В Мензелинске упал самолёт: подробности и версии причин трагедии

Сразу после взлета с аэродрома воздушное судно с парашютистами потерпело крушение. Перед падением пилоты сообщили об отказе левого двигателя. Четверо находившихся на борту планировали совершить свой первый прыжок. 

В девять утра из Мензелинского аэроклуба вылетел легкомоторный самолет L-410. На борту - 19 парашютистов, один оператор и два члена экипажа. Почти сразу после взлёта связь с самолетом была потеряна. Спустя несколько минут МЧС Татарстана сообщит о крушении. 

Первые сообщения об авиакатастрофе поступили от очевидцев. Оксана была одной из первых пяти свидетелей падения борта. Они с мужем проезжали мимо заправки и увидели, как над землёй низко летит какой-то борт. Тогда семья развернулась и поехала в ту сторону. 

- Я начала фотографировать: самолёт низко, мне интересно. А муж говорит: «Он падает!», - вспоминает женщина. А дальше - крушение и дым.  

По уточненным данным, в авиакатастрофе погибли 16 человек. Ранее сообщалось о семи уцелевших, но одного человека спасатели случайно приняли за пострадавшего. Им оказался родственник пассажира самолета, которого тоже увезли в больницу. Руководитель парашютного клуба Сергей Филатов рассказал, что самолет рухнул практически сразу после взлёта. Основная версия крушения - проблемы с двигателем. 

Эту версию подтвердил и один из выживших в авиакатастрофе. Дмитрий Дербышев рассказал, что проблема была в двигателе. Самолет, по его словам, не успел подняться на нужную высоту. Пилоты действовали по инструкции. Сейчас Дмитрий на рентгене. Он говорит, что сильной боли при падении он не ощутил. 

Оба пилота, управлявших самолетом, погибли. Это 61-летний командир воздушного судна Александр Зыков и 60-летний пилот Михаил Беляев. По словам начальника Мензелинского филиала ЦАК РТ ДОСААФ Равиля Нурмехаметова, они были опытными пилотами и имели тысячи часов налета. 

В списке погибших также: Дмитрий Дербышев, Владимир Зеленин, Ольга Минибаева, Вячеслав Пискунов, Павел Музыченко, Денис Яковлев, Динар Давлетгареев, Вадим Фахрутдинов, Равиль Шарафутдинов, Андрей Тимофеев, Александр Еремин. Еще один - Дмитрий Филинов - должен был осуществлять воздушную видео- и фотосъемку.

На борту также находился парашютист-инструктор Дмитрий Кузенко. Именно с ним обычно совершают прыжки в тандеме новички. Из всей команды таких было 8 человек. Среди них - Виктория Соловьева, Денис Прохоров, Сергей Кузенко, Ксения Самигуллина, Олег Кублицкий, Игорь Алексеев, Александр Цывинский и Ильнар Гайфуллин. Четверо должны были прыгнуть впервые.

Инструктор Мензелинского аэроклуба Олег Шипоров рассказал, что лично готовил людей к аварийному покиданию самолёта. По его словам, оба пилота были опытными и надёжными, поэтому причиной трагедии считает отказ техники.

- Это отказ техники, однозначно, - считает инструктор. - Я сам регулярно провожу тренажи по аварийному покиданию: если бы высота была выше 500 метров, люди бы покинули воздушное судно. Значит, произошло всё на взлёте. Два двигателя отказать в раз не могут. Может, птица попала. Если, например, попали в гусей (это 4 кг мяса), то гусь просто самолёт уронит. 

Шипоров рассказал, что причину ошибки пилотов даже не рассматривает. Пилотов Зыкова и Беляева считает мастерами своего дела. 

- У нас образцовый аэроклуб. Все пилоты опытные. Они либо военные в прошлом, либо вот, Саша Зыков, был пилотом гражданской авиации, раньше летал на больших самолётах, просто он из этого города, поэтому он здесь. А Беляев – бывший военный, - рассказал он. - Были те, кто прыгал первый раз за деньги. По-моему, четверо. Я список пассажиров видел мельком - своих смотрел. 

Совершить первый прыжок с парашютом планировал погибший при крушении Ильнар Гайфуллин. Сертификат ему подарили на день рождения, который прошел 30 сентября. По словам организатора прыжков Азата Магадеева, услуга в его компании стоит от 9 тысяч рублей. 

Школьный друг Ильнара Ленар Мирзоянов рассказал, что Мензелинский клуб тот выбрал, потому что он хорошо известен в Татарстане и находится недалеко от места жительства. Вместе с Ильнаром в клуб поехала его жена - хотела поддержать. Сейчас женщина в мензелинской больнице. О смерти мужа ей пока не сообщали. 

Пять дней назад свой день рождения праздновал находившийся на борту житель Удмуртии Игорь Алексеев. 

«Замечательный человек, душа компании, и отличный парашютист! Желаю всегда быть на позитиве, и пусть удача всегда следует по пятам», - поздравляли его десятки людей под постом.  

Всего на борту разбившегося самолета были жители семи регионов: Уфа (двое живы, четверо погибли), Йошкар-Ола (один - жив), Ульяновск (один - жив), Удмуртия (трое: один - жив, двое погибли), Татарстан (все девять погибли), Киров (один - жив), Челябинск (один - погиб).

В числе погибших оказался бывший директор Конгресс-бюро Башкортостана Павел Музыченко. Он был заядлым парашютистом и даже после переезда в Санкт-Петербург не бросил любимый спорт. Два дня назад, 8 октября, на своей странице в »Фейсбук» Павел написал, что теперь у него два дома: Петербург и Башкирия. Но он регулярно ездит в Татарстан, на аэродром Мензелинска.

«Чего мне не хватает? Аэротрубы, чтобы тренировать навыки в парашютном спорте и высотного борта, чтобы не кататься за 250 километров в братский Татарстан. Все башкирские парашютисты любят Мензелинск, но 500 километров в день все-таки многовато. Но думаю, что в скором времени аэротрубу построим, самолёт купим», - писал Павел.

Музыченко работал в ивент-индустрии, организовывал выставки. Павел прошел путь от монтажника выставочных стендов до руководителя крупной компании. В октябре прошлого года его назначили на должность руководителя Конгресс-бюро Башкирии, которую он занимал до мая 2021-го. Эта компания в 2015-м проводила мероприятия ШОС и БРИКС в Уфе.  

С 2018 года Музыченко возглавлял Комитет специальных и конгрессно-выставочных мероприятий в московском отделении «Деловой России».

«Пашка, ну ты ж обещал быть личным экскурсоводом по Питеру, а потом и по Уфе. И пост твой крайний, такой жизнерадостный. Летай свободно, мужик. Соболезную родным и близким всех, кому досталось нести ношу этого горя. Прости, если что-то не так», - написал на его странице товарищ Заур

На место крушения прибыл президент Татарстана Рустам Минниханов. Он поручил правительству республики подготовить предложения по оказанию помощи семьям погибших и пострадавшим в авиационной катастрофе. Также сформирована комиссия, которую возглавил премьер-министр Алексей Песошин.

- В 9:05, по той информации, которую я получил, самолет взлетел. На высоте 70 метров пилоты доложили, что один левый двигатель отказал, и попросили вынужденную посадку. Полет, как мы видим, длился недолго. Они уходили налево, так как впереди были населенные пункты, шли на посадку. Видимо, высота не позволила, - сообщил руководитель региона. 

При попытке увести самолет от населенных пунктов L-410 крылом задел «Газель», летательный аппарат перевернулся, развалился напополам и загорелся.

- Случилась трагедия. Всё, что могли сделать службы спасения, сделали. Но, к сожалению, мы потеряли 16 человек. Шестеро достаточно серьезно пострадали. Всем тем, кто остался жив, оказывается медицинская помощь, - добавил Минниханов. 

Основные травмы пострадавших в авиакатастрофе - переломы. Травм головы и шеи у пациентов нет, что позволяет сохранять стабильное состояние.  

- Мы приняли решение всех разместить в реанимации. Оценим динамику состояния. Скорее всего, четыре из пяти человек поднимутся на этажи. Мы таким образом говорим, что в принципе состояние у них позволяет это сделать, - доложил президенту главврач БСМП Набережных Челнов Марат Мухамадеев.

Самолет L-410 также называют «Турболёт» или «Чебурашка». За последний год это уже третье крушение подобного лайнера - все они сопровождались жертвами и ранеными. Максимальная вместимость - 19 человек, но на борту рухнувшего судна находилось больше. Военный Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил эксплуатации воздушного судна» (ч.3 статьи 263).  

По предварительным данным, самолет принадлежал и эксплуатировался ДОСААФ. На время расследования Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина (ЦПК) приостановил сотрудничество с аэроклубом в Мензелинске.

Сегодняшняя катастрофа не единственная для мензелинского аэроклуба. В 2018 году там же погибли два парашютиста из-за несоблюдения техники безопасности. Днем 19 мая в Мензелинском районе республики семеро спортсменов выполняли свободное падение с 4 тысяч до 1,6 тысячи метров. 

Выполнив упражнение, они стали раскрывать парашюты. Тогда один из спортсменов влетел в уже раскрывшийся парашют второго.

Расследование причин трагедии продолжается, выясняются детали произошедшего. Главное управление МЧС России по Татарстану открыло горячую линию (843) 288-46-53.

11 октября объявлен днем траура в Татарстане. Выражаем искренние соболезнования семьям и друзьям погибших. 


Понравился материал? Поделись в соцсетях
11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Николай
Ужасная трагедия! Сил близким тех кто скончался(((
3
0
Ответить

Малика
хотела прыгать на следушей неделе, теперь отпало желание
4
3
Ответить

В.
Не знаю, кто виноват в этой истории, но мне кажется это могло произойти когда и с кем угодно. Так легли карты. Найдут причину, накажут виновных, но это ничего не изменит. Трагедии происходили и будут происходить.
9
1
Ответить

Фания
Скорбим…
3
1
Ответить

Арина
Какая страшная случайность, по другому не скажешь, такие опытные командир и пилот. В то что птица попала в двигатель тоже не верится. Скорбим!
0
0
Ответить

Игорь
@Арина Тоже не верю в эту птицу. Сомневаюсь что в этом причина
0
0
Ответить

Лиля
Самолёт конечно старый, но обычно у них большой срок службы. Очень жаль что произошла такая трагедия, сил родным погибших.
2
0
Ответить

Ильяс
@Лиля Подобные вещи вообще нужно отслеживать заранее, а не после того как произошла трагедия. У нас все любят делать только тогда, когда за это заплатят люди своими жизнями
0
0
Ответить

Гульсум
Очень печальная новость. Погибшим пусть земля будет пухом, а пострадавшим скорейшего выздоровления.
4
0
Ответить

Анатолий
Ужасная трагедия! Я сам парашютист и понимаю, что выживших могло быть больше. Со слов выжившего никто не был пристегнут. По правилам безопасности все пристегнуты до высоты 400 метров и в шлемах.
3
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite