Строители трассы М-12 в Татарстане наткнулись на древние поселения, но менять проект не планируют

хотя с приближением зимы темпы работы несколько снизились.
«Автодор» уже вырубил в республике все необходимые для строительства магистрали
леса и высадил новые взамен. В Татарстане на строительстве заняты около 2 тысяч
человек, хотя с приближением зимы темпы работы несколько снизились.

Трасса М-12 Москва — Казань активно строится на всех участках, в том числе в Татарстане. Основной ход скоростной автодороги запустят в 2023 году, пообещал вице-премьер России Марат Хуснуллин на международном форуме «Транспортная неделя-2021». По его словам, темпы строительства неплохие, над трассой работают 15 тысяч человек и 6 тысяч единиц техники.

— Я надеюсь, что основной ход мы запустим к 2023 году. Дальше – съезды, выезды, благоустройство, доведение к 2024 году, – отметил Хуснуллин.

Руку на пульсе держит и президент России Владимир Путин, который на днях встретился с председателем правления ГК «Российские автомобильные дороги» Вячеславом Петушенко.

– Сейчас мы работаем практически на каждом километре. На 75 искусственных сооружениях вышли и работаем, там три очень больших сооружения [мостовых перехода] – через Волгу, через Оку, через Суру. И те темпы, которые мы сегодня набрали, поддержка финансирования позволяют нам быть уверенными, что в 2024 году мы закончим эту работу и поедем, – рассказал главе государства Петушенко.

По его словам, некоторые устаревшие решения при строительстве дорог, которые сочли стереотипами, в этом проекте применять не стали. Все для того, чтобы оптимизировать процесс и рациональнее использовать ресурсы.

– Конкретно могу сказать по трассе Москва – Нижний Новгород – Казань: мы убрали очень много избыточных технических решений, которые [были] в старые времена. Мы понизили насыпь дорожную, потому что она считалась в 30-х годах по снегозаносимости, а сегодня техника у нас просто великолепная по снегозащите, снизили объемы, снизили стоимость работ, убрали многие искусственные сооружения, что позволяет нам за меньшие деньги сделать больше, – рассказал Петушенко.

Строители трассы М-12 в Татарстане наткнулись на древние поселения, но менять проект не планируют

Кстати, как «Автодор» и анонсировал ранее, к строительству активно привлекают субподрядчиков. Среди них не так много крупных предприятий – немалую роль играют и компании второго и третьего уровня. Причем часто это узкоспециализированные конторы, которые предлагают конкретные решения.

Первый заместитель председателя правления компании «Автодор» – руководитель дирекции (филиала) М-12 Марс Газизуллин рассказал, что сейчас на трассе развернуты работы на всех этапах, ведутся подготовительные работы. Это устройство временных дорог, пробные сваи, земляные работы. Вырубка леса полностью завершена, забиваются сваи под искусственные сооружения.

– Кстати, в Республике Татарстан мы уже выполнили лесовосстановление, – добавил спикер.

Газизуллин отметил, что, несмотря на то, что именно на татарстанский участок приходится строительство самого длинного моста, больших сложностей это не вызывает.

– Единственное, низкий уровень воды мешает работать, мешает сплаву средств, и мы перестроили технологию и работаем максимально с временного моста, – сообщил представитель «Автодора». – Зимой будут продолжаться земляные работы, выемка, насыпь. Будет заготавливаться материал инертный, ЩПС и щебень. Будут собирать конструкции дорожной одежды, когда позволит погода. Закончат переустройство инженерных коммуникаций и будут выполнять работы по искусственным сооружениям.

Строители трассы М-12 в Татарстане наткнулись на древние поселения, но менять проект не планируют

По его словам, в целом на М-12 заняты более 12 тысяч человек (в пик строительства будет в полтора раза больше), в частности, на этапе 7 и 8, в Татарстане — около 2 тысяч рабочих.

К слову, ранее первый замминистра строительства и ЖКХ России Александр Ломакин сообщил, что проект трассы М-12 рискует столкнуться с нехваткой рабочих кадров. Помимо этого есть сложности и с ростом цен на материалы и оборудование.

— Мы понимаем, что для реализации проекта должно быть задействовано большое количество и человеческих ресурсов, и материалов, и машин, и механизмов. Риски в первую очередь связаны с дефицитом рабочих кадров. Минстрой занимается этим вопросом о привлечении и трудовых мигрантов, и по увеличению количества трудовых ресурсов внутри страны, – сказал Ломакин.

В целом, по данным «Автодора», на будущей трассе М-12 на сегодня сосредоточено более 4 600 единиц дорожно-строительной техники, что составляет свыше 80% от ее количества в пиковый период строительства.

На технологических площадках уже находится порядка 3,5 миллиона тонн щебня и 3 млн тонн песка, которые будут использованы для подушки дорожного полотна. В общей сложности для строительства трассы используют 10 миллионов тонн песка и 14 миллионов тонн щебня. 

Строители трассы М-12 в Татарстане наткнулись на древние поселения, но менять проект не планируют

Газизуллин напомнил, что появление дорог, особенно скоростных, где сильно сокращается время пути, положительно повлияет на повышение инвестиционного климата территорий, по которым они проходят. Это повлияет на производство, торговлю, туризм и все остальные направления экономики.

Между тем, хотя со слов представителя «Автодора» все идет более чем штатно, на пути строительства трассы археологи нашли два древних поселения. Эту находку сделали специалисты Института археологии РАН. Экспедиция ученых прошла в рамках спасательных археологических работ в местах прохождения будущей трассы М-12. Найденные обломки старинного горшка, по мнению специалистов, относятся ко II тысячелетию до нашей эры.

Во время раскопок археологи обнаружили поселение в селе Азбаба Апастовского района и в селе Средняя Куланга Кайбицкого района республики, относящееся к XVII-XX векам. Ученые исследовали около 30 тысяч кв. метров территории в Кайбицком районе и создали цифровую модель села.

Строители трассы М-12 в Татарстане наткнулись на древние поселения, но менять проект не планируют

– Известно, как проходили улицы, где располагались дома и придомовые постройки. Восстановили общую картину поселения, – сказал старший научный сотрудник института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ Павел Красильников.

Кроме фундаментов жилых домов найдены медные монеты второй половины XVII-XVIII веков, перстни, кольца, ажурные подвески, обломки посуды, нательные крестики, пуговицы, запонки, колокольчики, ключи и другие предметы быта.

Исторические памятники внесены в реестр охраны Комитета по охране объектов культурного наследия Татарстана. Сообщается, что во время строительства федеральной трассы будут приняты специальные меры для обеспечения их безопасности. 

– Ничего не изменится. Раскопки проведут и дорогу проложат, – сообщили в пресс-службе компании. — Институт архелогии РАН, который проводит раскопки, к середине декабря планирует подготовить презентацию выставки по работам на стоянке. Оставшаяся часть памятника, которая не попадает в отвод трассы, стоит на учете в органах Охраны и будет сохранена для потомков.

Строители трассы М-12 в Татарстане наткнулись на древние поселения, но менять проект не планируют

Напомним, М-12 – это очень важный объект для Татарстана прежде всего с экономической точки зрения. Фактически после завершения проекта Казань станет центром транспортного коридора «Запад-Восток», который соединит Китай и Европу. Экономический эффект будет достигнут в результате улучшения дорожных и эксплуатационных условий движения транспорта за счет снижения себестоимости внутрирегиональных перевозок, дальних транзитных связей, стоимости пробега легковых машин, автобусов, спецмашин, сокращения дорожно-транспортных происшествий, времени пребывания пассажиров в пути. 

Особенностью маршрута М-12 является значительный макроэкономический эффект (около 2,4 трлн рублей), который формируется за счет объединения в зоне 8-часовой доступности регионов, продукция которых тяготеет к перевозкам автомобильным транспортом. М-12, согласно Стратегии пространственного развития, пройдет по перспективным центрам экономического роста и обеспечит двукратное сокращение времени в пути. 

К тому же эта трассировка решает вопрос одного моста через Волгу, строительства которого при других условиях пришлось бы ждать десятки лет.

Учитывая динамичное развитие Казанской агломерации и высокую загруженность существующей автодороги М-7, новый мост позволит его разгрузить и тем самым улучшить транспортную и социальную обстановку на прилегающей территории. Динамика транспортных потоков говорит о востребованности моста. Берега Волги в республике связывает единственный мост, расположенный на федеральной трассе. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *