Три загадки Ибн Фадлана о Волжской Булгарии

утверждающих
Историк Фаяз Хузин в интервью журналисту Ильнуру Ярхамову разоблачает
псевдоэкспертов, утверждающих, что никакого государства в Среднем Поволжье не
было.

Основной автор, который оставил нам исторический письменный источник по Волжской Булгарии, — это Ибн Фадлан и его произведение «Записки» о путешествии на Волгу. В то же время историческое произведение Ибн Фадлана на сегодня являет собой востребованный текст, с помощью которого конструируют теории и рассказы, чем снижают историческую значимость Волжской Булгарии. В интернете, в соцсетях можно найти видеоролики о том, что якобы ее основали на самом деле славянские племена, что никакой Волжской Булгарии не было, что эту страну придумали историки, так как на самом деле Ибн Фадлан, посетив Булгарию в Х веке, не видел там городов. Звучат также тезисы, что в Волжской Булгарии никакого принятия ислама в 922 году не было. А последние утверждения бьют по будущему замыслу в 2022 году отпраздновать в Татарстане 1100-летие принятие ислама.

Все инсинуации и манипуляции, основывающиеся на текстах Ибн Фадлана, можно условно разделить на три загадки. За ответами мы обратились к историку и археологу Фаязу Хузину.

— Первая загадка Ибн Фадлана заключается в том, что он правителя Волжской Булгарии Алмуша называет «правителем русов», использует термин «сакалиба». Этим термином обычно арабские авторы-историки называли славян. Сын Алмыша — аль-Хасан тоже считается правителем «русов». Что за славяне были в Волжской Булгарии? Кого имел в виду под этим понятием Ибн Фадлан?

В эту же загадку вписывается проблема по Именьковской культуре. Известна дискуссия, которая есть у археологов, к кому же относить представителей этой культуры к финно-угорским, тюркским или славянским народам. Ареал распространения Именьковской культуры в целом совпадает с границами Волжской Булгарии. Откуда в Волжской Булгарии эта культура?

— Ибн Фадлан для Х века для нас действительно основной исторический источник. Слава богу, что ему и нам так повезло с этими волжскими булгарами.

Во-первых, он действительно был у волжских булгар. В этом нет никаких сомнений. А почему он назвал волжских булгар «сакалибами»? На это есть свои причины.

Три загадки Ибн Фадлана о Волжской Булгарии

— То есть у Ибн Фадлана нет разграничений между булгарами и сакалибами? То есть они у него не параллельно описаны? Он и булгар называет «сакалибами»?  

— Да, он и булгар тоже назвал «сакалибами». Да, арабские авторы «сакалибами» действительно называли славян. Но Ибн Фадлан имел в виду, скорее всего, и славян, и вообще все северные народы. 922 год — год, когда он был у волжских булгар. Тогда Волжская Булгария выглядела довольно мощным государством в глазах этого араба. Она подчиняла все окрестные населения, в том числе венгров (Magna Hungarif), финно-угров, и может быть даже часть славян. Поэтому под «сакалибами» нужно подразумевать народы севера. И большинство других историков именно так интерпретирует это понятие. Ведь никто из современных историков, которые знают всю подоплёку этой проблемы, не называет Алмуша «царём русских людей». 

— А что нам говорит археология Волжской Булгарии времён приезда Ибн Фадлана о проживании в Волжской Булгарии каких-нибудь славянских племён? Есть ли следы какой-нибудь славянской общины в городах Волжской Булгарии?

— Для Х века мы не знаем никаких археологических следов славян в Волжской Булгарии. Да, отдельные находки встречаются. Так и должно быть. Всё-таки славянские племена были соседями Волжской Булгарии, между ними было постоянно общение, торговали. В результате этого к нам попадали отдельные вещи на земли Волжской Булгарии. Но это не свидетельство того, что они здесь постоянно жили и большими группами.

— Именьковская культура хронологически в Поволжье существовала с III по VII век. У Именьковской культуры обнаружено около 600 различных могильников, городищ и других археологических памятников. То есть представители этой культуры нам оставили очень мощное археологическое наследие. Территория распространения этой культуры где-то совпадает с границами Татарстана, а где-то выходит за его пределы и простирается до соседних регионов.

В интернете есть немало видеоматериалов, некоторые из них сделаны даже федеральными телеканалами, которые нам рассказывают, что на самом деле Именьковская культура — это славяне. Их существование по археологическим находкам очевидно. А по историческим письменным источникам существование славян доказывается свидетельством того же Ибн Фадлана от X века, который описал «сакалибов». Фаяз абый, кто же такие на самом деле эти именьковцы?

— Да, славяне были под властью правителя Волжской Булгарии Алмуша. Но булгары под предводительством Алмуша были мощнее, многочисленнее, чем славяне.  

Именьковская культура была выявлена относительно недавно — в середине ХХ века. Первые находки были обнаружены у села Именьково (Лаишевский район РТ). Там имеется городище. Недалеко от этого места есть Рождественский могильник (село Рождествено, Лаишевский район РТ). Там наши археологи копали, в первую очередь это археологи Николай Филиппович Калинин (годы жизни 1888-1959, основоположник Казанской школы археологов), Альфред Хасанович Халиков (годы жизни 1929-1994) и Владимир Фёдорович Генинг (годы жизни 1924-1993), который исследовал отдельно Рождественский могильник.

Исследуя эти памятники в Именьково и в Рождествено, археологи поняли, что проявилась какая-то совсем иная, неместная культура. Эта культура не была похожа ни на финно-угорскую культуру, ни на тюркскую, ни на другие известные тогда археологические культуры. Это породило большие споры и дискуссии.

Самый первый исследователь Именьковской культуры Николай Калинин высказался, что именьковцы — это буртасы, то есть тюрки. Чуть позже эту точку зрения поддержал другой археолог, то есть Владимир Генинг. Он сказал, что именьковцы, скорее всего, пришли с Востока, они могут быть уграми, но всё-таки, скорее всего, это были тюрки.

Из Саранска известный мордовский археолог Павел Степанов (годы жизни 1898-1974) предположил, что, может, именьковцы — это венгры, которые пришли с Востока и пошли дальше на Запад, на Дунай?

Также была позиция, что именьковцы — это финно-угры. Просто мы очень плохо пока знаем финно-угорскую культуру.

Три загадки Ибн Фадлана о Волжской Булгарии

Но московский археолог Алексей Петрович Смирнов (годы жизни 1899-1974), который очень долго исследовал Сувар и Болгарское городище, имел интересную точку зрения, которая всплыла в 70-80-х годах прошлого века. Значит, культура именьковцев своеобразная — лепная керамика, очень похожая на славянскую. Она у них была без орнамента. У них был особенный обряд погребения — они сжигали тела умерших людей. Но по древним историческим источникам известно, что и древние тюрки тоже тела умерших сжигали.

Но сегодня всё равно уже известно, что обряд кремации у именьковцев отличался от обряда древних тюрков. Обряд кремации у именьковцев всё же больше похож на обряд древних славян. В дальнейшем эта точка зрения были либо забыта, либо просто больше не ссылались на авторитет Алексея Петровича. Стала преобладать позиция о тюркской принадлежности именьковцев.

О точке зрения Алексея Смирнова вспоминала археолог Галина Ивановна Матвеева (годы жизни 1933-2008). Она была очень известным археологом из Самары, добропорядочной. Она копала именьковские памятники в Самарской и Ульяновской областях, тщательно изучала славянские археологические культуры на Днепре (зарубинецкая культура, например).

Её точка зрения о славянской принадлежности именьковцев стала преобладать в среде археологов, она оказалась для них очень уж правдоподобной.

Именьковская культура — очень слабая культура. У них практически не было городов. Городища есть, но они малочисленные. То есть своеобразные небольшие крепости примерно на 15-20 дворов. А именьковские селища — это поселения, но уже без укреплений, на 5-6 дворов. Они с небольшим культурным слоем. Вещей находится очень мало. Городища по площади от 2 до 10 га, селища — до 1 га, а может, ещё меньше. Но это очень скромные размеры. Булгарские городища куда большего размера.  

В последнее время появилась ещё одна точка зрения на Именьковскую культуру. Это мнение высказал наш казанский археолог Евгений Петрович Казаков. Ему сейчас 87 лет. Он считает, что, скорее всего, именьковцы — это сарматы. То есть это и не тюрки, и не славяне, и не финно-угры, и не венгры, а ираноязычные сарматы.  

Но мне лично кажется, что славянская позиция сильнее, доказательнее. Но тут появилась позиция Казакова, которая выглядит очень интересной. Недавно было обнаружено, что именьковцы не только сжигали тела умерших. У них также была и ингумация, то есть они хоронили тела, не сжигая их. И довольно много таких погребений было изучено.

— Вторая загадка, которую нам оставил Ибн Фадлан в своих «Записках». Когда он посещал Волжскую Булгарию, то записал, что не увидел города. Почему Ибн Фадлан не увидел города? Какие города Волжской Булгарии нам известны на сегодня?

— Ибн Фадлан просто города не упоминал. Раз не упоминал города, то это не значит, что городов не было.  

Но у нас кроме Ибн Фадлана есть ещё два письменных источника. Первый источник — это автор Ибн Русте. Он написал свой труд. Академик Крачковский определил время написания текста автором Ибн Русте — 903-912 годы, то есть начало X века, задолго до посещения Волжской Булгарии Ибн Фадланом.

Ибн Русте пишет, что у булгар есть сельские поселения. А в них есть мечети, а при мечетях есть медресе с имамами и муэдзинами. То есть к началу X века у булгар были уже постоянные поселения. Булгары уже не кочевали, а вели осёдлый образ жизни.

Другой источник — ал-Балхи, который умер в 934 году. Ибн Фадлан не видел городов, а спустя 10 лет автор ал-Балхи видел уже города. Считается, что его произведение написано раньше 930 года. Ал-Балхи пишет, что имя страны и название города Булгар совпадают, в котором есть соборная мечеть и количество жителей доходит до 10 тысяч человек.

Получается, что при Ибн Фадлане городов не было, а практически через десять лет перед нами предстаёт город Болгар, если верить ал-Балхи. Он же пишет, что недалеко от этого города есть город Сувар. Там тоже есть соборная мечеть и тоже 10 тысяч человек проживает.  

Вот перед вами три источника — Ибн Русте, Ибн Фадлан и ал-Балхи. Но взгляды у Ибн Русте и ал-Балхи совпадают.  

Другой интересный момент. Сувар в русских летописях не упоминается. Город Болгар в домонгольских русских летописях не упоминается. А Биляр как «Великий город» у них упоминается с 1164 года. А вот восточные и арабские источники указывают Болгар и Сувар.  

— По археологии сколько нам известно городов Волжской Булгарии?

— Я говорю о городищах — то есть об укрепленных поселениях. Обнаружено около 190 городищ. Их географический разброс шире границ Татарстана. Да, кто-то говорит, что Волжская Булгария — это маленькое государство. Но это не так. Территория Волжской Булгарии простиралась полностью на Татарстан, на часть Чувашии, Ульяновской области, Самарской области, Пензенской области. В современном Башкортостане пока не обнаружены археологические находки периода Волжской Булгарии.

Три загадки Ибн Фадлана о Волжской Булгарии

— Теперь о третьей загадке Ибн Фадлана — это вопрос о принятии ислама Волжской Булгарией. В следующем году в Татарстане собираются отпраздновать 1100-летие принятия ислама. Но ведь в Волжской Булгарии такой церемонии принятия религии, как, например, крещение в Древней Руси в 988 году, у нас не было. С другой стороны — ну кто такой Ибн Фадлан, чтобы с ним связывать принятие ислама Волжской Булгарией? Он же не мусульманский миссионер. Он был лишь секретарём в посольстве аббасидского халифа аль-Муктадира. При этом руководителем посольства был Сусан ар-Раси.

Также нам известно, что к приезду Ибн Фадлана правитель Волжской Булгарии Алмуш уже был мусульманином.

— По «Запискам» Ибн Фадлана известно, что он всё-таки одну семью в Волжской Булгарии в ислам обратил. Всего одну семью!

И да, Ибн Фадлан уже видел в Волжской Булгарии деревянную мечеть.

Когда волжские булгары впервые познакомились с исламом? Считается, что это знакомство произошло в 737 году. Тогда в VIII веке в Хазарском каганате жили булгары, ну или это были те племена, которые потом у нас оказались в составе Волжской Булгарии, — баранджары, берсула (барсилы), савиры и сами булгары. Арабо-хазарская война шла очень долго (всего было две войны. Первая война — около 642-652, вторая — 722-737 гг.). Арабы хотели подчинить хазар и превратить их в мусульман.  В итоге арабы победили и выдвинули первое условие — хазары должны жить по исламу. Поэтому первое принятие ислама в Хазарском каганате, в том числе и булгарами, произошло в 737 году.  

— Получается, мы можем юбилейный год принятия ислама булгарами отпраздновать ещё и в 2037 году?

— Вы мне задаёте проблемные вопросы, на которые пока ещё нет окончательного ответа. То есть часть населения Хазарского каганата ещё до Ибн Фадлана уже придерживалась ислама. А когда в VIII веке, в конце IX века хазарский царь Обадия принял иудаизм, булгары в его государстве восстали. И после подавления этого мятежа часть булгарского населения ушла на Среднюю Волгу, так сказать, к своим родственникам, которые тоже, скорее всего, уже мусульманами были.  

Надо ещё иметь в виду, что в Хазарии было очень много среднеазиатских купцов, наёмных воинов из Средней Азии, а это в VIII уже мусульманские государства.

Таким образом, перед глазами Ибн Фадлана в 922 году была уже мусульманская страна. И археология подтверждает, что до приезда Ибн Фадлана Волжская Булгария была уже мусульманской страной. Хотя язычники продолжали проживать в Волжской Булгарии.

Известно, что между правителем Волжской Булгарии Алмушем и Ибн Фадланом постоянно возникали трения, ссоры. В Волжской Булгарии было принято начинать в мечетях намаз после икамы (второй призыв на молитву намаз, первый призыв на молитву — азан). В общем, в Волжской Булгарии было принято решение придерживаться икамы, то есть среднеазиатской традиции. А Ибн Фадлан хотел, чтобы намаз начинался по багдадской традиции. Но Алмуш выбрал именно среднеазиатскую, а не багдадскую традицию.

А Волжской Булгарии ещё во время хутбы не упоминали имя халифа. Но Алмуш дал слово Ибн Фадлану, что впредь имя халифа будут упоминать.

В общем, до Ибн Фадлана Волжская Булгария была мусульманской страной. О 922 годе впервые написал мой большой друг — историк и филолог Гамирзан Давлетшин. Он пишет не о принятии в этом году ислама. Тогда был лишь приезд посольства. Ибн Фадлан зачитал письмо от халифа Муктадира, раздал подарки от халифа. Ну а вечером его пригласили на большой пир, на банкет, так сказать. Но почему халиф Муктадир быстро принял решение направить в Волжскую Булгарию посольство, почему письмо-прошение Алмуша не затерялось?

Потому что халифу стало любопытно. Какая это такая страна на севере есть мусульманская, которая именуется как Булгария? А сколько народов и племён между ними? И тем не менее вдруг Волжская Булгария — мусульманская страна. Правитель Алмуш просит халифа прислать знатоков ислама и строителей мечети и крепостей.

— Другими словами, исходя из дискуссии между Алмушем и Ибн Фадланом по поводу того, как нужно исповедовать ислам, и вот этот тонкий момент, что во время хутбы нужно упоминать и имя халифа, — это ведь своеобразное признание Арабским миром Волжской Булгарии своей частью.

— Да. В 922 году Булгарский исламский мир, Булгарская цивилизация в этот год стала известна в международном масштабе. Исламский мир принял в свои ряды мусульманских стран Волжскую Булгарию. Да, это чисто условная дата. Но мы должны отметить обязательно 1100-летие принятия ислама в следующем 2022 году.


Читайте также: «Претензии на Волжскую Булгарию башкиры предъявляют ещё с 70-х годов прошлого века»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *