Операция «Ликвидация»: убрать «маршрутки» в Челнах обойдется минимум в 1,6 млрд рублей

Мэр Наиль Магдеев намерен в 2022 году продолжить работу по замене «газелек» большими автобусами. На полное преображение этой части транспортной системы нужны огромные вложения. В теории это может сработать. Правда
Мэр Наиль Магдеев намерен в 2022 году продолжить работу по замене «газелек»
большими автобусами. На полное преображение этой части транспортной системы
нужны огромные вложения. В теории это может сработать. Правда, есть несколько
весомых «но».

«Гладко на бумаге…»

Первая транспортная реформа, инициированная мэром Челнов, выглядела как довольно смелый «автобусный блицкриг». Вытеснить частников, заполонивших город маршрутками, предполагалось за счет создания муниципального предприятия и крупногабаритного транспорта, взятого в лизинг у КАМАЗа.

Обернулось все не слишком удачно, хотя горожане появление на улицах больших автобусов восприняли с радостью. Миллиардные бюджетные вливания пошли прахом из-за отсутствия соответствующей технической базы для обслуживания транспорта и не слишком знакомого с рынком перевозок руководства. В итоге — МУП обанкротился, а почти две сотни автобусов в полу-живом состоянии пришлось вернуть КАМАЗу.

Операция «Ликвидация»: убрать «маршрутки» в Челнах обойдется минимум в 1,6 млрд рублей

На дорогах вновь остались одни «газельки». Жители Челнов, само собой, были не ахти как рады, привыкнув к более или менее комфортным автобусам. В 2021-м году, немного отойдя от пандемии, власти предприняли очередную попытку решить транспортный вопрос. По договоренности с мэром Москвы Сергеем Собяниным в автоград сперва доставили 80 ЛИАЗов — б/ушных, но зато бесплатно.

Позже еще 21 НЕФАЗ приобрел сам город за счет дополнительных бюджетных доходов, направив на это дело 234 млн рублей. Автобусы решили с тендера передать в аренду для обслуживания городских маршрутов. Победителем в итоге стал де-факто единственная действующая в этом направлении частная компания Челнов — «Пассажирские перевозки» Николая Тятюшкина. За 13,6 млн рублей предприятие получило все НЕФАЗы на 11 месяцев.

Операция «Ликвидация»: убрать «маршрутки» в Челнах обойдется минимум в 1,6 млрд рублей

Схема в итоге оказалась, в общем и целом, рабочей. Город избежал лишних трудностей, делегировав управление опытной в этой сфере организации. Перевозчик — получил транспорт без лишних затрат и рисков в духе лизинга. И, похоже, что в 2022 году работа по сокращению числа «газелек» будет продолжена.

— Важным вопросом для руководства города является обеспечение жителей города комфортными перевозками на общественном транспорте. Важным вопросом для руководства города является обеспечение жителей города комфортными перевозками на общественном транспорте, — отметил мэр Магдеев.

По словам главы города, чтобы полностью ликвидировать маршрутки Челнам нужно минимум 250 больших автобусов. Другими словами, нужно приобрести еще хотя бы 149 транспортных средств. Если взять в расчет, сколько потребовалось на закупку 21 НЕФАЗа, то финансирование полной замены парка составит порядка 1,64 млрд рублей.

Операция «Ликвидация»: убрать «маршрутки» в Челнах обойдется минимум в 1,6 млрд рублей

Казалось бы, сумма огромная — можно целую школу построить. Однако дополнительные доходы бюджета вполне могут позволить в течение нескольких лет добиться поставленной цели. И, что самое важное, наконец предложена схема работы, которая — в теории — «бьется» в финансовом плане.

Аренда одного автобуса у мэрии обходится перевозчику примерно в 55-58 тысяч рублей в месяц. Срок эксплуатации по техническим характеристикам и требованиям безопасности дорожного движения составляет около 10 лет. За это время, учитывая ежегодную индексацию при проведении тендера на аренду, в бюджет вернется стоимость транспортного средства (около 7 млн рублей по нынешним ценам). Что позволит приобрести новый НЕФАЗ — и запустить очередной цикл. Все довольны: город обеспечен автобусами, предприниматель — возможностью зарабатывать.

«…но забыли про овраги»

К сожалению, рисков снова провалиться у такой транспортной реформы даже на первый взгляд более чем достаточно. Самый, пожалуй, очевидный — перевозчики могут просто не захотеть работать. Вынуждая исполком либо снижать стоимость аренды, что «сломает» систему и потребует очередных бюджетных вливаний. Либо повторять уже пройденный сценарий с созданием муниципального предприятия.

При этом в действии коммерческих структур может даже не быть злого умысла. Компания, работающая в сфере общественных перевозок, благополучно может обанкротиться на фоне происходящего в обществе и экономике. Недавний пример — ликвидация единственного перевозчика в Бугульме. Да и в других городах Татарстана ситуация не сказать, что радостная. Первым ударом стал локдаун. Затем — маски. Сейчас — введение QR-кодов.

Операция «Ликвидация»: убрать «маршрутки» в Челнах обойдется минимум в 1,6 млрд рублей

Все это не может не сказаться на пассажиропотоке. В тех же Челнах он снизился с привычных 95 тысяч человек в сутки до 72 тысяч (данные на начало декабря 2021 года). Да, бюджет отрасль поддерживает. И челнинским перевозчикам направили 13,6 млн рублей компенсации за выпадающие доходы. Но насколько это соизмеримо потерям — вопрос открытый.

Сюда же добавляется не такой высокий, как хотелось бы перевозчикам, тариф на проезд. С первого января в Челнах цена билета поднимется до 27 рублей. По словам же Тятюшкина, оптимальная стоимость — где-то в районе 35 рублей. При этом перевозчик недоумевает, почему в Казани стоимость билета должна быть выше. Ведь топливо, запасные части, а в целом и зарплаты не так сильно различаются.

— Я не знаю, почему идет разногласие между городами Казань, Челны, Заинск, Нижнекамск. Я понимаю, если бы в Челнах топливо стоило 45, а в Казани 55 рублей. Техника также обслуживается, резина и прочее. То есть запчасти – они одинаковые. Я не думаю, что Казань аккумулятор покупают в два раза дороже, чем в другом городе. Цены везде одинаковые. Но комитет считает, что в столице проезд должен быть дороже. Ну, значит, там богаче народ, — рассуждает Тятюшкин.

Операция «Ликвидация»: убрать «маршрутки» в Челнах обойдется минимум в 1,6 млрд рублей

Учитывая, что обслуживание арендованных автобусов, а также работа с персоналом в озвученной схеме ложится на плечи перевозчика, заявляться на тендер компании станут, только понимая, что экономическая составляющая позволяет все это осуществить, а желательно — еще и заработать.

Еще один, даже в чем-то более глобальный риск, связан с анонсированным в 2021 году стратегическим переформатированием транспортной системы Челнов. Предполагается, что основой ее станут трамваи — проект новой ветки в Замелекесье в ноябре 2021 года уже проходили второй этап государственной экспертизы.

Также в озвученных планах — модернизация маршрутной сети, переход на безналичный расчет и брутто-контракты с перевозчиками, когда администрация будет рассчитываться с ними за работу, но забирать плату за проезд в бюджет. Кроме того, реформа потребует создания единого оператора системы общественного транспорта, внедрение гибкой тарифной политики (разовые билеты, абонементы, в том числе без лимита) и внедрения интеллектуальных транспортных систем.

Операция «Ликвидация»: убрать «маршрутки» в Челнах обойдется минимум в 1,6 млрд рублей

Правда, и расходы соответствующие. Даже по предварительным расчетам изменение структуры рынка перевозок в Челнах обойдется примерно в 8,1 млрд рублей (4,5 млрд рублей — на инфраструктуру, 3,6 млрд рублей — на обновление подвижного состава). А вот говорить о сроках реализации такого масштабного проекта пока даже приблизительно не приходится — растянуться он может и на целую десятилетку в зависимости от наличия финансирования и активности городских властей.


Читайте также: Бугульма совсем плоха. Это самая депрессивная точка на карте Татарстана


Comment section

Добавить комментарий

Войти: