Рынок потребления в Татарстане побил рекорды, но ничего хорошего в этом нет

Обороты розничной торговли в прошлом году превзошли докризисные показатели. Но
Обороты розничной торговли в прошлом году превзошли докризисные показатели. Но,
по мнению экспертов, это связано не с улучшением благосостояния татарстанцев, а
с инфляцией и двузначным ростом цен на товары и услуги.

Оборот розничной торговли в Татарстане за 2021 год, по данным Минпромторга, вырос на 5%, до 973,2 млрд рублей и превзошел показатели докризисного 2019 года. При этом оборот непродовольственных товаров увеличился на почти 10% — до 558,3 млрд рублей, а оборот пищевых товаров, наоборот, упал почти на 1% — до 414,8 млрд рублей. 

Количество предприятий торговли выросло до 17,5 тысячи, а количество рынков сократилось с 27 до 24. Объем оборота общественного питания показал самый большой рост — 16%, количество предприятий общественного питания выросло до 5 163.

Важную роль сыграл отложенный спрос

Финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев объяснил, что рост увеличения оборота связан с тем, что в 2020 году были локдауны из-за вируса COVID-19 и многие торговые организации попали под эти жесткие ограничения. Со снятием ограничений и постепенным восстановлением экономики ситуация улучшилась. Особенно это касается ресторанного бизнеса и сферы общественного питания. 

Потребительский рынок вышел из кризиса: татарстанцы тратят накопления на товары первой необходимости

Эксперт считает, что на картину повлиял так называемый эффект «отложенного спроса», когда в период неизвестности будущих событий пандемии люди сокращали расходы и предпочитали накапливать. В 2021 году рынок стал постепенно восстанавливаться и люди начали тратить свои накопления. 

Сагалаев напомнил о рекордной инфляции в 2021 году и высоких ценах на энергоносители. 

— Рост выручки розничной торговли также связан и с ростом цен на товары и услуги, а не с тем, что улучшилось благосостояние граждан и они вдруг стали больше покупать. Подорожало практически все, и они просто вынуждены покупать, как и раньше, но по более высоким ценам, — рассказал собеседник.

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев соглашается, что ни о каком улучшении благосостояния граждан говорить не приходится. Подобные показатели розничной торговли получились вследствие инфляции. Органы статистики не учитывают инфляционные процессы при подсчете показателей, к тому же, даже по официальным данным, на целый ряд продовольственных товаров годовая инфляция составила 20-30%, а стройматериалы подорожали на 30%.

— Да, 2021 год показал некоторое оживление в экономике: в контексте роста потребительского рынка важным фактором стал эффект отложенного спроса, когда люди совершали траты, запланированные ими еще в 2020 году, или когда покупали, исходя из пессимистических прогнозов на 2022 год, — говорит Михеев.

Потребительский рынок вышел из кризиса: татарстанцы тратят накопления на товары первой необходимости

Структура спроса изменилась

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов кроме возросших цен заметил изменившуюся структуру спроса. 

— У людей нет денег на отдых, который стал дорогим. И многие из них вынуждены тратить деньги на товары первой необходимости. Это немного увеличивает объемы продаж на розничном рынке. Но все равно, я думаю, в основе роста прежде всего лежит инфляция, которая за последнее время оказалась слишком большой, — рассуждает Атласов.

Парламентарий упомянул, что общается с некоторыми рестораторами. И по их словам, у них нет ощущения, что рынок общепита вышел из ковидного кризиса.

— Да, есть положительная динамика по сравнению с периодом простоя. Отчасти сфера общепита перестроилась на доставку, но эти объемы не покрыли потерь, которые рестораторы получили в ходе антикоронавирусных ограничений. Более того, в общепите возросли потери не только из-за простоя и ограничений на заполняемость зала, но также из-за возросших расходов в рамках обеспечения безопасности антиковидных мер, а также из-за издержек в результате возросших проверок надзорных органов, — рассказал Атласов.

Депутат Госсовета от ЛДПР Эдуард Шарафиев предложил замерять динамику рынка в объеме товарной массы. Это дало бы возможность увидеть, что товаров, возможно, продано меньше, чем за предыдущий период. А если говорить о розничной торговле, то по многим товарным позициям выросли цены, поэтому и прирост произошел в абсолютных значениях.

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов опасается, что тенденция к подорожанию товаров, которая продолжится в 2022 году, вызовет социальный резонанс. А это чревато ухудшением благосостояния незащищенных категорий граждан и ростом криминальной активности. 

— Малый бизнес ограничения затронули больше всего. Сейчас много объявлений о продаже бизнеса — выставляют кафе, рестораны. Чтобы увидеть полную картину, посмотрите статистику по закрытым ИП и ООО в Республике Татарстан, — предложил Галямов.  

Потребительский рынок вышел из кризиса: татарстанцы тратят накопления на товары первой необходимости

Советник гендиректора компании «Открытие Инвестиции» по макроэкономике Сергей Хестанов согласился, что основной фактор роста оборота — инфляция, особенно заметная в части продовольственных и импортных товаров.

— Инфляция высока не только в РФ, но и почти во всем мире. Это позволяет предположить, что в первой половине 2022 года рост цен, скорее всего, продолжится. Торможение инфляции если и произойдет, то не ранее второй половины 2022 года. В этих условиях наиболее вероятный сценарий — стабилизация потребительского рынка вблизи текущих показателей с небольшим, обусловленным  инфляцией, ростом оборота, — резюмировал он.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *