Башкортостан призвал на защиту родных языков Татарстан

которые должны остановить печальную тенденцию к снижению уровня владения национальными диалектами.
Две республики вместе планируют лоббировать внесение законодательных инициатив,
которые должны остановить печальную тенденцию к снижению уровня владения
национальными диалектами.

Во время совместного выездного заседания Комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам и Комитета Госсобрания — Курултая Башкортостана по образованию, культуре, молодежной политике и спорту, которое провели в Актаныше, две республики договорились о защите интересов языков народов России.

В частности, спикер башкирского парламента Константин Толкачев  предложил коллегам поддержать ряд законодательных инициатив, призванных защитить родные языки.

— В последнее время наблюдается не очень благоприятная тенденция в снижении уровня владения родным языком среди детей в российских регионах. Та же проблема есть и во всём мире. Основная причина — процессы глобализации, в результате которой стираются границы между этносами, доходит до того, что дети не хотят или даже стесняются говорить на родном языке. Друзья, нам необходимо противодействовать этому негативному явлению, сохранять самобытность наших народов, создавать благоприятные условия для изучения и сохранения родных языков. Это общая задача семьи, школы, органов государственной власти, — заявил Толкачев.

Он посетовал, что регулирование отдельных вопросов, связанных с поддержкой национальных языков, выходит за полномочия региона и находится в плоскости федерального законодательства.

— В декабре 2020 года мы внесли в Госдуму проект закона о внесении изменений в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Мы предлагаем законодательно закрепить понятие «этнокультурная образовательная организация» и регламентировать её деятельность, — рассказал руководитель Курултая Башкортостана.

Башкортостан призвал на защиту родных языков Татарстан

По его словам, сегодня в языковой политике в образовании наблюдается нормативно-правовая коллизия.

— В статье 26 Российской Конституции установлено право граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В статье 14 Федерального закона об образовании установлено право родителей на выбор языка образования их детей. Реализация данного права предусмотрена путём создания специальных образовательных организаций, классов, групп. Вместе с тем в федеральном законодательстве предусмотрено закрепление школ за конкретными территориями муниципального района или города. А также норма, что в школах с родным нерусским языком обучения вправе обучаться дети всех национальностей. На практике реализация этих двух норм порождает правовую коллизию. Мы хорошо это наблюдаем на примере нашей республики, когда в образовательных организациях с родным нерусским языком обучения, например, башкирским, родители выбирают языком обучения другие языки из числа языков народов России, — говорил Толкачев.

По его словам, такая коллизия приводит к дискредитации идеи создания самой школы с обучением на конкретном родном языке. Также возникает конфронтация между двумя частями сообщества в одной и той же школе — одни родители выступают за башкирский язык как родной, другие — за русский. Где при этом правы как те, так и другие. Также школа просто не в состоянии удовлетворить родительские запросы из-за отсутствия соответствующих кадров, поскольку комплектовалась она учителями исходя из принципа обучения на определенном родном языке.

Поэтому башкортостанские законодатели и подготовили законопроект, который вводит новое понятие — этнокультурная образовательная организация. Суть законопроекта — установить возможность не закреплять такие школы за конкретными территориями района или города.

— В таком случае те родители, которые хотят, чтобы их ребёнок обучался на родном нерусском языке, например, на башкирском, татарском, удмуртском или любом другом, смогут отправлять ребёнка в такую школу независимо от места жительства. А те родители, которые не хотят, чтобы их ребёнок учился в национальной школе, территориально теперь не будут к ней прикреплены и получат возможность отправить своих детей в ближайшую к ним обычную школу. Так будут защищены права обеих категорий — и родителей, и детей. А школы получат полную ясность по своей кадровой политике. Мы предлагаем этим же законопроектом рассмотреть возможность получения гражданами и среднего общего образования на родном языке. В настоящее время такая возможность прописана в отношении только дошкольного, начального общего и основного общего образования. На наш взгляд, введение в этот перечень среднего образования особо актуально с учетом того, что ещё в 2015 году в федеральный стандарт среднего общего образования были внесены изменения, не предусматривающие выделение предмета «родной язык и литература» как самостоятельного и обязательного к изучению предмета. А как можно изучать родной язык не на родном языке? — вопрошал Толкачев.

Башкортостан призвал на защиту родных языков Татарстан

После спикер башкортостанского парламента обратился к коллеге из Татарстана.

— В настоящей момент этот законопроект рассматривается в Госдуме. Обращаюсь к вам с просьбой, Фарид Хайруллович (председатель Госсовета Татарстана. — Ред.), к коллегам-депутатам Госдумы из Татарстана поддержать нас при рассмотрении данного законопроекта как на региональном уровне, так и на федеральном, — сказал он.

Логично предположить, что раз на совместном заседании представителей парламентов двух республик со стороны башкортостанских законодателей публично озвучено предложение поддержать поправки в закон о родных языках, то татарстанские парламентарии не останутся к нему безразличными.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: