«Если нефтепродукты попали в водоем, значит, экосистема деградировала»

рассказали экологи.
В Альметьевске нефть уже в четвертый раз выходит из-под контроля. Как подобные
случаи влияют на окружающую среду, рассказали экологи.

Когда в СМИ появляются новости о том, что в Альметьевске разлилась нефть, это уже не вызывает особого удивления. За последние несколько месяцев такое случалось уже три раза. В первый раз – около лагеря «Орленок», затем на территории Поташно-Полянского лесничества и на «Каскаде прудов».

Во второй раз вода с примесью нефтепродуктов поступала через систему ливневой канализации на «Каскад». Экологи уже установили уловители нефтяной пленки и ежедневно проверяют ситуацию. Однако что это не повторится вновь, никакой гарантии нет. Уже даже заведено административное дело в отношении неустановленного лица. В ходе расследования будут проводиться комиссионные осмотры территорий предприятий. Также информация передана в исполком города для принятия мер.

— Нефть – это, конечно, здорово. Это наши деньги, богатство, хорошая жизнь в республике и не только, но нефть и опасная. То, что случилось в Альметьевске, – не есть хорошо, — подчеркнула главный редактор журнала «Экология Татарстана», заслуженный эколог Татарстана Людмила Карташова.

«Если нефтепродукты попали в водоем, значит, экосистема деградировала»

По ее мнению, в самом начале своего «нефтяного» пути люди в республике были не слишком озабочены сохранением экологии.

— Мы можем вспомнить те далекие времена, когда нефть добывали ради рекордов, не думая об окружающей среде. В результате весь юго-восток Татарстана превратился в своеобразную бочку с порохом. Родники, реки, земля, атмосфера были насыщены этими нехорошими веществами, которые выделяются при добыче нефти, — говорит Карташова. – Но в начале 90-х нефтяники взялись за голову. Они захотели не только грамотно восстановить добычу нефти, но и вернуть природе ее первозданность. 

По ее словам, первое, что может пострадать при разливе нефти, – это почва. Все отходы могут испортить землю на долгие годы не только в плане урожая, но и в плане воды. Эколог вспоминает, как раньше в республику приезжали иностранцы и даже брали с собой бутылки с водой, потому что боялись пить местную. 

— Мы приложили массу усилий, чтобы очистить воду. Что делать, чтобы такого не случалось? Не должно быть разгильдяйства и халатности. Мы добывали нефть раньше, будем добывать и сейчас, но делать это нужно очень грамотно и четко, без аварий и порывов, — акцентировала спикер. 

Кроме того, разлив нефти в большом количестве опасен и для атмосферы, так как вредные пары поднимаются вверх. 

— Мне кажется, нужно использовать все свои силы для того, чтобы не дать нефтяному разливу захватить большие пространства и погубить нашу природу, которая и так уже в весьма критическом состоянии, — подытожила Карташова. 

Заведующая кафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова считает, что такие частые аварии связаны с изношенностью оборудования. 

— К сожалению, нефтеразливы на эксплуатационных сетях сейчас увеличиваются, потому что большинство нефтепроводов построены в 70-80-х годах, а их срок службы – порядка тридцати лет. Во многих местах наблюдаются утечки и повреждения, — объясняет она.

«Если нефтепродукты попали в водоем, значит, экосистема деградировала»

Попадание нефтепродуктов в воду всегда имеет печальные последствия, так как они начинают плавать на поверхности воды, оседать на дно и частично растворяться. Чтобы предотвратить это, очень важно провести первоочередные мероприятия. Например, сделать ограждения из разных материалов или применить специальные сорбенты. При этом нельзя ни в коем случае сжигать нефтепродукты, прибившиеся к берегу.

— Считается, что если нефтепродукты попали в водоем, значит, экосистема деградировала и мы можем говорить только о восстановлении, — отмечает Мингазова. – Все зависит от объемов самого водоема и от объемов нефтепродуктов. 

С обитателями водоемов тоже не происходит ничего хорошего – если нефтепродуктов много, то все живое неизменно гибнет. Стоит упомянуть, что на «Каскаде прудов» сейчас живут черные и белые лебеди и утки. Пока никаких сообщений об ухудшении их состояния нет. Но опять же, случай этот не единственный. И нужно учесть то, что, как отметила Нафиса Мингазова, в России не так много специалистов по восстановлению экосистемы, поэтому чаще всего после аварий, пусть даже небольших, водоемы остаются обедневшими и угнетенными. 


Читайте также: В Альметьевском районе нефть вышла из-под снега


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *