Дело добровольное: в России отменят обязательный техосмотр автомобилей

хотя и не для всех.
Еще весной российские власти ужесточали требования к проведению обязательного
техосмотра и готовили новые штрафы за его отсутствие. Однако уже скоро эта
процедура может стать добровольной, хотя и не для всех.

Почему отменяют техосмотр

Минувшим летом Госдума приняла закон, который исключает необходимость для российских автовладельцевпредоставлять в момент заключения договора ОСАГО документ о прохождении технического осмотра транспортного средства. Соответствующие изменения в закон о безопасности дорожного движения вступили в силу с 22 августа 2021 года. И вот теперь в парламент внесен законопроект, предусматривающий отмену обязательного техосмотра в принципе. Эта инициатива уже нашла поддержку в правительстве, где считают, что она освободит владельцев автомобилей и мотоциклов от часто излишней, а главное – порой неэффективной процедуры. Как ожидается, поправки об отмене обязательного техосмотра должны быть рассмотрены на первых заседаниях Госдумы нового созыва, а значит, эта процедура может стать добровольной уже до конца года.

В пояснительной записке к документу говорится, что вероятность участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО – очень низкая. Кроме того, Венская конвенция о дорожном движении (Россия является ее участницей) предусматривает обязательный техосмотр только для автобусов и грузовиков с максимальной массой свыше 3,5 т, а также прицепов к ним.

— Решение о переводе процедуры ТО личных автомобилей в режим добровольной, понятное дело, далось нашему правительству нелегко. Но оно правильное, и это единственный возможный выход из создавшейся ситуации. Вступившие в силу с марта этого года поправки в Закон об обязательном техосмотре (они чрезвычайно усложнили саму процедуру, а также появились новые, жесткие штрафы) окончательно добили старую, еще советскую по сути, систему. Стало понятно, что абсолютное большинство пунктов ТО не смогут работать по новым правилам, и в конечном итоге автовладельцы по-прежнему будут покупать диагностическую карту. Только дороже. Причем по многочисленным опросам, так поступали примерно 80-85% всех водителей, но количество аварий по причине технических неисправностей не менялось (по данным РСА, оно составляет примерно 0,1% от всех ДТП). Так что на техническом состоянии российского автопарка в целом и аварийности на российских дорогах это, по моему мнению, не скажется никак, – рассуждает партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Дело добровольное: в России отменят обязательный техосмотр автомобилей

В свою очередь, эксперт департамента послепродажного обслуживания ГК «Бизнес Кар» Александр Лихачев отмечает, что в выигрыше от принятия закона будут страховые компании, поскольку они получат возможность предъявлять регрессные требования виновнику ДТП (если экспертиза установит, что причиной стало техническое состояние автомобиля). Кроме того, у страховых компаний появится повод требовать повышения тарифов ОСАГО.

Кого освободят от техосмотра

В случае принятия закона, автовладельцы будут вправе обращаться за проведением техосмотра по своему желанию. При этом нововведение распространяется только на легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие физическим лицам и используемые исключительно в личных целях, а не связанных с услугами такси. Для коммерческого автотранспорта процедура по-прежнему будет обязательной. По оценкам авторов законопроекта, нововведение позволит сократить количество техосмотров, которые проходят автовладельцы, с текущих 30 миллионов до 6-8 миллионов в год.

Сейчас вопрос прохождения техосмотра автомобилей затрагивает каждого третьего жителя нашей страны. По официальным данным, в России около 49 млн легковых автомобилей и мотоциклов, из которых 27 млн машин – моложе десяти лет. По действующим нормам, регулярный техосмотр обязателен для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло уже четыре и более лет.

Стоит напомнить, что отсутствие актуальной диагностической карты сегодня карается штрафом в 500-800 рублей, причем с 1 марта 2022 года он должен был вырасти до 2000 рублей. Предполагалось, что контроль будет осуществляться с помощью камер, и постановления будут приходить нарушителям в автоматическом режиме раз в сутки.   

По мнению директора и сооснователя международной сети автосервисов Fit Service Данила Соловьева, при переходе на добровольную основу прохождения техосмотров не станет больше или меньше. Техосмотр и так никто не проходил последние 10 лет точно, поскольку все покупали диагностические карты в страховых компаниях. С точки зрения технической процедуры никто его не будет добровольно проходить. Как были, так и останутся люди, которые заботятся о хорошем техническом состоянии своего автомобиля, а те, кто не следил, так и не будут следить, а это 25% всех автомобилей.

Дело добровольное: в России отменят обязательный техосмотр автомобилей

— Возьмем основные неисправности, которые несовместимы с безопасным управлением автомобиля – это рулевое управление, шаровые и рулевые наконечники, тормозная система, тормозные шланги, диски и колодки. По нашей статистике, за последние три года проверено больше миллиона автомобилей. Мы посмотрели, сколько выдали рекомендаций на ремонт вышеперечисленных неисправностей, сколько было из них устранено, а сколько клиентов продолжает ездить. Так вот, каждый четвертый автомобиль продолжает ездить с одной из этих пятью неисправностей, а эти неисправности, напоминаю, несовместимы с безопасной жизнью окружающих людей – ваших детей, близких людей, родственников, друзей. Но люди, которые продолжают ездить с таким состоянием автомобиля не считают, что могут нанести или наносят какой-то вред окружающим, – рассказал Данил Соловьев.

В каких случаях техосмотр останется

Стоит отметить, что в некоторых случаях обязательность прохождения техосмотра все же будет сохранена. Речь идет о постановке автомобиля на государственный учет при смене владельца, если машина старше четырех лет, а также об изменении конструкции или замены основного компонента транспортного средства. 

— Вмешательство в конструкцию автомобиля чревато неполадками в работе узлов и агрегатов или снижением должного уровня безопасности, например, при установке дополнительных динамиков вместо подушек безопасности. Поэтому тюнинг авто необходимо согласовывать в ГИБДД с последующим прохождением технической экспертизы. При купле-продаже автомобиля ТО дает покупателю гарантию в исправности приобретаемого авто, так что при оформлении сделки данная процедура также обязательна. В целом, любой автовладелец должен следить за состоянием своего автомобиля без принуждения со стороны властей и ГИБДД, ведь от этого зависит его жизнь и безопасность окружающих, – говорит генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. По его мнению, хорошим стимулом к добровольному прохождению техосмотра стали бы скидки на транспортный налог от государства или на полис ОСАГО от страховщиков. Однако последние уже сообщили о том, что не рассматривают такую возможность.

В свою очередь, директор по сервису и запасным частям«Авилон Volkswagen» Константин Епанешников советует,что контролировать состояние машины можно без посещения пункта техосмотра, с помощью станций технического обслуживания, которые занимаются техобслуживанием и ремонтом автомобилей данной марки. Но желательно, конечно, выполнять это на мощностях официальных дилеров, которые обладают оперативной, свежей и достоверной информацией о всех необходимых ремонтных работах.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *