«Региональные фильмы порой превосходят картины признанных российских мэтров»

которые часто не попадают в федеральный прокат. Среди именитых гостей - звезда сериала «Великолепный век» Селим Байрактар.
В этом году организаторы Казанского фестиваля мусульманского кино сделают акцент
на продвижении локальных картин, которые часто не попадают в федеральный прокат.
Среди именитых гостей — звезда сериала «Великолепный век» Селим Байрактар.

Проведение Казанского международного  фестиваля мусульманского кино запланировано на 5-10 октября. В этом году поступило 584 заявки из 45 стран мира. Много работ прислали кинематографисты из Ирана и Турции, а также из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана. В программу вошли также фильмы из России, Франции, Испании, Китая, Бельгии, Японии, Катара, Болгарии, Алжира.

Татарстанский кинематограф на Казанском кинофестивале-2021 будет представлен во всех конкурсных номинациях, а также отдельной программой кинолент локальных режиссеров. Так, в частности, комиссия отобрала 50 фильмов в номинациях «Игровой полнометражный фильм», «Документальный полнометражный фильм», «Игровой короткометражный фильм», «Документальный короткометражный фильм» и «Национальный конкурс». В каждой из номинаций оказалось по одной татарстанской ленте.

Местный кинематограф предложат онлайн-платформам

На этот раз организаторы сделали акцент на региональных картинах. Их представят потенциальным покупателям — телеканалам, кинотеатрам и онлайн-платформам.

— Почему эта идея возникла и чем она ценна? В регионах России создают фильмы, но они не доходят до зрителя, — объясняет исполнительный директор Казанского международного фестиваля мусульманского кино Миляуша Айтуганова. — Потому что федеральный прокат обычно не берет региональные фильмы, за редким исключением. И мы бы хотели, чтобы сверхзадачей стало создание каталога региональных фильмов, которые могли бы быть в обороте.

«Региональные фильмы порой превосходят картины признанных российских мэтров»

В федеральном прокате обычно крутятся картины голливудские или снятые на крупных российских компаниях, которые могут размахнуться на блокбастеры, получая солидные средства из Фонда кино. А регионалы выживают либо за счет местного бюджета, либо, что редко, получают субсидии министерства культуры. Возможности разные, а результат зачастую не уступает произведениям мэтров индустрии, а то и превосходит их.

Больше всего приглашенных из Башкортостана, Якутии и Татарстана. Участвовать будут мастера из Иваново, Москвы, Красноярска, Нальчика, ждут подтверждения еще из нескольких республик и областей. В кинофестивале примут участие онлайн-кинотеатры, такие как ivi.

Кроме того, продолжат работать с питчингом (это устная или визуальная презентация проекта для нахождения инвесторов. — Ред.). В Татарстане к нему приступили два года назад.

— У нас есть опыт проведения подобного мероприятия в 2019 году, — отметила Айтуганова. — Два продукта уже дошли до зрителей — это совместная работа Татарстана и Узбекистана «Сумбуль». Второй фильм «Тарлан» по мотивам произведения Галимжана Ибрагимова находится в стадии производства. 

Поскольку фестиваль все-таки международный, то собирается и иностранный бомонд. Сегодня есть 24 заявки на питчинг  из Азербайджана, Италии, Франции, США, Китая. 

Деятелей из Афганистана, где произошёл переворот, на фестиваль пригласить не смогут. Но все фильмы от этой страны, которые есть в конкурсе и вне конкурса, на нем тоже представят и соберут в одну общую программу.

Что покажут зрителям?

Для открытия фестиваля впервые выбран документальный фильм — «Дни и века Чингиза Айтматова» от режиссера Григория Нахапетова. Он длится 52 минуты. Картина раскрывает малоизвестные детали биографии писателя и как нельзя лучше подходит к девизу фестиваля.

— Самое главное, почему этот фильм был предложен отборочной комиссией и поддержан  ДУМ РТ, — картина обращается к тематике, которую еще в 1986 году Чингиз Айтматов поднял на Иссык-Кульском форуме. Тема звучит так: об ответственности ведущих деятелей политики, науки и культуры за судьбоносные процессы, происходящие в мире, установление диалога между Востоком и Западом. Как вы понимаете, она чрезвычайна актуальна и на сегодняшний день, — подчеркнула исполнительный директор фестиваля.

На кинофорум приедут именитые гости. Ведущей церемонии открытия станет российская актриса театра и кино, телеведущая, певица Татьяна Абрамова. Также столицу Татарстана посетят актер театра и кино, преподаватель актерского мастерства Александр Носик, актриса театра и кино, Заслуженная артистка России Ольга Кабо и молодая и перспективная актриса Евгения Розанова.

«Региональные фильмы порой превосходят картины признанных российских мэтров»

Из зарубежных звезд на фестивале ждут исполнителя роли Сюмбюль-ага в известном турецком сериале «Великолепный век» Селима Байрактара.

Показы фильмов-участников фестиваля пройдут в кинотеатрах «Родина» и «Мир». В жюри — Эльчин Мусаоглу (председатель жюри, Азербайджан), Жером Аммади (Марокко), Фаджр Якуб (Швеция), Алмохаммад Калхом (Сирия), Бахыт Каирбеков (Казахстан), Валерия Байкеева (Россия), Камал Сваруп (Индия), Саед Неджати (Иран), Селим Байрактар (Турция), Ашраф Дали (Египет).

На фестивале зрителей познакомят с 11 казанскими премьерами. Айтуганова особо выделила две картины:

— «Место силы» —  документальный фильм режиссера Елизаветы Киселевой;

— «Клюквенное лето» и «Оналча» Асель Багаутдиновой.

— Эти премьеры просто надо посмотреть, потому что они очень классные, — уверена спикер.

Среди казанских премьер также:

— «Солдатская шапка» Павла Москвина;

— «Уроки Батуллы» Фарида Давлетшина — документальный фильм о народном писателе;

— анимация «Кот Казанский» Даниила Файзрахманова;

— психологический триллер «Кахексия» Алины Галимуллиной. Это медицинский термин, обозначающий крайнее истощение организма. В фильме противопоставляется современная молодежь, которая в погоне за хайпом готова даже на голодовку, и люди, у которых просто не было выбора перед смертельным голодом;

— «Курьер» Ольги Красовской.

Будут также представлены и те фильмы, которые находятся еще в процессе съемок. Среди них:

— фильм «Мы дети 41-го года», который снимается в рамках программы самоидентичности татарского народа;

— «Тарлан» — фильм, который создается совместно с казахстанскими кинематографистами.

«Региональные фильмы порой превосходят картины признанных российских мэтров»

Есть также фильмы, которые не вошли в конкурсную программу, но тоже представлены на фестивале.

1) «Девушка и море» Азизы Заировой и Мухамеда Мамырбекова из Казахстана. Он получил приз «Лучшая социальная драма» на одном из французских фестивалей.

2) Азербайджанский фильм «Среди рассыпанных смертей». Это лучшая из азербайджанских картин последних лет. Не попала в конкурс из-за сцен с голой женщиной.

3) «Пункт пропуска. Офицерская история» (Россия) Веры Соколовой. События российско-украинской войны.

4) «Тропа братства» (из цикла фильмов «Славные сыны Кавказа») известного советского и российского режиссёра документального кино Вахтанга Микеладзе.

В рамках кинофестиваля состоятся традиционные деловые программы, мастер-классы, панельные дискуссии, инвестиционно-презентационная площадка для кинофестивалей-партнеров и другие мероприятия. Они пройдут на базе Казанского государственного университета культуры и искусств.

«Татарстанские фильмы, вошедшие в основную программу, действительно сильные»

После основной программы запланировано и так называемое эхо фестиваля — показ фильмов по всей республике и за ее пределами. Но для его проведения на постоянной основе должны закупаться права.

— Мы такой опыт имели. В течение трех лет мы покупали права. Эта сумма была заложена в бюджет фестиваля. В этом году, к сожалению, такой статьи нет, — сообщила Айтуганова.

Заместитель министра культуры  Татарстана Дамир Натфуллин добавил, что показ татарстанских фильмов по республике является очень перспективным направлением и вопрос о нем нужно проработать более детально.

— Если речь не только о фестивальных фильмах, то, например,  был проект «Казанские гастроли», — отметил спикер. — Он себя зарекомендовал и сейчас транслируется на всю республику. Театры подбирают репертуары, потому что не на каждой площадке возможен полноценный спектакль. Нужно больше популяризировать эти фильмы. Такая работа ведется, хотя, может быть, не так массово и активно. Возможности у нас есть. Например, нурлатский кинотеатр по качеству не уступает казанским. Поэтому, я думаю, да, этот проект нужен. И мы должны сделать его более массовым и попытаться охватить всю географию республики.

Некоторые страны, в частности Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, обратились с просьбой показать фильмы с фестиваля мусульманского кино в своих странах.

«Региональные фильмы порой превосходят картины признанных российских мэтров»

Своим мнением о татарстанском кино поделилась председатель отборочной комиссии КМФМК-2021 Гульнара Абикеева из Казахстана. Она очень высоко его оценивает.

— Я рада быть причастной к этому кинофестивалю и, наконец, познакомиться с вашим кино. Некоторые фильмы из конкурсной программы повествуют о культуре и ценностях не только татар: они нашли бы отклик, скажем, и в Казахстане, и во многих других тюркских странах. Да, по одному фильму часто нельзя судить о кинематографе региона или страны в целом. Но в данном случае все татарстанские фильмы, вошедшие в основную программу, действительно сильные. Это россыпь прекрасных картин, представленных как в конкурсах, так и во внеконкурсных программах, — подчеркнула она.

Она выделила  несколько наиболее понравившихся картин. К ним относятся «Бойцовская рыбка» Сергея Батаева — фильм о взрослых, детях и аквариуме с рыбками. Документальная картина Алмаза Нургалиева «Җиде утрау арасында», повествующая о судьбе единственного жителя деревни Семиострово Актанышского района. Фильм «Берүзе» Булата Минкина о заключенном, прожившем 18 лет в одиночной тюремной камере.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *