Без обсуждения решать архитектруные вопросы — преступная ошибка

что без создания совета
Заслуженный архитектор Набережных Челнов Вячеслав Нилов уверен, что без создания
совета, в том числе общественного, власти продолжат допускать просчеты в
градостроительной сфере.

То, что в Набережных Челнах градостроительная политика сломалась, горожане видят это уже не только по локальным конфликтам жителей с застройщиками (68-й микрорайон — МКД вместо школы; 39-й район — офисный центр под окнами), но и по кадастровой карте и новостям о грядущих застройках.

— Со времен СССР между заводами КАМАЗа и городом проектировалась зеленая зона. Последний участок, который не успели застроить и поставили на кадастровый учет № 16:52:70306, как древесно-кустарниковую территорию(лесопарк) находится между 52 комплексом и Заводом Двигателей с кадастровой стоимостью 1 рубль. Неоднократно жителями и архитекторами города поднимался вопрос о благоустройстве этой территории и создании парка. В 2020 году без обсуждений с местными жителями (под покровом пандемии) на участке под лесопарк образован новый участок №16:52:70306:270 под торговлю, стоимостью более 127 млн рублей. Пока в Казани рисуют Генплан Набережных Челнов, у горожан воруют общественные пространства, — сообщает нам эколог, активист ОНФ Артем Леонов.

Откровенно говоря, своим обращением Леонов поставил редакцию в затруднительное положение. Яркий, публичный, открытый для всех Алмас Идрисов ушел с должности главного архитектора автограда несколько лет назад. К его работе относились по-разному, но жители благодарны Идрисову за то, что город перестал быть серым и безликим, многие дома обрели оригинальную цветную раскраску. После него очень важная для развития Челнов должность долго пустовала, это даже вызывало возмущение у профессионального сообщества города. А потом она и вовсе исчезла.

Без обсуждения решать архитектруные вопросы - преступная ошибка

— У нас как таковой должности главного архитектора нет. Есть заместитель руководителя исполнительного комитета Ильмир Исхаков. А непосредственно архитектурные вопросы курирует Малика Шамсиева, которая работает в подчинении у Исхакова, — разъяснила руководитель городского управления управления информационной политики и связям с общественностью Римма Мухаметзянова

Чиновника можно, конечно, расспросить о том, почему решили разместить торговый объект в зеленой зоне между городом и КАМАЗом, но кто разъяснит почему в городе именно такая, а не иная градостроительная политика? И вообще есть ли она? Кто это сделает, если главного архитектора нет, а есть лишь архитектор в подчинении у куратора строительства города? 

Мы нашли тот выход из ситуации, который смогли. Обратились к ветерану города, очень авторитетному специалисту, бывшему главному архитектору и КАМАЗа, и города, автору более 40 крупных градостроительных проектов Вячеславу Нилову. И попросили его ответить на обращение Леонова. Вячеслав Степанович смог ответить лишь в общих чертах. Прежде всего, он объяснил, почему застройщики уже «положили глаз» на зеленую зону.

— Сейчас вредные выбросы (от заводов) меньше тех, которые были рассчитаны на производство 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей. Сейчас выпускают максимум 25-30 тысяч автомобилей в год. В пять раз меньше. Нужно делать новый проект санитарно-защитной зоны от КАМАЗа. По факту первая (пригородная) дорога стала городским проспектом и это надо учитывать, — поделился своим мнением Нилов. 

Без обсуждения решать архитектруные вопросы - преступная ошибка

Что касается градостроительной политики, бывший главный архитектор отметил, что в Челнах происходят серьезные изменения разработанных ранее генеральных планов города. 

— Развитие города и строительство капитальных объектов — это процесс живой и очень много объяснений тому, почему не так как было намечено ранее. Вопрос, происходят ли эти изменения в лучшую сторону, для меня открытый и спорный. У меня, например, вызывает разочарование и просто отторжение вид многоэтажного гаража размещенного на самой стрелке Мелекесского залива. Это почти водный фасад города и на его главном месте гараж! Архитектурная общественность никогда бы это не одобрила! Может и общественного обсуждения не было, — задался вопросом Нилов.

На этом месте стоит остановиться особо. Эксперт говорит о челнинском междуречье, это действительно одно из самых красивых мест города. Если будете ехать по главному проспекту Челнов из Нового города в сторону Сидоровки, то после остановки «Электротехников просто посмотрите из окна автобуса или автомобиля направо. Вы увидите полуостров, окаймленный с трех сторон слиянием двух рек и православный храм. С другого берега на храм смотрит мечеть. Красиво и символично. В 2015-2016 годах архитекторы под кураторством Алмаса Идрисова долго обсуждали, как должно быть обустроено междуречье. В этом обсуждении активно участвовал и Нилов. Никакого гаража не предусматривалось, он появился позже. Очень похоже, что без всякого обсуждения с профессионалами. 

— Приведу для сравнения и пояснения своей позиции общественную и проектную деятельность Наталии Фишман-Бекмамбетовой (помощник президента Татарстана — Ред.). Под ее началом любое общественное дело сначала обсуждается со всех сторон и со всеми участниками, будь то парк или другое общественное пространство, а результат работы является компромиссом между сторонами и в итоге устраивает большинство граждан. А руководство города и республики показывают эти пространства гостям и большим людям как свои достижения. Вот это правильно. А гараж в челнинском междуречье — это неправильно, — говорит собеседник. 

Без обсуждения решать архитектруные вопросы - преступная ошибка

Нилов отмечает, что работал главным архитектором много лет и проводил рассмотрения всех проектов на Градостроительных советах. 

— По правде говоря, часто мои первоначальные мнения по проектам не совпадали с итоговым решением после бурных обсуждений с дизайнерами, художниками, строителями, историками. Власть персональная, даже самая высокая, имеет Советы (Общественный Совет при Президенте, Совет безопасности, Совет по правам человека и др.). И у нас должен быть Общественный Совет и Градостроительный Совет. Без них ошибки будут умножаться, — уверен он. 

Итоговое решение по архитектуре и размещению новых объектов всегда должно быть результатом компромисса граждан, специалистов и власти, — вот мнение одного из «корифеев» архитектуры. Следует сказать, что Нилов не единственный специалист, который рекомендует проводить в Челнах градостроительные советы. И, естественно, широкие публичные обсуждения градостроительной политики, а не только отдельных объектов. Но почему-то чиновники замкнули все это на себе. Неужели для того, чтобы народ и профессиональное сообщество не мешало им действовать по своему усмотрению?


Читайте также: «Многие участки проданы перекупщикам»: жителям Подсолнухов отказали в возбуждении уголовного дела


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *