Полная лавка: в Татарстане растет популярность сервисов доставки еды

«Самокат» и «Яндекс.Лавку» на рынке доставки еды начал теснить «ВкусВилл»: 50% товарооборота в казанских магазинах федеральной сети составила онлайн-доставка. Впрочем
«Самокат» и «Яндекс.Лавку» на рынке доставки еды начал теснить «ВкусВилл»: 50%
товарооборота в казанских магазинах федеральной сети составила онлайн-доставка.
Впрочем, эксперты отмечают, что рынок e-gorcery настолько перспективный, что
места на нем пока хватает всем.

По данным пресс-службы «ВкусВилла», за 2021 год магазин доставил более 282 тысяч заказов и установил собственный рекорд в Казани — 1571 доставка за день. С момента открытия первого «ВкусВилла» в 2019 году количество ежедневных заказов выросло в 695 раз, 27 тысяч казанцев пользуются мобильным приложением для выбора и заказа продуктов. 

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов считает «ВкусВилл» одной из самых клиентоориентированных компаний из ныне существующих. Это, скорее, не ритейл, а целая философия по представлению интересов покупателя на первый план, поэтому он уверен, что люди будут платить за такое качество.

Сегодня в Татарстане также работают Delivery Club, «Яндекс.Лавка» и «Самокат». 

Онлайн-ритейлер «Самокат» начал работу в Казани в октябре 2020 года. Сейчас курьеры — партнеры сервиса доставляют заказы в трех городах Татарстана — Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. В столице Татарстана действует около 35 дарксторов (так называемых темных магазинов, или складов, где вместо обычных покупателей заказы удаленно собирают сотрудники ритейлера. — Ред). и 1 хаб, где работает более 1 500 курьеров — партнеров сервиса, товароведов и администраторов. Ежедневно курьеры — партнеры «Самоката» в Казани доставляют более 12 тысяч заказов, и это число постоянно растет — в среднем на 25% каждый месяц. 

Лавочка открыта: в Казани возросла популярность сервисов доставки еды

В прошлом году онлайн-ритейлер «Самокат» начал работу в Набережных Челнах и Нижнекамске. По данным пресс-службы сервиса, в этих городах услуга быстрой доставки продуктов и товаров для дома оказалась не менее востребованной, чем в миллионниках: в Набережных Челнах действует около 10 дарксторов, в которых работают более 500 человек. А в Нижнекамске в декабре 2021 года открылось около 5 дарксторов «Самоката».

В пресс-службе «Яндекса» рассказали, что за последние полгода в Казани объем продаж в ритейл-направлении в сервисах «Яндекс.Еда» и «Лавка» вырос более чем в два раза. 

В России проникновение e-gorcery в ритейл около 2%, в Казани эта цифра несколько ниже, но это свидетельствует об огромном потенциале для роста.

— Мы также наблюдаем изменение в поведении пользователей — увеличивается частотность заказов и наиболее востребованной становится экспресс-доставка, — заметили в пресс-службе.

Согласно исследованию Infoline, по итогам III квартала 2021 года доля экспресс-доставки в общем объеме рынка foodtech уже превысила 55%. В перспективе этот сегмент продолжит динамично расти, в том числе и в регионах. 

Сервисы доставки развивают сотрудничество с местными производителями. Доля местных производителей в «Лавке» может достигать до 50% от общего количества. Кроме того, в сервисе есть так называемая экспериментальная полка, на которую может встать продукция небольших локальных брендов. Этот инструмент помогает им рассказать о своей продукции многомиллионной аудитории, а также в дальнейшем выйти в крупные ритейл-сети.

По мнению директора направления доставки из магазинов Delivery Club Дмитрия Бензорука, рынок доставки в Татарстане развит не хуже, чем в Москве и других крупных городах. В регионе присутствуют все основные федеральные игроки, а также местные, например, «Бахетле». 

Направление e-gorcery (онлайн доставка продуктов) можно назвать наиболее перспективным и быстроразвивающимся, утверждает Бензорук. Действительно, зачем идти в магазин, если можно быстрее и легче заказать продукты и получить их с доставкой по такой же цене, как на полке, а иногда даже дешевле за счет дополнительных промо в сервисах доставки.

Лавочка открыта: в Казани возросла популярность сервисов доставки еды

— При этом, по нашим данным, проникновение доставки продуктов в регионе пока ниже среднего по другим крупным городам, что говорит о большом, пока еще не полностью реализованном потенциале, — подчеркнул Бензорук. 

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев считает, что преобладание доставки вместо традиционного приготовления еды дома — неизбежность. 

— Мир уже к этому пришел, и мы здесь ничем не хуже. Доставка экономит время, а часто и деньги. Поэтому онлайн-доставка продолжит развиваться. Условия работы курьеров так же в будущем должны измениться к лучшему — из-за резкого роста онлайн-доставки дефицит курьеров ощущается сильнее, — сказал депутат Госсовета.

Ирек Галямов подчеркнул, что сервисы доставки действительно пользуются большим спросом, особенно для занятых людей — это существенно экономит время. К тому же сейчас на рынок приходит новое поколение миллениалов и зумеров, которые легко осваивают новые сервисы и активно пользуются услугами интернет-магазинов и доставок. 

— Рынок доставки продуктов в будущем вырастет, и вырастет намного, — уверен Галямов.

При этом эксперты полагают, что онлайн-доставка не заменит традиционные магазины полностью. Овощи и фрукты люди предпочитают выбирать сами, и при выборе незнакомых продуктов лучше сначала увидеть, а уже потом купить. 

— Говорить о конкуренции доставки и офлайн-ритейла пока рано. Ключевая задача всех участников рынка доставки — растить знание об их услугах и работать над формированием привычки «заказывать продукты онлайн», — считают в пресс-службе «Яндекс. Еда». 

Лавочка открыта: в Казани возросла популярность сервисов доставки еды

Михеев, однако, в развитии доставок видит угрозу обычным сетевым и несетевым магазинам.

— Сейчас они, возможно, радуются сотрудничеству с доставочными компаниями, но что мешает тому же Сбербанку, которому принадлежит Сбермаркет, в какой-то момент создать свои склады и отгружать с них, оставляя розничную маржу себе? Я думаю, что, обладая большим массивом данных о предпочтениях потребителей, неограниченным финансированием и мощнейшим кадровым потенциалом, сделать это Сбербанку большого труда не составит, — предположил он.

В свою очередь Бензорук выделил три тренда развития рынка доставки еды в Татарстане. Во-первых, доставка будет становиться все более популярной в регионе — средние и малые города станут ключевым драйвером роста в ближайшее время. И это огромный плюс для потребителей, так как за счет увеличения конкуренции в каждом городе будет расти выбор и уровень сервиса.

Второй важный тренд — ускорение доставки. Уже сейчас в части регионов через приложение можно заказать продукты из Магнита и ВкусВилла с доставкой за 30 минут, хотя год назад это было сложно себе представить. Добиться этого удалось за счет улучшения операционных процессов как при доставке, так и при сборке в магазинах.

— Как вывод — выбор будет становиться все шире, сервис лучше, доставка быстрее. Все больше покупателей будут предпочитать не ходить в магазин, а заказывать продукты онлайн, — резюмировал Бензорук.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *