Выставка «Золотой век фламандского искусства» в Казани: почему это событие нельзя пропустить

В феврале казанцы смогут увидеть подлинные работы Рубенса
В феврале казанцы смогут увидеть подлинные работы Рубенса, Ван Дейка и других
именитых голландских художников. Рассказываем, почему в Татарстан так редко
приезжают экспозиции выдающихся мастеров.

Государственный Эрмитаж привозит в Казань выставку «Золотой век фламандского искусства», где представлены полотна таких художников, как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Тенирс Младший. Экспозиция сменит проект о китайском искусстве и культуре «Пять символов счастья», которая пока еще принимает посетителей до 30 января. 

— Идея выставки у нас появилась давно, даже уже стояла в плане. Мы являемся представительством Государственного Эрмитажа, поэтому у нас есть план по реализации выставочных проектов с ним. Тем более у нас никогда не было выставки, посвященной фламандскому искусству. Была графика Рембрандта, но Рубенса я не помню. Я считаю, это хорошая причина посетить выставку, — комментирует руководитель «Эрмитаж-Центра» Маргарита Тихонова.

И это далеко не единственная причина. Мы собрали еще несколько. 

Причина первая: Рубенс 

Напомним, что Питер Пауль Рубенс — один из основоположников барокко. Его имя очень значимо для мирового искусства. Творческое наследие голландского живописца насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с его учениками и коллегами.

— Рубенс за свою жизнь написал огромное количество работ. Однако большую ценность представляют его эскизы, потому что именно эскизы он писал собственноручно. И два его эскиза мы привозим, —  рассказывает Тихонова. 

Первый эскиз — «Прибытие в Лион» выполнен для серии «Жизнь Марии Медичи». В 1622 году художник получил заказ, согласно которому он должен был написать серию из 24 полотен, описывающих «счастливую» биографию Марии Медичи. Причем на каждой работе королева должна была быть изображена под присмотром богов. На эскизе, который совсем скоро прибудет из Северной столицы, изображена встреча Марии с ее женихом Генрихом. В отличие от предыдущих картин, художник не просто изображает героев под присмотром богов, а преображает героев картины в пару богов-супругов: Генриха IV — в Юпитера, Марию — в Юнону.  

Выставка «Золотой век фламандского искусства»: почему стоит сходить?

Вторая работа называется «Арка Геракла». Она так же была выполнена на заказ для королевского двора. Серия посвящена торжественному въезду инфанта Фердинанда в Антверпен. 

Экспозицию также украсят парные портреты испанской королевской четы — Филиппа IV и Елизаветы Бурбонской. Помимо живописи будут экспонированы гобелены по произведениям Рубенса, выполненные по заказу французского короля Людовика XIII, изделия из слоновой кости, так же по его произведениям, предметы из коллекции самого Рубенса из драгоценных и полудрагоценных камней, созданные в технике резьбы. 

Причина вторая: значимые фигуры фламандского искусства

Из Петербурга в Казань приедут и другие известные живописцы. Один из них ученик Рубенса — Антонис Ван Дейк. Художник будет представлен двумя значимыми полотнами — важнейшей работой раннего периода, созданной им вскоре после поступления в мастерскую Рубенса, «Кающийся Апостол Петр» и одной из вершин лондонского периода – «Портрет сэра Уильяма Чаллонера». 

Выставка «Золотой век фламандского искусства»: почему стоит сходить?

В столицу Татарстана прибудут и знаменитые голландские натюрморты. Уникальность этих натюрмортов в их не для всех приятной эстетике — мертвая рыба, битая дичь, изображенная со всем реализмом. Казанцы смогут познакомиться с творчеством Якоба Йорданса и Пауля де Воса. Их картина «Повар у стола с дичью» имеет весьма любопытную историю. Она была приобретена для Эрмитажа еще Екатериной II. И авторство полотна приписывалось фламандскому мастеру натюрморта Франсу Снайдерсу и Йордансу. Последний  для картины написал смеющегося повара, показывающего убитого зайца, которого он собрался готовить. А вот авторство Де Воса выяснилось только после реставрации в 2015 году, когда на полотне нашли подпись художника. 

Выставка «Золотой век фламандского искусства»: почему стоит сходить?

Еще одна особенность этой картины — ее размер. Он составляет 176 на 245 см. Другие две масштабных картины, которые привезут в Казань, — «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем» Яна Фейта (133,5 на 172 см) и «Аллегория» Франса II Франкена (111 на 161 см). 

Отдельный зал на выставке посвящен мастерам, работавшим в основном в жанре кабинетного искусства. Самым знаменитым из них был Давид Тенирс Младший, который так же приедет в столицу Татарстана. 

Кстати, для всех голландских художников, представленных на выставке, это первая поездка в Татарстан. Все они находятся в постоянной экспозиции Эрмитажа и редко покидают свой «дом»

Причина третья: в Татарстан редко приезжают выставки подобного масштаба 

К сожалению, в афише культурных мероприятий редко можно встретить выставки именитых художников — как российских, так и западных. А если их и привозят, то не в большом количестве и не самые популярные работы. Чаще всего в Татарстан приезжают так называемые художники второго плана, имена которых неинтересны простому обывателю, поскольку он их не знает. Поэтому и на выставку не пойдет — неинтересно. 

Галереи придумали способ работы с такой «незаинтересованностью», который отвечает на наш вопрос, почему привозят мало картин. Они арендуют пару полотен известных художников, которые дополняют работами из фонда. Такой способ значительно уменьшает затраты, говорят в музее-заповеднике. Привозить таких художников, как Рубенс, в большом количестве очень дорого — большая страховка, такая же внушительная цена на перевозку. Да и для самого Эрмитажа такие выезды художников невыгодны, считает казанский искусствовед Луиза Низамова. В Казани на выставку придет не так много людей, как в том же Питере или в Европе, куда так же работы периодически вывозятся. 

Еще одна причина кроется в нас самих, уверена искусствовед. Мы часто не обращаем внимание на деятелей искусства, о которых никогда не слышали. Хотя многие из них с большей вероятностью «не последние в мировом искусстве».  

— Многие не воспринимают всерьез и современное искусство, даже XX века. Просто мы привыкли думать, что живопись — это самое классное искусство, самое великое, а все остальное не так важно, — говорит Низамова. 

Выставка  откроется 23 февраля и продлится до 20 ноября 2022 года, сообщает пресс-служба музея-заповедника «Казанский Кремль». К слову, бесплатно шедевры мирового изобразительного искусства смогут увидеть дети в сопровождении взрослых (не организованной экскурсионной группой). 


Читайте также: Молодые художники научили казанцев понимать современное искусство


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *