надавить на общество, чтобы директивно решить проблему высокой заражаемости и
смертности от ковида.
Татарстан, как, собственно, и многие другие регионы России, никак не может справиться с ростом числа заболевших и умерших от коронавируса. Несмотря на то, что после введения в республике обязательной вакцинации для определенных категорий населения (и новых ограничений) спрос на прививки резко скакнул, результат можно ждать только в перспективе.
Одна из самых уязвимых для ковида групп – это люди старше 60 лет, среди умерших от вируса 85% – представители этой возрастной категории. В Татарстане раз за разом призывают их вакцинироваться или хотя бы соблюдать самоизоляцию. Но доля привитых среди них продолжает оставаться прискорбно малой.
Одной из самых спорных и резонансных мер ограничения, которые обсуждаются в Татарстане, в последнее время стала инициатива ввести проверку QR-кодов в общественном транспорте. На эту идею вообще мало кто отреагировал положительно. Не восприняли ее граждане, для большинства из которых это фактически означает обязательную вакцинацию. Не обрадовались и транспортники, которые и без того были в ужасе от падения пассажиропотока и связанных с этим экономических потерь. Учитывая традиции по организации у нас ограничений, на них, вероятнее всего, все и свалят, в первую очередь, нагрузку по проверке. И пассажиропоток, опять-таки, провалится еще ниже.
Хотя, справедливости ради, именно на общественный транспорт обратить внимание следовало еще раньше. Людей ограничили в походах в ТЦ, фитнес, кино и прочие заведения, чтобы они не заражали друг друга, но пассажиры продолжают набиваться в автобусы и вагоны метро как сельди в бочки. На этом фоне невозможность съесть чизкейк в любимой кофейне без QR-кода выглядит чем-то средним между сюрреализмом и издевательством.
Как бы то ни было, сейчас в обществе все больше нарастает напряжение и раздражение по поводу ковидных ограничений. Без QR-кода никуда толком не сходить, массовые мероприятия почти сошли на нет, традиционные вояжи по ночным заведениям ушли в прошлое. Когда все вернется на круги своя и вернется ли вообще – непонятно. Между тем антиваксеры и ковид-диссиденты продолжают продвигать темы от всемирного заговора до нарушения конституционных прав.
Мы взяли срез экспертных мнений по поводу ковидных ограничений и их эффективности – стоит ли так возмущаться новыми, но уже настолько опостылевшими реалиями и ждать ли, что вожделенный коллективный иммунитет расставит все по своим местам.
«Проблема в том, что никто толком не убедил в необходимости вакцинации»
Депутат Госсовета РТ от «Единой России», гендиректор АО «Казэнерго» Рустам Абдулхаков считает, что перед Новым годом расслабляться и махать рукой на ограничения нельзя. Наоборот – следует поднапрячься, чтобы ситуация нормализовалась.
– Многие решения на уровне президента и правительства и нас простимулировали. На сегодняшний день коллектив АО «Казэнерго» провакцинирован на 87,8%. Буквально каких-то 12% до полной вакцинации не хватает. Это же забота и переживание о людях. И если сейчас расслабиться, когда идет такой рост заболеваемости, то мы просто ситуацию упустим и она станет совсем неконтролируемой, – указал собеседник.
Касательно антиваксеров, которые утверждают, что QR-ограничения ущемляют их конституционные права, Абдулхаков отправляет их прямиком в Конституционный суд, который и должен разрешать такие вопросы.
– В противном случае они подвергают угрозе не только себя, но и других людей, а это неправильно, – подчеркнул депутат.
Он рассказал, что в коллективе «Казэнерго» из почти 1,2 тысячи человек трое отказываются делать прививку.
– Не исключено, что у них есть какая-то позиция, и я не против, если они подадут на меня в суд. Если я не прав, то мы примем мнение суда. Если неправы они, то это мнение придется принять им. Но это же не значит, что кто-то должен творить анархию, – убежден Абдулхаков.
Абдулхаков выступает за то, чтобы объяснять людям необходимость вакцинации, разговаривать с ними на все темы, вызывающие вопросы и опасения, находить точки взаимопонимания. Собеседник отмечает, что и административные методы в том или ином виде могут иметь место, но выступает за убеждение.
С ним солидарен лидер татарстанского отделения партии «Справедливая Россия», депутат Госсовета Альмир Михеев. Он рассказал, как неделю назад друг из штата Аризона, США, прислал ему видео с местного рынка, на котором все ходят без масок.
– Я спросил, как же так, у них же тоже должны быть ковидные ограничения. На что он мне сообщил, что у них 94% вакцинированных, в связи с этим ношение масок совсем не обязательно, – поделился Михеев. – Проблема вакцинации не в том, что люди не хотят вакцинироваться. Проблема в том, что им никто толком не объяснил и не убедил в необходимости вакцинации. Изначально врали о количестве заболевших, поскольку регионам нужно было выполнять свои KPI по нераспространению и они занимались не ограничением распространения коронавирусной инфекции, а улучшением показателей в первую очередь. Никто доступно и понятно не объяснил, каким образом работает вакцина, что из себя представляет вирус.
Михеев акцентирует внимание на следующем: во всех тех странах, где у власти есть прямой, открытый диалог и высокий уровень доверия, такой проблемы, как у нас, нет.
– Вакцинироваться нужно и важно, и я как работодатель, безусловно, это поддерживаю как минимум потому, что сейчас это требование законодательства, – сказал народный избранник.
«На каждую точку, тем более в каждый автобус, полицейского не поставишь»
Его коллега по Госсовету — представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев подчеркнул, что последние антиковидные меры, принятые руководством республики, носят жесткий характер — это очевидно.
– Например, введенный с 22 ноября запрет на пользование общественным транспортом без QR-кодов оказался слишком радикальным по сравнению с предыдущими мерами. Поэтому неудивительно, что он вызвал шквал общественной критики, а также недовольство транспортников. Последних понять можно, так как правительство не разъяснило, как технически выполнять на общественном транспорте контроль на наличие у пассажиров QR-кодов, кто это будет делать, есть ли на это ресурсы, как это совместить с графиком движения транспорта и многое другое. Есть надежда, что за оставшееся время хотя бы часть этих проблем найдут свое решение, – отметил собеседник.
При этом, по его мнению, уже сейчас очевидно, что те же транспортники, поставленные в невыгодные условия, будут саботировать контроль, то есть если и будут контролировать, то формально. Просто потому, что это невыгодно. Шарафиев обратил внимание, что во многих торговых центрах такой контроль тоже носит формальный характер.
– А на каждую точку, тем более в каждый автобус, полицейского не поставишь, чтобы проверять качество контроля за QR-кодами, – добавил депутат. – В то же время следует понимать, что такие радикальные меры приняты правительством не от хорошей жизни. В Татарстане стремительно растет заболеваемость коронавирусом. Растёт и смертность, причем львиная доля среди умерших – пенсионеры. Так что определенная логика в том, чтобы ограничить их присутствие на том же транспорте, есть. С прошлого года эту меру активно используют в Москве.
Радикальность принятых в Татарстане мер также объясняется тем, что республика находится под пристальным вниманием со стороны федерального центра.
– В прошлом руководство республики старалось вести щадящий режим ограничений, чтобы не допустить коллапса экономики. Но в условиях растущей агрессивности вирусных штаммов президент и правительство поставлены перед сложным выбором – либо сохранять дальше щадящие меры с риском вызвать ЧП на фоне резкого роста заболеваний и смертей с последующей жесткой реакцией Москвы, либо вводить жесткие радикальные ограничения. В любом случае нам остается надеяться, что волна спадет и эпидемия вновь войдет в контролируемое русло, — добавил собеседник.
Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов подтвердил, что народ устал от антиковидных мер, но напомнил, что они носят вынужденный характер.
– Правительство у нас не может поступать по-другому, потому что на первом плане у нас здоровье и жизнь, а не экономика и все остальное. Но, с другой стороны, вечно в этом состоянии прожить невозможно, нужно двигаться вперед, ведь жизнь не останавливается. Сейчас мы видим, как активно пошел процесс давления на людей в том плане, чтобы они начали вакцинироваться, – как административно, так и через работодателей, через ограничение в получении услуг и прочее, – отметил Атласов.
По его мнению, сейчас важно перетерпеть, потому что когда-нибудь это все в любом случае закончится, но важно сохранить для жителей возможность зарабатывать, нормально потреблять культурные, физические и иные продукты и услуги.
– Если человека запереть и заставить сидеть дома, он деградирует, возникнут другие проблемы. В том числе алкоголь и скандалы в семьях. Одни проблемы могут породить следующие. Поэтому, на мой взгляд, важно максимально сохранить открытость общества, но при этом максимально привить людей, чтобы невакцинированные представляли для общества меньшую угрозу, – считает собеседник. – В этом вопросе наше региональное правительство находится между молотом и наковальней. С одной стороны, все понимают, что нельзя рушить экономику, все то, что мы сейчас достигли, с другой – на федеральном уровне мы тоже должны быть ориентиром, показывать, что в республике здоровье нации на нормальном уровне, что мы не стали очагом эпидемии. Между этим и балансирует наше руководство, находя те грани, через которые переступать нельзя.
В отношении антиваксеров и ковид-диссидентов Атласов отмечает, что каждый имеет право на свое мнение. Он считает, что здравый человек, который верит специалистам-медикам и вирусологам, задумается и иначе посмотрит на людей, которые продвигают отказ от прививок. Он уверен, что нужно верить именно науке, и обращает внимание, что антиваксеры в случае заболевания обращаются не к разного рода бабушкам, а именно к врачам.
— Так где логика? Сегодня мы выступаем за то, что врачи ничего не понимают, говорят чушь и ерунду, а завтра, когда наступила беда, идем в больницу и говорим «спасите меня»? – недоумевает собеседник.
Он призвал обратить внимание на опыт некоторых зарубежных стран, где число привитых стремится к 90% и где таким образом проблема ковида практически решена.
«Даже среди специалистов нет согласия по поводу того, какие меры необходимо предпринимать»
Политолог Руслан Айсин в свою очередь указал на то, что пандемия – явление очень сложное, и то, что оно было в мировой истории несколько раз, подтверждает, что она является частью глобальной трансформации мира. Поэтому на нее стоит смотреть с более широких позиций.
– Что касается противостояния с антиваксерами, то тут ничего удивительного нет – поляризация общества тоже является частью этой глобальной трансформации и переустройства мира. Такая поляризация естественна. Всегда будут те, кто, как у Свифта в «Приключениях Гулливера», разбивает яйцо тупым концом, и те, кто разбивает его острым. Поэтому я думаю, что такого противостояния не избежать. Но должны быть какие-то общие правила, – уверен Айсин. – Конечно, я понимаю, что психологически люди очень накручены, это очень сильно ударяет по психике. Переболевшие тоже отмечают, что это сильно подтачивает центральную нервную систему. Конечно, озлобленность в связи с проблемами, ухудшающимся уровнем жизни, неопределенностью – все это для простого человека является серьезным вызовом, кризисом его собственной идентичности и вызовом его пониманию завтрашнего дня.
Эксперт напомнил, что для простого человека есть два важных фактора, на которых он выстраивает свою сознательную жизнь, – стабильность и безопасность. Сейчас у людей нет ни того, ни другого.
– Эти две «ноги» его идентичности сейчас хромают. Конечно, это вызывает коллективный психоз у людей, здесь тоже ничего удивительного нет, – рассказал политолог. – Нужно объяснять людям и, наверное, работать не таким силовым и брутальным образом, как это происходит. С людьми нужно работать, выслушивать их – а это сложный процесс. Но другого пути нет.
Собеседник убежден в том, что ограничительные меры вроде масок и дистанции должны остаться. Люди должны понимать, что они ответственны не только за свою жизнь и здоровье, но и за здоровье других людей.
– Особенно это ярко чувствуешь, когда находишься в столпотворении, в общественном транспорте – кто-то надевает маски, а кто-то это игнорирует, отрицает или считает себя очень храбрым. Это один подход. Но самое главное, что он этим может нанести вред окружающим людям. Эта позиция должна быть донесена, – отметил Айсин.
Он добавил, что каждый должен уважать право другого человека на здоровье и безопасную дистанцию.
– Конечно, какого-то идеального решения этой проблемы лично я не вижу, потому что пандемия в таком масштабе в современном мире – явление новое. Хотя сто лет назад была испанка, которая унесла огромное количество жизней, которое до сих пор не могут подсчитать. В принципе она достаточно быстро сошла на нет. Здесь нужно учитывать, что мы переходим в новые цивилизационные условия жизни. Человеку фактически предстоит радикальная перестройка мироощущения, а это непросто, – поделился мнением эксперт.
Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков отмечает, что ситуация с ковидной пандемией – напряженная.
– Мы живем в ней почти два года, переживаем четвёртую волну. Адекватность медицинской помощи, мероприятий с кодами, запретами, разрешениями вызывает только обеспокоенность людей. Смертность зашкаливает. Поэтому ни о каких решениях с всеобщей отменой ограничений речь идти не должна. Подобные идеи нам подбрасывают люди, которых называют «антиваксерами». Их точка зрения возможна в общественных дискуссиях, но она очень опасная, поскольку рассуждают так не специалисты – инфекционисты, иммунологи, санитарные врачи, а в основном деятели культуры, артисты, певцы, которые не имеют медицинского образования и не понимают тренды и развитие пандемии, – сказал собеседник.
По его словам, большинство специалистов-медиков, иммунологов, вирусологов склоняются к тому, что необходимо действовать решительно и очень жестко. Эта точка зрения имеет массу негативных моментов, но именно она даёт возможность выхода из создавшейся ситуации.
– Необходима всеобщая прививочная кампания, тогда будет достигнут коллективный иммунитет к пандемии. Однако сложность заключается в том, что даже среди специалистов нет согласия по поводу того, какие меры необходимо предпринимать в России. Поэтому решения передаются на уровень регионов, оттуда муниципалитетов и отдельных организаций. Такой разнобой очень опасен. Думаю, что вторая точка зрения возобладает постепенно. Мы уже потеряли очень много людей из-за отсутствия универсальных и быстрых решений, многие люди подорвали своё здоровье – постковидный синдром. Поэтому пандемия и противодействие ей стали серьезной социальной проблемой, а не только медицинской. Важно понимать, что в современном мире нельзя победить ковид в отдельно взятой стране. Должны быть единые усилия всего человечества. Но этого нет, даже на уровне прививок существует жёсткая конкуренция между различными странами, – заключил Андрей Большаков.
Comment section