потому что ученым необходимо перепроверить чуть ли не всю историю, так как в документах немало ошибок. 

— Нужна полная ревизия того, что наклепали за всю историю. Ошибки идут из реестра, который достался Гущину в наследство, — пояснил он. 

Хотя, конечно, и с первыми досками, посвященными личностям есть немало проблем. Например, эмансипация профессий. Ведь на этих досках писатели, композиторы, художники, актеры. Врачей – один-два. Архитекторов – один, и то случайный. А выдающиеся люди есть и в других профессиях. 

Второй трудный вопрос – как выбирается личность к увековечиванию? Есть памятники, которые совершенно неуместны на своих местах. 

Кроме того, Саначин, также как и Натфуллин отметил «кладбищинский синдром досок, когда у кого-то торчит крестик из трубочек». 

— Не менее важен художественный уровень мемориалов. Я много лет прожил стенка в стенку с Альфией Авзаловой. Я не говорю, какая она изумительная певица. Это был веселый человек. Она не улыбалась, она всегда хохотала. Добрейший человек. А что мы видим на доске этой? Какая-то людоедка. Надо следить за этим, — сетовал архитектор.

«Альфия Авзалова добрейший человек, а на мемориальной доске получилась какая-то людоедка»

Саначин насчитал более 20 проблем относительно мемориальных досок и разбирать каждый пункт он уже не стал, по причине отсутствия времени. 

И вообще, в части увековечивания исторических личностей нужно искать новые нестандартные подходы, продолжил Натфуллин. Имеет место быть создание объектов без привязки к внешнему образу деятелей. Отличный пример тому – арт-объект, посвященный наследию Василия Аксенова в центре Казани в одноименном саду – стулья по мотивам его произведений. 

— Арт-объект осуществил все ожидания. В крупных мировых столицах такие объекты становятся важными символами. Новые объекты можно расположить в Дербышках, в Суконной слободе, Ягодной, в Козьей, — добавил Абзалов. 

Конечно, нельзя отказаться от скульптур, которые тоже могут служить туристическими магнитами. Известно, что в столице планируют восполнить нехватку памятников, посвященных выдающимся женщинам. Их в городе, по наблюдениям начальника Управления культуры, крайне мало. Поэтому власти в ближайшее время завершат начатую работу по памятнику первой татарской женщине композитору Саре Садыковой.

Есть планы и по мемориальным доскам. Их посвятят актерам Халилю и Исламие Махмутовым, певцам Идеалу Ишбулякову, Азаду Аббасову, Вафире Гиззатуллиной, государственному деятелю Шакиру Ахтямову, поэтам Хади Такташу, Фатиху Кариму, дирижеру Фуату Мансурову.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: