ТАИФ и СИБУР завершили объединение: объясняем, что получит Татарстан

а республика станет домом для мирового игрока топ-5 в нефтехимической отрасли.
Слияние поможет обеим компаниям достичь синергии, а республика станет домом для
мирового игрока топ-5 в нефтехимической отрасли.

В конце апреля этого года большим резонансом в Татарстане обернулась новость о том, что СИБУР и ТАИФ объединяют нефтегазохимический бизнес на базе ПАО «Сибур Холдинг». Итогом станет появление крупнейшей в России и одной из крупнейших в мире нефтегазохимической компании. Окончательные договоренности уже достигнута, ожидается, что сделка будет закрыта уже в течение нескольких дней.

Разговоры о том, что республика потеряет одного из ключевых налогоплательщиков, с тех пор так и не утихают, и при этом акцент делается исключительно на отрицательных последствиях этой сделки. Между тем, плюсов гораздо больше. KazanFirst обсудил с экспертами нюансы предстоящего объединения и выяснил, что сулит происходящее республике и ее жителям.

Мы обратились за комментарием к эксперту по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрию Пучкареву. Он заявил, что, если рассматривать слияние с точки зрения эффекта на бизнес, то можно ожидать увеличения производственной эффективности как в целом группы СИБУР, так и «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза» (основные нефтегазохимические активы ТАИФа – Ред.).

– Прежде всего, это синергия в логистике, закупках, маркетинге и R&D направлении (исследования и разработка – Ред.). НКНХ и КОС благодаря объединению могут получить толчок к реализации инвестпрограмм, – уверен эксперт. – Благодаря ожидаемому позитивному эффекту на финансовые результаты НКНХ и КОС от объединения республика может получить выгоду в виде роста налоговых поступлений. Другой момент: благодаря сделке обе компании могут увеличить инвестпрограмму – это предполагает создание новых рабочих мест.

ТАИФ и СИБУР завершили объединение: объясняем, что получит Татарстан

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев придерживается взвешенного мнения и тоже считает, что это объединение создает определенную синергию.

– Появляется крупнейший глобальный игрок, который может войти в топ-5. СИБУР и так растет колоссальными темпами и фактически с запуском «ЗапСибНефтехима» вышел в российские лидеры. А после строительства «Амурского газохимического комплекса» вообще будет абсолютным лидером. А ТАИФ эту гонку проигрывает, – отмечает собеседник.

По его словам, это объединение больше преимуществ дает именно предприятиям ТАИФа – например, доступ к инвестиционным ресурсам.

– Не секрет, что для модернизации и расширения «Нижнекамскнефтехима» нужны большие средства – а где их взять? У СИБУРа они есть, потому что это крупная фигура, пользующаяся поддержкой в центре. Фигура, обеспеченная ресурсами с избытком, в частности углеводородным газом. Между тем, у предприятий ТАИФа все-таки есть проблемы по поводу 100%-ного обеспечения газом. То есть здесь тоже предприятие выигрывает. Вместе достигается синергия, оптимизируется продуктовая линейка, логистика, финансы, – перечисляет эксперт.

Более того, после объединения у игроков появится доступ к лучшим финансовым ресурсам, поскольку у СИБУРа высокий кредитный рейтинг. К тому же, глава СИБУРа Дмитрий Конов ранее заявил, что компания продолжит все начатые проекты ТАИФа, которые смогут вывести объединенную структуру в пятерку мировых лидеров нефтегазохимии. По факту можно сказать, что ТАИФ привлек возможности СИБУРа для развития имеющихся в регионе производств.

ТАИФ и СИБУР завершили объединение: объясняем, что получит Татарстан

Говоря о выгодах, которые светят владельцам ТАИФа, Алексей Калачев напомнил, что предприятие обменивает свой контрольный пакет на акции компании, которые уходят на IPO (первичное размещение акций — Ред.).

– ТАИФ тоже вроде собирался на IPO, но так и не собрался. В составе СИБУРа это будет крупнейшее химическое объединение, когда оно выйдет на IPO. Во-первых, уже сейчас при обмене они получают экспертную оценку стоимости своего капитала. А при выходе на IPO они получат рыночную оценку плюс ликвидность капитала. В общем, это своего рода обмен контроля на оценку капитала. Это для них тоже достаточно выгодно, – подчеркнул Калачев.

Эксперт сомневается, что объединение повлечет за собой какие-то большие и серьезные изменения.

– Предприятия будут работать так же, как и работали. Может быть, слегка номенклатура изменится, но не сильно. С сырьем и финансами перебоев не будет, инвестиционные планы будут выполняться. То есть я каких-то ухудшений не вижу. Что касается социальной нагрузки, то СИБУР претендует на звание глобального игрока, и, соответственно, у него есть проекты, планы и обязательства по ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление – Ред.), где взаимодействие с регионами присутствия очень четко прописано. Все это финансируется и отражается в показателях ESG, в отчетности. Поэтому тут все вполне организовано, – рассуждает собеседник.

Как бы то ни было, продолжает эксперт, предприятия никуда не уйдут, они останутся в Татарстане, так что сохранятся и рабочие места. Налоги тоже останутся. Это понимает и руководство республики, которое одобрило сделку. К слову, в СИБУРе уже достаточно много выходцев из Татарстана, которые успешны в компании и адаптированы к ее культуре. Разнообразие подходов, в том числе по причине разных культур, обеспечивает вариативность действий бизнесу. И объединенная компания усилит инвестпрограмму по развитию нефтегазохимии в Татарстане за счет больших амбиций и ресурсов.

ТАИФ и СИБУР завершили объединение: объясняем, что получит Татарстан

– Плюс я думаю, что увеличится загрузка предприятий, выработка. Соответственно, с экономическими показателями в республике тоже все будет в порядке. И потом, это крупный инвестор, так что и показатели инвестиций в республике увеличатся, – уверен Калачев.

Собеседник считает, что вполне возможно появление в Татарстане новых заводов или других проектов после осуществления этой сделки.

– СИБУР не сможет сидеть на дивидендах с продажи акций, потому что они не получают денег, а акции обменивают, – обратил внимание он.

Действительно, ключевое в этом процессе – это синергия, которая повлечет за собой усиление конкуренции на мировых рынках и процессы консолидации в мировой нефтегазохимии. Объединенная компания получит больше возможностей для конкурентной борьбы, развития как несырьевого экспорта, так и внутреннего рынка.

Создание объединенной компании позволит усилить позиции России на рынках химической, нефтегазохимической и нефтегазовой отраслей, повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках за счет эффекта масштаба и повышения производственной эффективности, совершенствования процессов продаж и повышения качества клиентского сервиса до уровня, сопоставимого с лучшими мировыми практиками.

Поскольку обе компании по сути дополнят друг друга, их сильные стороны неизбежно повысят общую эффективность деятельности, а следующим этапом станет развитие новых нефтехимических переделов, включая специализированную химию. Соответственно, появятся новые рабочие места, а выход на новые рынки положительно скажется не только на экономике России в целом, но и на регионе присутствия, то есть, Татарстане. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *