Сделка СИБУРа и ТАИФа: начало экспансии России на мировые рынки

как и многие другие отрасли
В последние годы глобальный рынок нефтегазохимии, как и многие другие отрасли,
активно следует тренду на консолидацию активов и мощностей. Лишь за последние
годы крупнейшие игроки – США и Китай создали сразу несколько мировых гигантов.

Так, несколько лет назад крупнейшей по объему продаж и капитализации на рынке нефтехимии стала объединенная корпорация DowDuPont – объединенная на базе Dow Chemicals и DuPont, она в первый же год существования обогнала весь рынок, получив выручку в $86 млрд.

В то же время практически в каждой стране есть собственный крупный нефтехимический игрок, влияющий на мировой рынок в целом: Sabic в Саудовской Аравии, BASF в Германии, LyondellBasell в США.

Все это говорит о бурном развитии отрасли, в которой активно назревает если не передел, то как минимум серьезная конкуренция на внешних рынках сбыта. Однако, уверены эксперты, лидерами на мировой арене станут те, кто сможет лучше адаптировать производство и сократить издержки за счет масштабирования и в то же время развивать собственные технологии производства на фоне сокращения на рынке доступных лицензий.

В этом смысле сделка по объединению активов СИБУРа и ТАИФа выглядит как минимум логично, поскольку позволяет добиться синергии между динамично развивающим направление промышленного строительства и масштабирования федеральным холдингом и одной из лучших в стране научно-инженерной татарстанской школой.

Сделка СИБУРа и ТАИФа: начало экспансии России на мировые рынки

KazanFirst решил подробнее изучить события на мировом рынке нефтегазохимии и разобраться, как именно объединение ТАИФа и СИБУРа позволит России усилить экспансию на международной нефтехимической арене.

Мировая нефтегазохимия

В период пандемии 2020 года мировой нефтехимический рынок показывал разнонаправленную динамику.

В аутсайдерах по результатам последнего года оказались попавшие под большее влияние пандемии развитые рынки Европы и отчасти США. Сильнее всего локдаун ударил по деловой активности именно этих регионов. В то же время менее жесткие меры по ограничению общественной и деловой активности в России и Китае позволили этим странам показать положительную динамику в нефтегазохимии и целом ряде других отраслей.

В сухом остатке, даже с учетом такой динамики и пандемии, за последние пять лет нефтехимическая промышленность показывает рост, который продолжится и в ближайшие десятилетия за счет, в том числе, стабильного роста потребления продуктов отрасли.

В 2021 году эксперты из Transparency Market Research предрекают глобальному рынку нефтехимии рост в 4%, что почти вдвое выше мирового ВВП. В том числе этому уже способствует рост потребления полимеров в медицине, а также использование продуктов нефтегазохимии в автомобильной промышленности (для облегчения веса машин) и в ЖКХ (обновление инфраструктуры).

Сделка СИБУРа и ТАИФа: начало экспансии России на мировые рынки

С точки зрения продуктового анализа большую долю мирового рынка нефтехимической продукции занимает этилен. Его доля уже сейчас составляет около 25% и в будущем будет только расти. Эксперты уверены, что спрос на него в ближайшие 10 лет будет значительно увеличен. Также среди продуктовых лидеров – пропилен, доля которого, по разным оценкам, так же составляет порядка 15–17%.

Тенденция рынка играет на руку объединенной компании ТАИФа и СИБУРа, которые как раз делают упор на производство этих категорий товаров, уверены эксперты.

Российская нефтехимия

Доля химического сектора в российском ВВП составляет около 4%, однако кризисный 2020 год для отечественной нефтехимии прошел в позитивном ключе.

В отличие от спада загрузки мощностей у европейских и американских производителей, в России произошел значительный рост объемов производства по целому ряду направлений.

По итогам года производство этилена в стране выросло на 40,9%, полимеров этилена в первичных формах — на 45,2%, в том числе полиэтилена — на 76,1%. Выпуск пропилена увеличился на 16,3%, а полимеров пропилена в первичных формах — на 36,1%. Причина такого значительного роста — в производстве полиолефинов, в первую очередь – запуск «Запсибнефтехима» (входит в группу СИБУР) на полную мощность. 

Как объясняют в компании, этого объема более чем достаточно для полного обеспечения внутреннего спроса, в связи с чем также сохраняется и потенциал наращивания экспорта, который считается несырьевым, в отличие от экспорта нефти и газа. Уже сейчас половина этой продукции уходит в Китай и к другим покупателям.

— Там [в мире] наблюдается значительный дефицит полимеров и этилена. Благодаря новым мощностям Россия удвоила экспорт полимеров и впервые стала их нетто-экспортером, — отмечает  Алексей Калачев, аналитик ГК «ФИНАМ». 

И целой России мало 

Возвращаясь к сделке, компании представляют одну отрасль, но специализируются на разных продуктах. СИБУР — крупнейший в РФ производитель нефте- и газохимии. Выручка компании по МСФО в 2020 году составила 523 млрд руб.

ТАИФ — один из крупнейших производителей полимеров и синтетических каучуков. Прошлогодняя выручка компании по РСБУ составила 149 млрд руб.

На российском рынке это два крупнейших игрока, каждый из которых активно занимается собственным продуктовым сегментом.

При этом важно, что целью объединения является активный «захват» международных рынков. Об этом неоднократно заявлял в интервью председатель правления СИБУРа Дмитрий Конов: «Амбиции обеих групп акционеров в том, чтобы войти в топ-5 мировых компаний к 2030 году. Но что такое мировые нефтехимические компании? Среди них есть компании, которые производят кислород и водород, но не производят те материалы, которые производим мы. Так вот в категории производителей материалов мы должны быть в топ-5».

Сделка СИБУРа и ТАИФа: начало экспансии России на мировые рынки

Этому способствует активное развитие производства полимеров. По отчетам рейтингового агентства НКР, за 2020 год в России оно выросло на 50% — с 3,165 млн до 4,684 млн тонн. Прежде всего речь идет об увеличении выпуска базовых видов полиэтилена и полипропилена. 

Основная часть этой продукции как раз производится на предприятиях СИБУРа и ТАИФа («Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез»). Полиэтилен и полипропилен — более простые марки полимеров, на них, по словам Конова, сейчас есть стабильный спрос: «Сложные марки полимеров идут на рынок России и Европы. В условиях пандемии заход на рынки такой продукции стал тяжелее. Поэтому в 2020 году мы больше продавали те марки, которые легче продавать, и продажи сместились на азиатское направление. К тому же в Китае, например, пандемия чувствовалась меньше».

Сделка по объединению активов ТАИФа и СИБУРа действительно может стать отправной точкой для наращивания влияния российской нефтегазохимии на мировой арене, что также отразится и на экономике как страны в целом, так и субъектов присутствия предприятий общей компании, уверен заместитель директора Института международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ Юрий Баранчик.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал так же отмечает, что у объединенной компании есть весьма большой потенциал. «Осталось только грамотно реализовать те возможности, которые есть, — и с точки зрения корпоративных процедур, и производственных. И тогда, скорее всего, действительно может получиться один из крупнейших мировых игроков на рынке нефтегазохимии», — считает эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *