«Становление татарской нации было связано с преодолением булгаризма»

просветителей
Казанский историк Искандер Измайлов рассуждает о таком культурном феномене среди
татарских деятелей, просветителей, учёных и интеллигенции, как «булгаризм».

Этноним «булгар» породил среди татар Нового и Новейшего времени идейное течение «булгаризм». Суть его заключалась в том, что булгаристы с XVIII века и практически до начала XX века выступали за переименование татар в булгары, не признавали этноним «татар». Среди известных булгаристов можно назвать дореволюционного просветителя и муфтия Духовного собрания мусульман Российской империи Ризаэтдина Фахретдина, советского археолога Альфреда Халикова, филолога Мирфатыха Закиева, а также писателя Фаргата Нуртдинова, перу которого принадлежит историческая подделка, а именно произведение «Джагфар Тарихы». Казанский историк Искандер Измайлов впервые описал «булгаризм» в конце 90-х — начале 2000-х годов.

 — У меня есть личная история, связанная с булгаризмом. Она связана с моим учителем Альфредом Хасановичем Халиковым. Он был основателем научного булгаризма, то есть научной концепции происхождения татар от булгар. Даже к концу жизни ставил вопрос: «Нам бы переименоваться из татар в булгары». По этому поводу мы спорили. И здесь я должен сказать, что пережил определенную личную драму, потому что мой учитель оказался булгаристом. И когда я ему приводил аргументы в пользу того, что мы всё-таки татары, он очень резко меня критиковал, ругал. И в итоге это привело к фактически охлаждению наших отношений. Хотя я до сих пор считаю, что он мне не просто учитель, а человек, который научил меня в науке практически всему, что я знаю.       

Я прекрасно знаю и освоил все его булгаристские аргументы, поэтому я мог уже привести и свои. И я понимаю, что переубедить его было невозможно. Он не просто как учёный осознавал, но и как человек глубоко проникся булгаризмом и уже отказаться от этого не мог.

Но мы, будучи людьми следующего поколения, смогли отказаться от булгаризма, смогли преодолеть детскую болезнь булгаризма. В молодом возрасте многие ученые проходят или проходили через булгаризм, видимо, ещё будут проходить. Поэтому булгаризм очень важен как этап психологического становления ученого.

Очевидно, и становление татарской нации в целом было связано с преодолением булгаризма.

Если взять саму Волжскую Булгарию, то очевидно, что только аристократия именовала себя булгарами и только она осознавала себя, что она является создателем, хранителем этого государства. В то же время основное податное мусульманское население Булгарии строго следовало принципам Ислама и осознавало себя пограничным народом, который защищает не просто «стену Искандера» (то есть «стену Искандера Зу-ль-Карнайна» — здесь имеется в виду литературный образ Александра Македонского, который представил средневековый поэт Алишер Навои. Для определения взглядов булгар метафора «стена Искандера» олицетворяет собой их представление о границе Исламского мира, на которой они живут. По их поверьям, «за стеной» уже ничего мусульманского нет. — Ред.). Булгары осознавали, что защищают «Крепость Ислама». Поэтому понятие «Крепость Ислама», учитывая многозначность этого выражения, и позволяло жителям Булгарии осознавать себя мусульманами, а не булгарами, как полагал Альфред Хасанович Халиков.

«Становление татарской нации было связано с преодолением булгаризма»

Никакой булгарской народности в Булгарии быть не могло. Сам термин «народность» появился в советской науке, чтобы подчеркнуть некую средневековую общность и доказать, что в Средние века общности, государства, их население были в культурном и духовном отношении однородными.  

Но современные материалы показывают, что Средневековое общество разделено не только сословиями, но и цехами, вероисповеданием и целым рядом других идентичностей. Средневековое общество самое разделенное и самое дисперсное. Не было в Средние века никакой единой ни русской, ни булгарской народности.

И вот когда булгарская аристократия потерпела поражение в борьбе с татаро-монголами в XIII веке, она была частично истреблена, частично вошла в состав татарских кланов и фактически исчезла. Но население-то Волжской Булгарии не перестало себя считать мусульманами.

Если мы переместимся уже в XVIII век, то тюрко-мусульманское обществом испытало в Российской империи очень сильное давление со стороны Российского государства, со стороны императорской власти, которая толкала это общество в сторону христианизации и русификации. В этой борьбе общество попыталось отстоять свою самостоятельность вооруженным способом. Но все эти попытки вооруженного сопротивления к началу XVII века прекратились.

И вот когда вооруженные попытки борьбы прекратились, появилась потребность обосновать себе, объяснить, что случилось? Какой есть выход для нации, для народа? Что сделать, чтобы не просто сохранить «Крепость веры», но и найти направление для развития. Ответить на вопрос, кто мы?

— То есть тогда идеи булгаризма витали в обществе как некая историческая отсылка в прошлое, к мусульманской идентичности, возвращение к ней?

— Да, это был своеобразный кризисный культ. Общество тюрко-мусульман в XVIII веке переживало непреодолимый духовный кризис, который нельзя преодолеть вооруженным путём. Вот что мы видим у татар. Например, движение муллы Мурада, который собирал людей на развалинах Болгара в середине XVIII века и призывал возродить священный град Болгар.

У нас есть письмо-воззвание Батырши, который поднял в этом веке восстание (1755-1756 гг.). Его движение за что было? Он говорил, мол, что мы потомки служилых мещеряков, которые выступают за возрождение священного града Болгара.

В конце XVIII века уже идеологи булгаризма Муслими, Таджетдин Ялчыгол составили своеобразный манифест. Их посыл заключался в том, что нынешняя мусульманская вера испорченная, что золотоордынские ханы испортили эту веру. В результате чего Аксак-Тимур (Тамерлан) чуть не уничтожил наш народ. А потом российское правительство чуть не уничтожило нас. Но, по их словам, на самом деле оно всё понимает, оно поддерживает мусульман, а это времена Екатерины Великой уже. И вот Муслими и Ялчыгол говорят, что мы со своей стороны должны укреплять свою веру, следовать истокам, отказаться от многих вредных традиций, которые являются наслоениями, и вернуться к прежней, к старой вере, то есть к «булгарской вере».

Именно в таком ключе булгаризм понимал Гайнан Ваисов (1878–1918 гг.), который создал секту. Эта секта выступала за отказ от сотрудничества с Российским государством. Он объявил свою усадьбу, свой дом, свою землю территорией «Свободного Булгарского государства». Он считал своих сторонников особым разделом среди мусульман. Он требовал строгие следования некоторым предписаниям Корана. Да это же настоящий ваххабизм. При этом Ваисов отвергал всех мулл, указных мулл. Он считал, что Российское государство не должно влиять на мусульман через прогосударственную структуру в виде Духовного собрания мусульман Российской империи.  

— А как появление такого суперсектантского булгаристского сообщества допустила царская охранка, царская жандармерия Российской империи? Тогдашние спецслужбы вообще понимали, что за секта зарождается в Казани?

— Сначала, наверное, движение Ваисова они хотели использовать в своих целях, чтобы как-то расшатать татар. Тогда же было очевидно, что татары развиваются, как-то укрепляются, свои медресе и мечети строят, систему образования, книгопечатания, СМИ и прочие вещи развивают. А тут на тебе… движение Ваисова. Оно было своеобразным «уколом зонтика» для татарского сообщества. Посыл был такой — мол, вы, татары, с ваисовцами лучше разбирайтесь, чем занимайтесь образованием, просвещением и так далее.

Но татары всё это смекнули и через какое-то время жители Старо-Татарской слободы в Казани собрались и разогнали ваисовцев, разорили его усадьбу. И всю эту историю отразил в своем произведении «Сенной базарили, или Новый Кисекбаш» Габдулла Тукай. Он даёт уничижительную оценку, негативное описание движению Ваисова.

У муфтия Резаэтдина Фахретдина часто в текстах встречается, что, мол, мы — потомки булгар. Гаяз Исхаки в произведении «Инкыйраз» не просто ругает татар и считает, что все беды от татарской аристократии, но и пишет, что наша истинная вера — мусульманство и наши булгарские корни. У того же Тукая встречаются такие мотивы про «булгарские предки, булгарские земли». Но за татарское, за татар Тукай тоже писал.

«Становление татарской нации было связано с преодолением булгаризма»

— Правильно ли я понимаю, что постановление ЦК ВКП(б) от 1944 года о запрете на популяризацию и изучение истории Золотой Орды в ТАССР дало толчок развитию булгаризма в середине XX века среди татарской советской интеллигенции?

— Не толчок… а целое руководящее указание. По этому постановлению булгаризм был указан, выбран, направлен как единственное возможное. И этот булгаризм поддерживался всей мощью Советского государства, на страже которого стоял Татарский Обком и идеологический отдел.

— Это оттуда информация, что советский руководитель ТАССР Фикрят Табеев (1928-2015 гг.) высказывал учёным, что зря мы нашу республику «Татарской» обозвали, что надо было республику назвать «Булгарской», «Булгарстаном»?

— Яркие представители булгаризма среди татарской научной интеллигенции — Альфред Халиков, Мирфатых Закиев, Салем Алишев.

Вообще, вот эту фразу, приписываемую Табееву, мне в своё время рассказывал Валерий Тишков (директор Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. — Ред.). Мол, Табеев это лично Тишкову сказал. И Тишков в одной из своих книг написал об этом.   

Также мне об этом высказывании рассказал Хасанов Мансур Хасанович (филолог, первый зампредсовмина Татарской АССР, даты жизни 1930-2010 гг. — Ред.). Хасанов мне сказал, что лично услышал об этом от Табеева. И вот когда он это услышал, мол, что татарам надо бы переименоваться в булгары, то он чуть не поседел. Хасанов рассказывает, что во время отдыха с Табеевым в санатории одном долго ходил за ним и пытался ему рассказать, объяснить, что мы — татары и глупость о переименовании в булгары надо отбросить.            

— Итак, Советский Союз развалился. Да, после постановления 1944 года наша татарская научная интеллигенция взяла булгаризм под козырёк и стала её воплощать в жизнь. Но СССР больше нет. Отошли ли от булгаризма наши учёные? Кто пересмотрел свои взгляды?

— Да, например, Индус Ризакович Тагиров допускал булгаристские выпады. Но после развала Советского Союза он пересмотрел свои взгляды. Он так начал писать, что стало понятно, как он страдал от двоемыслия. Так что он вернулся в строй татар, ушёл от булгаризма. Мансур Хасанович Хасанов явно, публично не проявлял татарскую позицию, но был всегда на татарской позиции. И вот когда он возглавил Академию наук Татарстана, то она взяла путь на изучение истории Золотой Орды, развитие татарской идентичности. Недаром при нём была проведена мощная конференция о единстве татарской нации. Он был проводником и защитником татарской идентичности.

«Становление татарской нации было связано с преодолением булгаризма»

— Филолог Мирфатых Закиев так и остался на булгаристских позициях?

— К сожалению, да. Мало того что он был явным булгаристом, он ещё как ученый-языковед сложился в эпоху господства взглядов Марра (Николай Марр — российско-советский востоковед-филолог. — Ред.). Идеи марризма заключались в том, что в науке провозглашалась теория автохтонизма народов Советского Союза. То есть отрицается миграция народов, их переселение, что он проживают на той или иной территории веками и тысячелетиями. Закиев вообще говорит, что тюрки на территории Татарстана проживают со времён чуть ли не Каменного века. И это не шутка, когда ученые говорят, что питекантропы говорили по-татарски. Из теории автохтонизма такой вывод у учёных и следовал.  

— Это поэтому идеолог булгаризма XXI века Фаргат Нуртдинов в одной из своих лекций на YouTube заявлял, что булгары существуют на протяжении 17 тысячелетий?

— Да, это крайность концепции автохтонизма. Да, Нуртдинов взял на себя тогда роль такого проповедника булгаризма. И у него это неплохо получалось, и я был с ним лично знаком.

Фаргат Нуртдинов закончил исторический факультет Казанского университета. В принципе он получил комплекс необходимых знаний. Но попытку поступить в аспирантуру он завалил. Пошёл работать в государственный исторический музей. Говорят, что из-за того, что он не смог сдать экзамены на аспирантуру, он пережил психологический надлом. Он даже лечился некоторое время.

Его авторству принадлежит практически катехизис («поучение, наставление») булгаризма — исторический документ-фальшивка «Джагфар Тарихы».

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *