Дамир Фаттахов: Творческие люди должны знать, что их проекты можно монетизировать

как со временем удастся сделать креативные индустрии драйвером развития экономики региона.
На фестивале «RE’ACTOR» в Казани помечтали, как со временем удастся сделать
креативные индустрии драйвером развития экономики региона.

В Национальной библиотеке Татарстана открылся фестиваль креативных индустрий «Город — RE’ACTOR». Здесь представители арт-резиденций со всей страны обмениваются опытом и обсуждают перспективы развития.

Программа очень насыщенная: лекции, дискуссии, музыка, питчинг проектов для резидентов, маркет и мастер-классы, выставки и инсталляции, after-party. Тематика лекций и дискуссий самая разнообразная — от оценки возможностей креативного бизнеса до музыкальной индустрии. 

Татарстан стал одним из первых регионов страны, где сформировались арт-резиденции.

— Два года назад, побывав на «Тавриде» в Крыму на презентации сети арт-резиденций, мы приняли такой вызов — стать пилотным регионом, — рассказал  министр по делам молодежи Татарстана Дамир Фаттахов. — Наша республика сформировала креативные пространства. Мы решили «перезагрузить» молодёжные центры, которые попали в программу реновации и реконструкции. И арт-резиденции, извиняюсь за тавтологию, стали основными резидентами этих площадок.

Дамир Фаттахов: Творческие люди должны знать, что их проекты можно монетизировать

Творческие центры есть в Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске, Бугульме. В Набережных Челнах их даже два. В Казани работает арт-резиденция на базе Алафузовского театра и готовится к открытию еще одна – в д/к «Химиков».

— Татарстан сделал невероятный шаг, сформировав целую сеть арт-резиденций! Это очень важно, — прокомментировала директор университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-заде.

Сегодня речь идет уже не просто о поддержке и развитии в республике творческих проектов, но и о том, как сделать так, чтобы они эффективно работали на экономику региона.

— Важно, чтобы творческие люди понимали, что их проекты могут стать серьезной частью экономики нашей республики — их можно монетизировать, масштабировать, — прокомментировал Фаттахов. — И первая, самая главная задача — сделать так, чтобы те креативные люди, которые хотят реализовать себя на территории республики, чувствовали поддержку. На таких мероприятиях они понимают, что востребованы, их проекты интересны. Более того, RE’ACTOR нужен как продюсерский центр. Как команда, которая сможет понять этот продукт, поддержать творческую инициативу и, видя палитру возможностей в нашей республике и всей стране в целом, помочь найти свою нишу, свой рынок.

Причем есть все основания надеяться на то, что в будущем Татарстан сможет иметь с творческих проектов такой же доход, как, скажем, с туристической отрасли. Так, по словам Черкес-заде, в некоторых регионах креативные компании уже являются драйверами развития экономики региона.

Дамир Фаттахов: Творческие люди должны знать, что их проекты можно монетизировать

Вопрос о монетизации творческих проектов рассматривается в Татарстане очень серьезно. Неслучайно с дискуссии на эту тему и началась программа фестиваля. Помимо Фаттахова и Черкес-Заде, в ней приняли участие министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, помощник президента Татарстана Наталья Фишман-Бекмамбетова, арт-директор дирекции парков и скверов Дарья Куракова и руководитель арт-резиденции RE’ACTOR Олег Федоров, управляющий отделением «Банк Татарстан» ПАО «Сбербанк» Рушан Сахбиев.

По мнению Черкес-заде, креативные индустрии могут стать для Татарстана еще одним способом привлечения туристов. Ведь нередко люди едут в другой город ради того, чтобы посетить какое-то мероприятие или сходить на тот или иной концерт. Определенные культурные события будут притягивать в город соответствующий контингент. При этом директор Universal University советует при капитализировании этих площадок делать ставку не на все направления сразу, а сосредоточиться на некоторых наиболее востребованных.

— В течение последних двух лет мы наблюдаем, что наиболее прогрессивные регионы выбирают отдельные креативные индустрии как драйверы развития экономики. Потому что нельзя заниматься всем вместе, — считает Черкес-заде. 

Она привела в качестве примера Калининград, где вначале хотели сделать арт-кластер про все на свете сразу, в итоге полностью сконцентрировались на игровой разработке. Там делают все для того, чтобы специалисты этой сферы в итоге собрались на территории города.

Дамир Фаттахов: Творческие люди должны знать, что их проекты можно монетизировать

Аюпова, в свою очередь, обозначила две грани креативных индустрий. С одной стороны, они, по ее мнению, сейчас актуальны как никогда, в связи с надвигающейся на нас роботизацией.

— Сегодня меняется структура промышленности. И через 10-15 лет все то, что можно выстроить по шаблону, будет роботизировано. Именно поэтому ключевая компетенция, которая останется конкурентоспособной, — это умение креативно мыслить, — убеждена спикер.

Глава Минкульта видит в креативных проектах большой потенциал и считает, что не нужно воспринимать их только как малый и средний бизнес. Особенно перспективными, по ее мнению, являются сфера IT и Fashion-индустрия.

В то же время, отмечает Аюпова, многие вопросы, связанные с творческими индустриями, еще мало проработаны на сегодняшний день. Понять, что они представляют собой в правовом поле, будет не так-то просто. По мнению министра культуры, для развития креативных индустрий нужна инфраструктура и смена менталитета. В силу привязанности к стабильности люди боятся быть свободными художниками. Поэтому нужно активно приучать молодежь к культуре творческого предпринимательства, и делать это надо начиная с 1-2 класса.

Дамир Фаттахов: Творческие люди должны знать, что их проекты можно монетизировать

Фишман отмечает, что важно создавать сервисы для развития креативных индустрий и налаживать взаимодействие между разными тематиками. Неплохо было бы также создать в Казани городскую кинокомиссию. С учетом того, что столица конкурирует за таланты, важное значение для привлечения молодежи имеют общественные пространства. И в этом смысле у Татарстана очень большой потенциал. Так, например, в финал премии международного конкурса ArchDaily & Strelka Award 2021 вошли сразу 3 объекта из Татарстана: парк «Урам» Национальная библиотека Татарстана и парк в Бугульме. По количеству объектов в финале он стал абсолютным лидером среди регионов России и обогнал даже Москву, от которой стали победителями 2 объекта.

И на федеральном, и на региональном уровнях принято колоссальное количество решений, которые так или иначе связаны с системными вопросами в формировании пространства для креативных индустрий. Появился закон, по которому человек может бесплатно получить второе высшее образование по творческим специальностям. Совсем недавно создан Фонд культурных инициатив при президенте России Владимире Путине. Он направлен в том числе и на поддержку и творческих проектов. Татарстан, по словам Аюповой, очень активно проявляет себя в этом фонде. По количеству поданных туда заявок республика заняла 4 место в стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Есть конкурсы и гранты. Впрочем, к последним министр относится весьма скептически, считая, что в ряде случаев они могут перейти в одну из форм социального иждивенчества.

Дамир Фаттахов: Творческие люди должны знать, что их проекты можно монетизировать

С ней согласен Федоров, которому такой вид поддержки тоже представляется не очень перспективным.

— Подсаживаться на грантовую иглу – это не есть хорошо. Мы обучаем людей, чтобы они понимали, что на проектах можно делать бизнес, — говорит он.

В развитии креативных индустрий иногда играет важную роль и частный капитал. Так, например, экосистема Сбербанка поддерживает многие сервисы из их области: онлайн-кинотеатр ОККО, цифровую платформу для школьников, новую компанию «Мувика», занимающуюся производством интерактивного кино. Еще одним ярким примером сотрудничества является приобретение Сбербанком компании «Союзмультфильм».

— Если давать совет, как вырасти: главное — давать продукт, который интересен людям, имеет ценность. И тогда на вас обязательно обратят внимание. И не только Сбер, а все – и «Татнефть», и Яндекс, и другие компании. Кто только сейчас не смотрит по сторонам в поисках вот таких недорогих, но очень классных идей, — прокомментировал Сахбиев.

Несомненно одно – такие мероприятия, как фестиваль RE’ACTOR действительно помогают в продвижении творческим людям. Так, например, благодаря ему 30-летняя Катя поняла, что вполне реально превратить хобби в подработку. Девушка занимается кастомом одежды – созданием рисунка на ней. Благодаря ему даже старая, поношенная вещь может приобрести интересный, свежий вид и заиграть новыми красками. За два месяца, в течение которых она проходила обучение в рамках фестиваля, у нее значительно увеличилось количество заказов. Катя только начинает заходить на рынок кастома, поэтому, по ее словам, берет пока гораздо дешевле, чем некоторые другие специалисты. 

Дамир Фаттахов: Творческие люди должны знать, что их проекты можно монетизировать

А начиналось все с хобби. Катя по образованию языковед, переводчик с арабского языка. С детства увлекается рисованием. Однажды в 15 лет пришла на мастер-класс к художнице и согласилась стать ее помощницей. Проработав у нее в качестве подмастерья, и сама овладела техникой живописи. До замужества Катя занималась изобразительным искусством как хобби. И буквально полгода назад, сидя дома с ребенком, решила попробовать себя в кастоме.

Девушка очень высоко оценивает обучение, которое прошла в рамках RE’ACTOR. Продолжительные, насыщенные лекции проходили в течение двух месяцев.

Дамир Фаттахов: Творческие люди должны знать, что их проекты можно монетизировать

На RE’ACTOR, в основном, собрались очень интересные и творческие люди. Так, например, участница под псевдонимом Эри Миртон инструктор по йоге. Чем только она не занимается. Вот маленькая иллюстрированная книжечка с ее собственным рассказом об осени. К ней прилагаются самодельные открытки. Есть у Миртон и рисунки, и фотоколлаж, и рисунок на ткани, и другие оригинальные изделия. А когда люди покупают у нее рисунки и открытки, Миртон заворачивает их в специальный мешочек, украшенный засушенным лепестком цветка. Она использует и специи для запаха. И может делать рисунки с помощью некоторых продуктов, таких как, например, соевый соус.

Другая резидент – 36-летняя Лиля. Она тоже решила сделать хобби своей профессией. Лиля окончила мехмат КГУ, работала бизнес-аналитиком.

Дамир Фаттахов: Творческие люди должны знать, что их проекты можно монетизировать

При этом с детства любила рисовать. Она прошла 7-месячное онлайн-обучение по дизайну. И теперь в рамках образовательного проекта RE’ACTOR изготавливает текстильные сумочки. Все они очень разные и оригинальные. Каждое такое изделие для рукодельницы – стремление что-то рассказать с помощью ниток и ткани. Лиля планирует не ограничиваться одним текстилем, а попробовать себя и в других направлениях.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *