Ильсур Хадиуллин о системе оценивания в школах: Учителя оказывают медвежью услугу ученику, натягивая ему баллы

что в городе растет число хороших результатов на ЕГЭ и олимпиадах. В то же время есть серьезные вопросы к оценке знаний школьников.
На ежегодной августовской педконференции в Казани отметили, что в городе растет
число хороших результатов на ЕГЭ и олимпиадах. В то же время есть серьезные
вопросы к оценке знаний школьников.

В Казани на ежегодной августовской педагогической конференции, проведенной в недавно открывшейся школе «Унбер», подвели итоги учебного года. По мнению министра образования и науки Татарстана Ильсура Хадиуллина, на ЕГЭ столичные школьники показали хорошие результаты.

Из 6 158 учащихся, сдававших экзамен, 118 человек получили 100 баллов. А семь выпускников набрали максимальный результат сразу по двум предметам. Ежегодно увеличивается количество работ ЕГЭ выше 80 баллов.

— Средний балл по русскому языку в Казани уже на протяжении последних четырех лет сохраняется на уровне 74. А за последние 10 лет он увеличился более чем на 10 баллов, — рассказал начальник Управления образования Казани Ирек Ризванов. — Кроме того, в этом году лишь один выпускник не справился с минимальным заданием по русскому языку. Для сравнения, в прошлом году таковых было 25. Средний балл по математике профильного уровня за 10 лет увеличился на 10 баллов. В 2021 году, по сравнению с прошлым годом, результат оказался выше на 1,87 балла, а доля не преодолевших порог в 2021 году снизилась на 1,3%.

Ильсур Хадиуллин о системе оценивания в школах: Учителя оказывают медвежью услугу ученику, натягивая ему баллы

В Управлении образования также проанализировали результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ в одних и тех же классах отдельных школ. Выяснилось, даже некоторые из тех заведений, которые не попадают в топ лучших по итогам экзаменов и олимпиад, показали хороший рост относительно самих себя. Такой подход позволяет выявить образовательные учреждения, способные к эффективному обучению детей в непростых условиях.

А вот с ОГЭ все прошло не так гладко. В этом году его сдавали более 11 тысяч школьников, из них 151 остались без аттестата. Впрочем, как отметил министр, с учетом конкретного количества учащихся это в пределах нормы и, с другой стороны, даже, наоборот, свидетельствует об объективности оценки. Хотя над ней еще нужно много работать. Так, уровень объективности оценок на выпускных экзаменах в Татарстане считается низким. Из-за чего республика заняла 22-е место в рейтинге Рособрнадзора. Хадиуллин считает, что нужно улучшать систему оценивания. Учителей же он призвал стараться объективнее подходить к этому процессу, «чтобы не было никаких приписок, подсказок». Кроме того, министр отметил, что не нужно натаскивать детей конкретно на ЕГЭ, а качественно обучать их с первых классов. В то время как зачастую только после 9-го класса в школе серьезно задумываются над тем, как учащиеся будут сдавать ЕГЭ.

Большие успехи казанские учащиеся делают во Всероссийской олимпиаде школьников. В этом году победителями стали 649 учащихся из столицы Татарстана, что на 21% больше, чем в прошлом году. А на заключительном этапе призовые места получили 115 школьников из столицы республики. Если бы Казань обладала статусом региона, на Всероссийской олимпиаде школьников она занимала бы второе место после Москвы. А на международных олимпиадах одержал победу 41 учащийся.

Такие высокие результаты не случайны. Поскольку в работу с талантливыми детьми в городе вкладывается немало средств.

— На поддержание одаренных детей и учителей, подготовивших их, из бюджета города выделено более 24 млн рублей. На 30% больше, по сравнению с прошлым годом, стало количество учащихся, которые получили грант мэра Казани, — прокомментировал Ризванов.

Ильсур Хадиуллин о системе оценивания в школах: Учителя оказывают медвежью услугу ученику, натягивая ему баллы

Аттестат с отличием получил 831 школьник, что на 52 человека больше, чем в прошлом году. В то же время некоторые выпускники не подтвердили свои медали. Таковых в этом году 24. Глава Минобрнауки подчеркнул, что причина такой ситуации — недоработка учителей.

— Не нужно оказывать медвежью услугу. Мы не имеем права обманывать детей. На выходе они не подтверждают свои знания, не являются медалистами, а это на всю жизнь запоминается, — сказал Хадиуллин.

Министр также считает не совсем правильным, что в этом году для получения медали требовалось набрать на ЕГЭ по русскому языку как минимум 70 баллов, а по предметам «на выбор» для нее достаточно было 40-50 баллов.

— Это смешно. Выпускник сидит рядом с медалистом, у него 60-80 баллов, но он не медалист, а медалист получает меньше 50 баллов и ему дают медаль. Это не совсем правильно, — высказался руководитель ведомства.

Но в татарстанском ведомстве бессильны что-либо сделать в такой ситуации, поскольку порядки прописаны в федеральном законодательстве.

Еще одна достаточно странная ситуация, про которую упомянул Хадиуллин, — это то, что 25 девятиклассников при пересдаче ОГЭ после двоек получили «5». А среди их годовых оценок преобладали тройки и четверки.

— Это немыслимо. За это нас будут критиковать на уровне Российской Федерации. Такого не должно быть. Если пересдают, пусть это делают на соответствующую оценку. Мы не против, если это будет пятерка, но она должна соответствовать, — прокомментировал министр.

После трагедии в школе №175 особое внимание направлено на антитеррористическую защищенность образовательных заведений. На эти нужды выделено 200 млн рублей. На них закупили пожарные сигнализации и тревожные кнопки. Установлены системы контроля доступа в учреждения. Кроме того, с 1 сентября все школы будут охранять частные охранные предприятия. Оплачивать их услуги будут как из местного, так и из республиканского бюджета. Деньги с родителей брать не будут. Снабдят ли охранников ружьем, пока неизвестно.

Ильсур Хадиуллин о системе оценивания в школах: Учителя оказывают медвежью услугу ученику, натягивая ему баллы

Для обеспечения же всех параметров безопасности казанским школам потребуется около 2 млрд рублей. Региональные власти должны по поручению президента России Владимира Путина создать единый стандарт охраны образовательных заведений. Пока его не определили.

— Трагедия, которая произошла 11 мая, потрясла всех нас. Несмотря на то, что такие события невозможно предугадать, мы должны предпринять все необходимые меры, чтобы школы, садики, все социальные учреждения были в безопасности, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин.

Он добавил, что для обеспечения безопасности большое значение имеет психологическая атмосфера. Поскольку в 70% случаев девиантное поведение школьников уходит корнями в детские травмы.

— Дети порой бывают жестоки, но при правильной работе всех — от директора и классного руководителя до школьных психологов — можно и нужно это своевременно выявлять, — сказал градоначальник.

Он добавил, что важно также воспитывать у детей ответственность по отношению к домашним животным. Эта тема для Казани очень актуальна в силу того, что город наводнили бездомные собаки. Проблема теперь стоит настолько остро, что требует принятия каких-то серьезных мер, поиска решения. И, конечно, не последнюю роль здесь играет ответственное отношение к домашним животным.

Одной из важнейших задач всегда является обеспечение инклюзивного образования. С начала учебного года в детских садах Казани откроются 32 дополнительные группы для 942 детей с особенностями развития. Для них также заработают новые отдельные классы в шести школах города. А на базе школы №49 появится творческий досуговый и учебный центр с мастерскими, заниматься в которых смогут как учащиеся всех близлежащих школ, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Планируется возвести два спорткомплекса для детей и взрослых с ОВЗ – около мечети «Ярдэм» и в Приволжском районе рядом с лицеем №78. А в январе в Казани пройдет специальная олимпиада для людей с ментальными расстройствами.

Ильсур Хадиуллин о системе оценивания в школах: Учителя оказывают медвежью услугу ученику, натягивая ему баллы

В Казани продолжается работа над родительским контролем питания в школах. В новом учебном году его переведут в электронный формат. Для оценки качества блюд будет разработано специальное приложение.

С 1 сентября в образовательных заведениях сохранятся все антиковидные меры, которые принимались раньше. По-прежнему будут разделять потоки, останется кабинетное обучение. В содержательном плане в учебном процессе не будет каких-то кардинальных изменений. Дистант вводиться не будет.

Осенью в школы пойдут около 160 тысяч школьников. Количество учащихся ежегодно растет, поэтому на сегодня в Казани не получается снять проблему второй смены и острой нехватки школ. Около 19 тысяч школьников пока продолжат учиться во второй половине дня. Очень не хватает и детских садов. Конечно, в последнее время количество родителей, стоящих в очереди туда, существенно сократилось, но их все еще немало. По мнению Ризванова, высокая загруженность школ и детсадов — та проблема, с которой неизбежно сталкивается любой крупный город. Ее не способно устранить даже активное строительство новых образовательных заведений, которое ведется в Казани. В этом году в ней появятся две новые школы — №11 «Унбер» в ЖК «АртСити» и №188 «Бионика» в «Салават Купере». На полную мощность заработает гимназия №189. До конца года в городе откроются девять детских садов. Делается это в том числе за счёт национального проекта «Образование» и национального проекта «Демография».

Проводится капремонт в образовательных учреждениях. В густонаселенных микрорайонах и поселках с высокой загруженностью школ детей будут перевозить на специальных автобусах. Они впервые появятся в поселках «Вишневка», «Привольный» и микрорайоне «Салават Купере».

В связи с большим ростом числа школьников остро стоит вопрос дефицита учителей. Больше всего не хватает педагогов начальных классов, математики, русского языка и физики. Для решения этой проблемы используется целевое обучение. В этом году в школы придут около 400 молодых специалистов.

Ильсур Хадиуллин о системе оценивания в школах: Учителя оказывают медвежью услугу ученику, натягивая ему баллы

На конференции выступали федеральные спикеры с рассказом о современных методах обучения. У одного из них – директора Института неформального образования Дмитрия Зицера – уже начало лекции было весьма эпатажным. Выйдя на сцену, он сказал: «Жарко, надо бы раздеться». Вслед за чем снял пиджак. «С вами помягче или пожестче?», — продолжал удивлять слушателей спикер. Свой разговор он начал с вопроса: «Зачем ребенок ходит в школу?». Зицер спустился к зрителям и активно просил их вступать в диалог. Люди пытались говорить свои ответы: «Чтобы получать знания», «Чтобы общаться». Но ни один из их большого количества не устроил спикера. Суть его выступления сводилась к тому, что сейчас педагоги зачастую ориентируются на старую, советскую систему обучения, которая давно устарела, и нужно использовать новые подходы. Главное — не дрессировать детей в выполнении тех или иных заданий, а объяснить им, как учеба может пригодиться им в жизни. У ученика должен появиться личный интерес к образовательному процессу (он должен осознать, почему он здесь), только тогда он начнет раскрываться и проявлять свою индивидуальность, убежден Зицер. 

Спикер также подчеркнул, что в школе важно не только обучение, но и воспитание. Индикатор успешности педагога — умение вести за собой людей, побуждать людей подражать себе, закладывать свои собственные идеи и представления в головы учеников.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *