«Человек-паук: нет пути домой»: высококлассный фансервис или глубокая философская драма для широкой аудитории?

«Человек паук: нет пути домой»: высококлассный фансервис или глубокая философская драма для широкой аудитории?
Рецензируем долгожданный проект Джона Уотса. Материал с высокой долей
вероятности может содержать спойлеры.

Если «Человек-паук: Вдали от дома» был создан для тех, кому нужно пережить травму после смерти Железного Человека, то последний «Паук» Уотса заставляет этого прикормленного легкоусваиваемым экшеном зрителя погружаться в более драматичный эпос. И миссия этого фильма под камуфляжем превосходного фансервиса намного важнее и значительнее, чем миссия персонажа Человека-паука во всех мирах: это кино говорит о философии устройства нашей внутренней вселенной на языке массового потребителя.

Стен Ли подарил миру не просто злодеев, созданных для оттенения героя: он произвёл на свет сложносочиненных персонажей, которых как максимум легко понять и которым как минимум не сложно сопереживать. Эти «злодеи» не зря вырастают в самостоятельных автономных героев отдельных произведений — как, например, «Морбиус», которого все мы с нетерпением ждём в 2022 году.

Тема переосмысления своих поступков и искупления грехов стара как мир и во многих случаях даже необходима как обязательный ингредиент в котле удачного произведения. Отличие нового «Человека-паука» в том, что это самое искупление достаточно топорно и буквально насильно навязывается и персонажам картины, и аудитории. Однако никто и не выступает против такого расклада, потому что все это обрамлено в гениальную ностальгическую оболочку, которая в ста процентах случаев ударяет в сердечко. Не пустить слезу при виде постаревшего Тоби Магуайера в обтягивающем паучьем трико просто невозможно — даже тем, кто впервые увидел его в детстве на канале СТС в рубрике «кино после 21:00». Парадокс в том, что эти дети уже выросли и теперь с удовольствием ностальгируют в общем потоке. Что уж говорить о потрясающих спецэффектах и графике, которые в принципе не поддаются никакому комментированию.

«Человек паук: нет пути домой»: высококлассный фансервис или глубокая философская драма для широкой аудитории?

Сколько бы я ни перечисляла плюсов, не заострять внимания на минусах мне тяжело. Тем более таких, из-за которых сценарная составляющая может показаться дилетантской. До сих пор мне остается непонятна мотивация Тома Холланда (называть Пауков по именам актеров легче, ведь их в фильме три), который, забив на всю предысторию со спасением мира рука об руку с Доктором Стрэнджем, буквально предаёт пытавшегося помочь ему напарника ради спасения злодеев из других галактик. Конечно, сценаристы попытались это списать на возраст и ребячество героя, но получилось все равно криво.

К слову о возрасте. Джон Уотс и в контексте взросления Холланда-Паркера использовал классический приём. Сначала перед нами взбалмошный ребёнок, для которого провал с поступлением в колледж ещё больший конец света, чем тот, от которого он пару фильмов назад спас мир. В конце зритель видит не мальчика, но мужа, отказавшегося ради всего самого дорогого во имя миссии (а мессий любят все — каламбурим).

«Человек-паук: нет пути домой» как и любая, объединяющая в себе несколько новелл картина содержит множество пасхалок. Замечать их иногда сложно, но можно: и как же хорошо они работают на поднятие самооценки аудитории — если понял, ты в теме.

Процесс становления Питера Паркера во всех трёх вселенных выступает лейтмотивом: не зря мы и здесь слышим до боли знакомые по фильмам почти 20-летней давности фразы «Это не моя проблема» и «Большая сила — большая ответственность». «Это не моя проблема» — к такой философии приходит каждый из Пауков в определённый период своей жизни после смерти дорогого человека по вине поступков Питера Паркера (Магуайер теряет дядю, Эндрю Гарфилд — девушку, Холланд — тетю Мэй). «Большая сила — большая ответственность» — говорят всем им перед смертью близкие, и эти слова для личности Паркеров становятся путеводной звездой.  

«Человек паук: нет пути домой»: высококлассный фансервис или глубокая философская драма для широкой аудитории?

Отдельная тема, конечно, — возвращение на экран всех тех актеров, которых мы помним по «паучьим историям» с Магуайером или Гарфилдом: Уиллем Дефо, Альфред Молина, Джейми Фокс, Рис Иванс, Томас Хейден Чёрч и, прости господи, Том Харди в обличье Венома в сцене после титров. И это не только дань уважения мэтрам, но и трогающий до глубины души авторский приём. И в связке с другими понятными, но замаскированными фокусами он сделал своё дело: за первый день проката в России фильм уже заработал высочайшие рейтинги — иностранные зрители на данный момент оценивают картину на 9,2, российские — на 8,8.

«Нет пути домой» — эпиграф, совершенно не оправданный, на мой взгляд, сутью фильма. Вся эта ностальгическая машина как раз и ведёт зрителя домой, к истокам — чему-то привычному, светлому, ассоциирующемуся с детством.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *