На зарядку становись: как в Татарстане строят инфраструктуру для электромобилей

За три года в республике появится не менее 183 новых зарядных станций для электрокаров. Их операторам обещают субсидии
За три года в республике появится не менее 183 новых зарядных станций для
электрокаров. Их операторам обещают субсидии, а владельцам автомобилей —
льготные налоговые ставки и парковки.

В Татарстане разработана госпрограмма «Развитие зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями в РТ». К 2024 году в республике должно появиться не менее 183 зарядных станций. На их строительство планируется выделить 2,5 млн рублей из внебюджетных источников.

В программе, опубликованной на сайте правительства республики, приведены данные международного консалтингового агентства в области стратегического инжиниринга и защиты окружающей среды Ricardo. Из их отчета следует, что производство одного легкового автомобиля в среднем вызывает выброс 5,6 тонны углекислого газа, в то время как для электромобиля эта цифра в среднем составляет 8,8 тонны, и почти половина из них вызваны процессом производства батарей. Вместе с тем, если учесть все выбросы при изготовлении и эксплуатации всего срока жизни батареи, использование электромобиля составят около 80% от выбросов автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

В рамках программы Группа компаний «Эттон» занимается разработкой программного обеспечения для зарядных станций. Генеральный директор компании Ефим Климов рассказал, что она предполагает также активности, связанные с популяризацией электротранспорта среди населения. Параллельно будут создавать условия — льготные налоговые ставки, субсидии на приобретение электромобилей и инфраструктуру — сеть зарядных станций и льготную парковку.

В ближайшей перспективе АО «Сетевая компания» планирует планомерно переводить собственный транспорт на электромобили. Также предполагается оснащать парк общественного транспорта муниципалитетов автомобилями с электродвигателями.

Цифры в строке финансирования пока не кажутся внушительными, но Климов считает программу большим шагом вперед, ведь это первый случай, когда у энтузиастов электрокаров появилась господдержка. А для оператора скоростных зарядных станций будут предоставлены субсидии. 

Сейчас основное количество электромобилей в республике представлено бюджетным Nissan Leaf, модели премиум-класса — Tesla, Porshe Taycan — можно пересчитать по пальцам. Но по оценкам ООО «Управляющая компания «ТрансТехСервис», количество электромобилей в республике увеличится вдвое. 

«Автосервисы, АЗС, техосмотры - это вас больше не касается»: Татарстан переходит на электрокары

В Татарстане первопроходцами создания электрозарядных станций стали резиденты Иннополиса, основавшие компанию «Электрифлай». Они закупили иностранное оборудование и разместили его в IТ-парке и Иннополисе. Это были первые зарядные станции в России. Теперь в стране представлено около 10 брендов зарядных станций. В Татарстане насчитывается 41 зарядная станция. Всего в республике на начало прошлого года было зарегистрировано 80 электромобилей.

Как объяснил в разговоре с журналистом KazanFirst директор компании Ленар Кашапов, существует несколько способов зарядить электромобиль, но они различаются скоростью зарядки. Первый располагается на борту электромобиля, скорость передачи тока 220 Вт. Чтобы зарядить электромобиль Tesla, нужно 24 часа. Еще один способ — зарядная станция, которая заряжает электромобиль за 4-6 часов. Стоит такая зарядная станция 100-150 тысяч рублей. Скоростная зарядка (такие станции использует «Татнефть») способна полностью зарядить электрокар за 40 минут. Но цена у нее уже существенно выше — 3 млн за станцию.

«Электрифлай» разработали программное обеспечение, которое дает возможность управлять электрозарядной станцией через приложение в телефоне. Через приложение дается команда подключиться к зарядной станции, к разъему на борту электромобиля подключается кабель — начинается зарядка. Это программное обеспечение нужно, чтобы устройство на зарядной станции не вступало в конфликт с электромобилем и водители могли зарядить машину в удобное им время. В настоящее время на ПО «Электрифлай» работают 25 зарядных станций в Татарстане. 

При зарядке на таких станциях с водителей взимается плата за аренду зарядной станции. Есть и бесплатные станции, но они, как правило, не обслуживаются, поэтому при поломке их будет сложно оперативно починить. 

Очереди на зарядные станции — серьезная проблема владельцев электрокаров. Из-за ограниченного количества заправок найти место, где можно подзарядить своего «железного коня», достаточно трудно. По словам Ленара Кашапова, технически в приложение можно добавить функцию электронной очереди, вот только юридические тонкости вызывают вопросы. Что делать, если человек забронировал станцию, но не воспользовался зарядкой? Или на месте станции стоит автомобиль с ДВС? Кашапов считает, что для таких случаев нужно ввести штраф, чтобы люди не занимали станции зря и давали другим возможность подзарядиться.

— Это другой паттерн поведения, книжек еще не написано. Мы больше информационную часть несем и набираемся опыта. Мы пионеры, первые, кто занялся электрозарядной инфраструктурой, — поделился эмоциями Кашапов. 

Цифра в 183 зарядные станции вызывает у разработчика большие сомнения — он считает, что найти инвесторов, которые будут готовы вложиться в этот проект, будет практически невозможно.

— Пока все это не приносит денег и непонятно, когда будет. Инвесторы вкладываются просто в перспективу. Можно написать любой документ, принять любую программу, а инвестиции откуда? Ведь зарядки для начала нужно поставить, прежде чем получить на них субсидии. А это сначала нужно проложить кабель, что не меньше, а иногда и дороже самой стоимости зарядки. Только 30% всего проекта составляет стоимость самой зарядки. Остальное — это новый проект, вскрытие асфальта, новая брусчатка, канава, электрика, подключение, — рассуждает Кашапов.

«Автосервисы, АЗС, техосмотры - это вас больше не касается»: Татарстан переходит на электрокары

Учитывая высокую стоимость зарядных станций, реализовать программу на 2,5 млн рублей окажется непросто.

При этом спрос на зарядные станции есть. По наблюдениям директора компании «Электрифлай», на станциях по трассе в Иннополис часто заряжаются люди из Перми, Екатеринбурга и других регионов. Кашапов уверен, что наличие зарядок повышает туристическую привлекательность Татарстана. 

— Для чего мы сейчас строим транспортный коридор для электромобилей с Ульяновском, Чебоксарами и Самарской областью? Для того, чтобы они у нас могли потратить свои деньги, чтобы они могли до нас доехать. Мы первым делом выстраиваем транспортные коридоры в соседние регионы, — пояснил Кашапов. 

Электромобили стоят на порядок дороже обычных автомобилей с ДВС, но затраты быстро окупаются. Гипотетически стоимость проезда на электромобиле в 10 раз ниже, чем на обычном бензине. К тому же такое средство передвижения практически бесшумно и совсем не прихотливо в обслуживании. 

— Вы больше не знаете проблем, вы объезжаете автосервисы, АЗС, техосмотры — это вас больше не касается. Парковка бесплатная везде в Казани. По сниженному тарифу на электричество 1 кВт в ночное время стоит 1,7 рубля. Так, полный бак обходится в 100 рублей. Стоимость владения обходится гораздо дешевле, — перечислил преимущества электрокара собеседник.

При этом нужно учитывать, что 2/3 стоимости электромобиля отнимает батарея. То есть если батарея выйдет из строя, за нее придется выложить круглую сумму. К примеру, Audi e-tron сейчас стоит 7 млн рублей, батарея к нему стоит 5 млн. Но постепенно стоимость батарей электрокаров снижается — лишь за последние 10 лет они сильно упали в цене. И удешевление элементов будет продолжаться. 

«Автосервисы, АЗС, техосмотры - это вас больше не касается»: Татарстан переходит на электрокары

Сами зарядные станции производят республиканские компании ООО «Промэнерго» и ООО «Управляющая компания «Энергоразвитие» на базе ООО «Зеленодольский электротехнический завод».

Разработкой своей линейки зарядных станций «Промэнерго» занялось в начале 2020 года и уже к концу года установило первую экспериментальную зарядную станцию с одним быстрым и одним медленным зарядным портом, сейчас она представлена в виде демонстрационного макета, установленного во внутреннем дворе КГЭУ. 

— Есть много скептиков, которые утверждают, что электромобили не так экологичны, как хотят казаться. Да, при той генерации, которая существует в России, это так, особенно если прибавить сюда переработку аккумуляторов, но если рассматривать локально условия города при переходе на электротранспорт, особенно общественные перевозки, автобусы, грузовики, то экологическая ситуация в городе улучшится однозначно, — рассказал главный конструктор, руководитель проекта E-prom  Владимир Рябов.

Он так же, как Кашапов, подчеркнул удобство обслуживания электрокаров, ведь им не надо менять моторное мало, фильтры, свечи, другие расходники. Даже тормозные колодки служат дольше, так как в электромобилях при торможении часть энергии возвращается в батарею. А электроэнергия в России обходится существенно дешевле бензина, дизельного и газомоторного топлива.

На данный момент создается замкнутый круг: люди не покупают электромобили, так как мало зарядных станций, и обратно — не ставятся зарядные станции, так как мало электромобилей. Поэтому если количество зарядных станций увеличится, то и непременно увеличится число электромобилей, — резюмировал Рябов.

Comment section

Добавить комментарий