«Кто-то делает родословные-шәҗәрә, потому что это для него элемент престижности»

в котором собрана история семьи
Создание документа, в котором собрана история семьи, сегодня становится все
более популярным явлением. Ученый Рамиль Гаптрахимов рассказывает, что некоторые
готовы тратить на это сотни тысяч рублей. Мы узнали, можно ли обнаружить у себя
родство, например с Чингисханом, и от чего зависит стоимость исследования.

Рамиль Гаптрахимов занимается генеологическими исследования -восстанавливает по архивным документам истории семей, составляет родословные, которые по-татарски называются шәҗәрә. На канале «Татары мира» состоялся стрим, где Рамиль Гаптрахимов и журналист KazanFirst Ильнур Ярхамов обсудили, почему сегодня для современных татар может быть актуально и интересно знание о своём происхождении. Раньше подобные сведения считались неотъемлемой частью семей. Но сегодня татары живут в иных условиях: по большей части в городах и глобализирующемся мира.

— Рамиль, представься, кто ты и откуда?

— Меня зовут Рамиль Гаптрахимов, я родом из Набережных Челнов. Переехал в Казань, поступил в КФУ, обучался на историческом факультете, на кафедре татароведения. Параллельно, во время учебы в магистратуре я начал работать в архиве, делать родословные. Больше трёх лет отработал от должности главного архивиста до должности заместителя директора.

С этого года я в частном порядке начал заниматься восстановлением истории семьи тем, у кого нет времени на это, но есть желание.

«Кто-то делает родословные-шәҗәрә, потому что это для него элемент престижности»

— Почему ты выбрал именно родословные исследования?

— Случайность. Потому что я попал работать в архив. И примерно с первого дня, как я взял старый архивный документ, то есть метрическую книгу — это уже дало какой-то отклик. И постепенно, в процессе работы я осознавал интерес в этом, что это некая детективная работа. Она меня затянула.

В каждой родословной можно найти интересный факт, который определяет её индивидуальность. Но понять это можно только в конце исследования.

— Ты составил свою родословную. Что тебе удалось узнать?

— Да, у меня есть родословная по материнской стороне. По отцовской линии была сделана. Мой дядя сделал, а её только перепроверил.

— На сколько лет ты смог углубиться в историю?

— В моём случае — до середины XVIII века, то есть примерно 1750-ые года.

— Глубже почему не получилось? 

— Потому что у меня предки были указаны башкирами. А башкир начали учитывать только с 1795 года при переписи населения, то есть в Ревизских сказках. До этого, получается, башкир нигде не указывали. А в случае, если родственники в источниках указаны как татары, то можно дойти до времён Петра I, то есть 1720-ые года, 1680-ые года.

А почему мои предки были башкирами? Потому что им было выгодно так записаться. По моей практике работы в архиве — мне очень многие звонили и спрашивали, почему предки у них указаны как башкиры. Хотя у них в семье никто ничего не знает об этом.

По деревне моих предков есть более древние документы, по ним жители указываются как «ясачные татары». Моего предка звали Езлюкай. Ровно такое же имя фигурирует в более древнем документе моей деревни, но уже среди ясачных татар. Возможно, что этот Езлюкай, который из ясачных татар, был потом записан как башкир. Но наверняка я это доказать не могу, к сожалению.

«Кто-то делает родословные-шәҗәрә, потому что это для него элемент престижности»

— Это же у тебя по линии матери предки — башкиры, а по линии отца?

— Да, есть. У меня мама из Тукаевского района Татарстана. А папа — с Актанышского. Всё это же раньше было Мензелинским уездом.

— Ну да. Эта территория бывшей Уфимской губернии. Рамиль, а сколько стоит составление родословных?

— В Казани, в Татарстане так сформировался рынок, что сделать свою родословную — начинается с 20 тысяч рублей. А максимальной может быть уже любая сумма выше, смотря как ты хочешь оформить свою родословную. 20 тысяч рублей — это минимальная сумма, с которой исследователи начинают свою работу.

— А если исследование усложнится? Если нужно ехать в архив в Уфе? В Астрахань? В Москву?

— Прежде чем я договариваюсь с клиентом об исследовании, то я делаю анализ истории его населенного пункта. То есть предварительный анализ. Так я могу узнать, что, скажем, половина документов в Казани, другая половина — в Уфе. Значит это уже другая сумма. Если надо поехать в Астрахань, это тоже уже другая сумма исследования.

Или когда каких-то сведений недостаточно, то приходится ехать в деревню клиента, опрашивать аксакалов, посещать местное кладбище-зират. А это значит, что сумма исследования увеличивается.

Основная и крупные генеалогические компании находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Там у них минимальная сумма исследования — от 200-300 тысяч рублей. И средний чек исследования у них доходит от 1 млн рублей. Столько готовы люди платить за изучение истории своей семьи.

«Кто-то делает родословные-шәҗәрә, потому что это для него элемент престижности»

— Почему татары сегодня интересуются своим шәҗәрә? Их интерес, скажем, 100 лет назад можно объяснить. Тогда в городах мало людей жило. В основном в деревнях сельскими общинами. Браки заключались между соседними деревнями, иногда внутри деревень. Знание родословной, знание своих предков до 7-го колена было важно, чтобы не допустить кровосмешения. Люди тогда на интуитивном уровне понимали генетический фактор при рождении детей. Но мы живём в современном мире. Наши города разрослись. Селяне переезжают. Мир глобализируется. Я могу жениться на англичанке или француженке. Поэтому, зачем нужны родословные в нашем современном мире?

— У всех людей сегодня разные причины и желания составить свою родословную. Во-первых, человек сам лично должен определиться, зачем ему нужна родословная.

У кого-то может быть эмоциональная причина. Скажем, умер член семьи или появился новый член семьи. Кто-то родился или женился. И вот человек хочет оставить наследие своё. Кто-то хочет родословную ради своих внуков, чтобы их внуки знали, кто они такие. Тогда люди заказывают свои родословные.

Кто-то делает родословные, потому что это для него элемент престижности, гордости. Или, скажем, приходят гости. И родословные — это тема, повод о чем-то поговорить.  

— А было такое, что кто-то к тебе обращался с просьбой сделать родословные, потому что кто-то ему из родственников сказал, что у него в роду были татарские князья какие-нибудь? Ну, или может чингизиды?

— Так уж в открытую никто меня не просил найти среди предков Чингисхана. И это в принципе нереально — дойти до Чингисхана. Если только это не какой-то очень знатный татарский род. И всё равно это документально подтвердить тяжело.   

У многих обычно есть семейная легенда, что вот, мол, дед был раскулачен. Что он владел какой-то мельницей. Такие факты, например, можно найти. Они документально либо подтверждаются, либо опровергаются.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *