«Порядок рано или поздно надо наводить, да и реклама эта многим поднадоела»

а власти утверждают
В Челнах продолжают «чистить» рынок «наружки». Бизнес пытается спорить, а власти
утверждают, что действуют в рамках закона и постановлений Татарстанского УФАС.

Без преувеличения можно сказать, что современный человек большую часть жизни проводит перед экраном компьютера или смартфона. Работа, общение, покупки, развлечения — все это доступно в режиме онлайн. Не удивительно, что искать клиентов и покупателей многие компании пытаются здесь же, в интернете. Казалось бы, в таких условиях реклама на баннерах вдоль дорог или на бумажных объявлениях у подъездов давно должна исчезнуть как неэффективная. Тем не менее на рынке наружной рекламы в Челнах разгораются нешуточные страсти.

«Порядок рано или поздно надо наводить, да и реклама эта многим поднадоела»

В мае в Арбитражный суд Татарстана поступил иск предпринимателя Виктора Мороза. Бизнесмен оспаривает результаты торгов по 12 принадлежащим ему билбордам. При этом горожанин также пытался добиться принятия обеспечительных мер по данным объектам, так как муниципальное «Предприятие автомобильных дорог» (МУП «ПАД»), не дожидаясь решения по делу, якобы принялось сносить объекты.

Суд, однако, в обеспечительных мерах отказал. В документах поясняется, что истец ссылается на то, что от начальника отдела рекламы и дизайна исполкома города Рании Асабиной ему стало известно, что демонтаж рекламных конструкций начинается в первых числах июня. Но «доказательств осуществления факта демонтажа, а также письменного уведомления о дате его осуществления заявителем не представлено». При этом решение было вынесено 16 июня, когда эти работы якобы должны были вестись полным ходом. Само дело продолжает рассматриваться — следующее заседание назначено на 28 июля.

— Рекламные конструкции сносятся согласно предписанию УФАС. Речь идет о несогласованных конструкциях и о тех, где истек срок аренды, — пояснили KazanFirst в администрации Челнов.

К слову, ранее Мороз уже сталкивался в суде с мэрией города. В июне 2018 года исполком взыскал с предпринимателя 20 тысяч рублей убытков, понесенных при демонтаже рекламных конструкций.

По словам собеседника KazanFirst, знакомого с рынком наружной рекламы Челнов, недовольство предпринимателей сложившейся обстановкой понятно, но и «власти больше не могут затягивать процесс» по «наведению порядка».

«Порядок рано или поздно надо наводить, да и реклама эта многим поднадоела»

— Разборки тянутся уже десятилетие, с 2010-2011 годов. Этих баннеров в свое время натыкали на каждом углу без всяких конкурсов или аукционов. Потом антимонопольщики взялись за это дело, так как чуть ли не 90% были установлены без соблюдения процедур, просто по прямым договорам исполком отдавал место. Понятно, что местным игрокам это не понравилось. Но порядок рано или поздно надо наводить, да и реклама эта многим поднадоела, — рассуждает собеседник издания.

Согласно утвержденной схеме, в Челнах обозначено 887 точек под рекламные конструкции. Из реестра действующих разрешений на установку и эксплуатацию следует, что было выдано 424 разрешения. Интересно, что, несмотря на все «разборки» и «наведение порядка» в этой сфере, недавняя проверка УФАС показала, что 17 рекламных конструкций были установлены без разрешения, а 19 не были предусмотрены схемой вовсе. Расположены они в основном в промышленной части города, но некоторые — на самых оживленных проспектах, например, в районе 11-го комплекса на проспекте Мира или на пересечении проспекта Дружбы Народов и проспекта Московский.

— Необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить ее установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов. Непроведение торгов на установку и размещение рекламных конструкций и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли муниципального образования города, — пояснили в антимонопольной службе.

По словам собеседника KazanFirst, рекламный рынок Челнов начали «перепиливать» в 2016 году. На тот момент «наружкой» в автограде занималось 3-4 крупные местные компании, часть из которых до нынешних времен благополучно не дожила, да два десятка небольших организаций. Однако «наведение порядка» привело к необходимости арендовать рекламные конструкции на торгах за огромные деньги, которые челнинские компании в большинстве своем не смогли потянуть.

— В то время на щит за 15-20 тысяч рублей никто бы не встал, потому что средняя цена по рынку на аренду была меньше в два раза, а то и больше. А тут исполком предлагает на начальном этапе аренду в 400 рублей за «квадрат» в месяц. И сам лот в 130-140 тысяч рублей. То есть за пять лет предприниматель за этот щит должен отдать минимум полмиллиона рублей. Местные даже при самых лучших раскладах вынуждены были бы в ноль работать. А повышать цены и подождать — на это у большинства просто ресурсов не было, все привыкли в обороте средства держать, — рассказывает собеседник издания.

«Порядок рано или поздно надо наводить, да и реклама эта многим поднадоела»

В администрации во времена проведения первых аукционов заявляли, что ценник сформирован по результатам «независимой оценки», показавшей, что рынок готов выкупить одну конструкцию в среднем за 500 тысяч рублей. Сами же рекламщики называли цену выше 350 тысяч рублей абсурдом и предполагали, что в городе хочет зайти какой-то крупный федеральный монополист. Результаты последних проведенных аукционов, однако, показывают, что подобного не произошло, хотя рынок и «оживился» — среди победителей есть как ИП, так и местные компании, хотя значительное количество лотов и отошло самарским и казанским организациям.

К слову, рынок наружной рекламы хоть и не так широко обсуждался в период пандемии, как условный общепит, тем не менее «просел» довольно серьезно. Как следует из данных исследовательской компании AdMetrix, объем рынка в 2020 году сократился на 25,5% — с 34,7 млрд рублей в 2019-м до 25,9 млрд рублей. При этом в период введения самоизоляции, по понятным причинам, аудитория «наружки» упала в зависимости от региона от 60 до 95%.

Несмотря на в целом положительную динамику рынка рекламы в I квартале 2021 года, сегмент Out of Home (OOH) все еще показывает неважные результаты, следует из итогов развития рекламного рынка России, подведенных Комиссией экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Если вся отрасль показала рост на 6% с объемом в 122-124 млрд рублей, то OOH просел на 13% (объем сегмента составил 9,4-9,6 млрд рублей).

— Сегмент ООН сократился почти на 13%, но при этом динамика основной составляющей этого сегмента – наружной рекламы – оказалась не столь негативной, на уровне 8%. Главным драйвером в процессе восстановления здесь выступает подсегмент цифровых рекламоносителей, предлагающий рекламодателям решения на основе новых информационных технологий. Это делает наружную рекламу более привлекательной и понятной для брендов, традиционно делающих ставку на рекламу в интернете. Объем «новых денег» в цифровой наружке становится все более заметным, — отмечает вице-президент АКАР Сергей Веселов.

«Порядок рано или поздно надо наводить, да и реклама эта многим поднадоела»

Несмотря на кажущуюся несовременность такого вида рекламы, как «наружка», существовать этот формат будет до тех пор, пока вообще существует жизнь в офлайне, считает генеральный директор Gallery Мария Комарова.

— Аудитория есть. Пока есть офлайн, пока люди предпочитают выходить на улицу подышать свежим воздухом, пообщаться с друзьями, ездят на работу, ходят в магазины (ну не все заместит доставка), пока есть улицы и жизнь на улицах городов, люди там, такой канал массовой коммуникации, как наружная реклама, будет востребован вечно. Технологии только добавляют ему прекрасных красок, возможностей, инструментов, всего того, что востребовано у рекламодателя, — рассуждает госпожа Комарова.

В компании, по словам топ-менеджера, предполагают, что рост на 2021 год сегмента наружной рекламы будет исчисляться двузначными цифрами. Эти цифры приблизят ситуацию к показателям 2019 года, но не сравняют с ними — «пробить» эту планку и выйти на рост скорее станет возможным в 2022-м.

В чем же драйвер развития сегмента? Эксперты отмечают важность расширения инструментария, его диджитализацию и упрощение для клиента. Один из первых шагов, который еще не массово, но уже начинают внедрять в челнах, — использование цифровых экранов. Что не только освобождает от расходов на печать и размещение баннера, но и привлекает больше внимания, чем статичное изображение.

Среди интересных трендов — WiFi-аналитика, позволяющая в реальном времени отслеживать трафик возле конструкции, формировать усредненный портрет человека, который чаще видит рекламу, подбирать целевую аудиторию, а также синхронизировать рекламу из разных источников — например, запустить в интернет аудио-ролик, когда человек проезжает мимо щита. Еще одно направление, которое открывает массовая диджитализация ООН — автоматизация размещений, когда рекламодатель сам может управлять местом размещения и платить только за количество показов.


Читайте также: Кладбищенская монополия, нарушения в госконтрактах, незаконная реклама и торговля: что нашли антимонопольщики в лавочке Магдеева?


Comment section

Добавить комментарий

Войти: