«Кастамону», добро пожаловать, или «Постороннему» бизнесу вход воспрещен

Елабужских предпринимателей штрафуют за «движение и стоянку» грузовиков по асфальтовой дороге на территории нацпарка «Нижняя Кама». Вроде бы все логично
Елабужских предпринимателей штрафуют за «движение и стоянку» грузовиков по
асфальтовой дороге на территории нацпарка «Нижняя Кама». Вроде бы все логично,
но это — единственный путь к грузовому речному причалу «Алабуга». И маршрутом
регулярно пользуются представители крупной турецкой компании. Разбираемся в
ситуации вместе с аппаратом бизнес-омбудсмена Татарстана.

Созданный в 1991 году национальный парк «Нижняя Кама» занимает более 26 тысяч гектаров в Тукаевском и Елабужском районах Татарстана. Естественно, что основным назначением его является сохранение и восстановление «уникального природного комплекса». Чему, конечно, способствуют расположенные на территории «около 200 баз отдыха, санатории и профилактории». Дело понятное, хорошая экология тоже стоит денег.

В СМИ нацпарк «светится» не часто. Однако в 2018 году жителей Челнов и окрестных поселений взбудоражила новость о введение платы за посещение лесных массивов. Как разъясняла тогда юрист «Нижней Камы» Чулпан Гумерова, закон допускает нахождение «гражданских» на территории нацпарков только при наличии соответствующего разрешения. За подобный допуск теперь предстояло платить — по 50 рублей «с носа». Причиной внедрения новых правил (раньше парк был доступен для всех желающих) в «Нижней Каме» называли растущий поток туристов, которые наносят ущерб заповедной природе.

«Кастамону», Добро пожаловать, или «Постороннему» бизнесу вход воспрещен

Однако, по словам лидера движения «Народная инициатива» Романа Ваганова, подобная практика не слишком законна. В уставе парка нет такого вида деятельности, как взимание платы в качестве компенсации. Зато есть пункт запрещающий заниматься не указанными в уставе «мероприятиями».

— Желание руководства национального природного парка заработать, не прилагая никаких усилий и не привлекая финансовых вложений, понятно. Несложно установить на въездах шлагбаумы с кассой и непрерывный поток дачников, отдыхающих, рыболовов и других категорий граждан, посещающих и проезжающих транзитом, обеспечит сумасшедшую выручку, — рассуждает Ваганов.

Тогда же активист затронул тему дорог, проходящих через парк. Дело в том, что официально земли под транспортными магистралями не выведены из категории особой охраняемой природной территории и фактически являются лесными тропами. На бесплатной основе въехать и находиться на территории парка может только тот, кто владеет недвижимостью в «Нижней Каме» или имеет договор аренды. Другими словами, транзитом через нацпарк не проехать — либо платить за въезд, либо рисковать нарваться на крупный штраф.

Усугубляли ситуацию территориальные масштабы «Нижней Камы». Вокруг расположено много поселков и городков. Разработан проект соглашения о сервитуте между исполкомом Елабужского района и нацпарком, который предусматривает право проезда по дорогам жителей близлежащих населенных пунктов, а также тех, кто работает в самом парке. Однако этот проект не затрагивает одну категорию граждан — предпринимателей.

«Кастамону», Добро пожаловать, или «Постороннему» бизнесу вход воспрещен

На заседании совета «Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» от лица 21 предприятия выступила юрист компании «Жилище-Строй» Аида Мухаметзянова. По ее словам, асфальтовая дорога, расположенная на территории парка, ведет прямо к грузовому речному причалу «Алабуга». Магистраль в общем и целом является продолжением Танайского шоссе, которое связывает Елабугу и село Танайка. И является единственным маршрутом к пляжу на реке Криуша и причалу.

— Данной дорогой для проезда к берегу пользуется ряд предприятий, осуществляющих производственную деятельность, связанную с выгрузкой инертных материалов, поступающих водным путем, представители дорожных служб. Согласно информации, размещенной на официальном сайте органов местного самоуправления Елабужского муниципального района, по данной автодороге установлен рейсовый автобусный маршрут до общественного пляжа. То есть данная автодорога фактически используется как дорога общего пользования неограниченным кругом лиц. Доступ к автомобильной дороге свободный, отсутствуют ограничительные щиты, и иные знаки, устанавливающие запрет для проезда, — отмечает Мухаметзянова.

А согласно выписке из реестра муниципальной собственности, дорога и вовсе принадлежит городу Елабуга. Несмотря на это, компанию, которую представляет юрист, привлекли к административной ответственности «за движение и стоянку транспортных средств, не связанных с функционированием парка, вне дорог общего пользования». И оштрафовали на 300 тысяч рублей.

— Таким образом, создаются препятствия деятельности предприятий, так как невозможно подъехать к причалу по единственной асфальтированной дороге, соединяющей город и данный участок берега реки Криуша. Соответственно, в навигационный сезон у многих предприятий не будет возможности вывозить инертные материалы и другие товары, поступающие водным транспортом. Вследствие этого, в том числе, создается угроза срыва производства строительных работ на объектах заказчиков. Возможно, что в данной ситуации создаются коррупционные риски при предоставлении выборочного права проезда транспортным средствам, принадлежащим отдельным предприятиям, — рассуждает представитель «Жилище-Строя».

Изюминкой ситуации, а также возможной причиной разговоров о «коррупционных рисках» стало то, что «транспортной артерией» регулярно пользуются грузовики компании «Кастамону».

«Кастамону», Добро пожаловать, или «Постороннему» бизнесу вход воспрещен

Согласно открытым источникам, компания «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» основана в Елабуге в марте 2010 года. Основной вид деятельности связан с производством изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения. Генеральный директор — Кылыч Али Кюршад. Единственный владелец — Кеас Холдинг. По итогам 2020 года предприятие отчиталось о выручке в 17,23 млрд рублей, чистая прибыль за аналогичный период составила — 1,22 млрд рублей.

В 2015 году на завод турецкой компании в ОЭЗ «Алабуга» поставлялось до 500 тысяч кубометров малоценной древесины из лесфонда Татарстана, а с предприятием, по словам тогдашнего министра лесного хозяйства РТ Алмаса Назирова, работало 30 лесных хозяйств региона. После запуска второй очереди завода необходимый объем древесины должен был вырасти до 1,3 млн кубометров.

KazanFirst направил в ОЭЗ «Алабуга» запрос касательно сложившейся с грузовым причалом и дорогой в нацпарке ситуации, но на момент публикации материала ответ получен не был.

Как поясняют в нацпарке, «Кастамону загружает и разгружает «лес», то есть «инертный материал», поэтому не наносит вреда окружающей среде. Кроме того, компания обустроила стоянку на территории «Нижней Камы», где происходит весь процесс. Другие же предприниматели подобные условия не создали.

Сотрудник ЦОП Булат Бисеров разъяснил, что спорная автомобильная дорога не относится к объектам местного или регионального значения. Фактически, проезд предпринимателей к грузовому причалу на законных основаниях невозможен. Однако по факту дорогой свободно пользуются как грузовые, так и легковые транспортные средства — это подтвердилось в ходе выезда представителей Центра на место.

— Проезд предпринимателям к грузовому причалу запрещен, но иначе проехать к дебаркадеру невозможно. Поэтому компромиссом было бы оформление земельных отношений между нацпарком и предпринимателями путем восстановления частного сервитута, — рассуждает Бисеров.

Юрист нацпарка Гумерова пояснила, что такой вариант, как частный сервитут, возможен. Но предпринимателю нужно будет обосновать, почему ему необходимо пользоваться именно этим грузовым портом и действительно ли добраться можно только посредством этой дороги.


Читайте также: Активисты ОНФ жалуются на незаконную вырубку берез рядом с Голубыми озёрами


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *