Site icon KazanFirst

Татарстан 10 лет внедряет 3D-проектирование зданий, но пока не все готовы вложиться в будущее

BIM – инновационная технология моделирования объектов
BIM – инновационная технология моделирования объектов, которую продвигают не
только в республике, но и по всей стране. Несмотря на явные достоинства,
проектный футуризм пока не полностью закрепился на рынке – на этапах внедрения
это дорого, да и инженерам старой закалки сложно отказаться от бумаги и
карандаша.

В Татарстане в последнее десятилетие активно внедряется инновационная технология проектирования и строительства всех типов зданий – в «Татинвестгражданпроекте» порядка 84% объектов выполняется с применением BIM-технологий. Об этом на заседании Комитета Госсовета по жилищной политике и инфраструктурному развитию рассказал замглавы Минстроя РТ Владимир Кудряшов.

Речь идет о технологии BIM (Building Information Modeling, с англ. информационное моделирование сооружений) ­– это процесс коллективного создания и использования информации о сооружении, формирующий основу для всех решений на протяжении жизненного цикла объекта (от планирования до проектирования, выпуска рабочей документации, строительства, эксплуатации и сноса).

В основе технологии ВIМ лежит трехмерная информационная модель, на базе которой организована работа инвестора, заказчика, генпроектировщика, генподрядчика и эксплуатирующей организации.

Согласно постановлению правительства РФ №331 с 1 января 2022 года введено обязательное использование BIM-технологий на объектах госзаказа. Формирование и ведение информационной модели объекта становится необходимым для заказчика, застройщика и эксплуатирующей организации при заключении договоров о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции. Исключением являются объекты капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства.

Кудряшов рассказал, что Минстрой проводит обучение специалистов работе с этой технологией. В планах повысить квалификацию порядка 1,6 тысячи работников — потребность в таком количестве обученных работников выявило министерство. На данный момент обучено уже 308.

– Министерством еще в мае прошлого года была проведена работа по выявлению потребности в обучении технологии информационного моделирования среди государственных и муниципальных служащих, сотрудников образовательных организаций, государственных заказчиков, проектных и строительных организаций. Потребность составляет чуть более 1,6 тысячи человек, – добавил замминистра.

По его словам, более 81 млн рублей уже выделили на приобретение автоматизированных рабочих мест для формирования и ведения информационной модели объектов капитального строительства. Сейчас процедура госзакупок на стадии завершения.

В целом технология позволяет свести к минимуму неточности, автоматизировать отчетность, исключить ошибки из-за человеческого фактора в ходе проектирования, строительства и эксплуатации зданий. Кстати, для госзаказчиков и надзорных органов тоже проводится обучение по работе с этой технологией, которая консолидирует BIM-данные и дает к ним доступ.

Как рассказал замруководителя «Татинвестгражданпроекта» Дмитрий Полковников, сейчас в институте порядка 96% специалистов работают с BIM. В целом 84% объектов выполняется с применением этой технологии.

По его словам, примерами ее применения являются «Казань Экспо», бизнес-центр на ул. Пушкина в Казани, Собор Казанской иконы Божией Матери, Казанский цирк, Нацбиблиотека, новые станции метро, Международный образовательный центр на ул. Мавлютова, типовые садики и школы, спортивные и медицинские объекты (в т.ч. новая инфекционная больница в Казани, построенная за 100 дней во многом благодаря упомянутой технологии), а также ряд жилых домов.

Минстрой уже подготовил предложения по внедрению BIM-технологий – чиновники разработали дорожную карту реализации федерального постановления. Для обеспечения взаимодействия между проектными организациями и другими игроками сейчас готовят требования к работе в этой сфере.

Основная задача – обеспечить внедрение технологии на всех этапах проектирования и строительства, а затем передать все необходимые данные эксплуатирующим организациям, которые будут обслуживать эти здания.

– Это целый большой процесс, в котором задействованы все участники. На текущий момент есть провалы, но не только у нас – так происходит по всей стране, – отметил Полковников, добавив, что это и было причиной постановления, чтобы ввести новую модель на всех этапах.

По его словам, при новом алгоритме объект наполняется максимумом подробной информации прежде всего на ранних этапах проектирования.

– Чем больше информации на ранних этапах, тем более достоверные данные мы получим. Сейчас заказчика и подрядчика можно подключить на ранних этапах и работать с ними. Неважно, какой сложности объект, мы на протяжении последних 10 лет выполняем все на «цифре». Но это очень сложный этап перехода, и чтобы к этому прийти, нужно поменять мировоззрение разработчика, – отметил Полковников.

По его словам, архитекторы проще адаптируются к этому формату – им не привыкать работать с 3D-моделями. Но инженеры, особенно с большим опытом работы, испытывают определенные сложности. Многие считают, что проще и быстрее по старинке набросать проект на бумаге. Но сейчас здания и особенно коммуникации становятся все сложнее и любые неточности могут привести к коллизиям. Например, когда уже проложенные балки или бетонные плиты мешают прокладывать трубы или другие коммуникации. В цифровой модели все эти коллизии отслеживаются и отображаются, позволяя внести необходимые коррективы.

Кроме того, при новом формате проектирования появляется больше возможностей для изменения проекта. Еще в цифровой модели указывается срок службы отдельных элементов и можно заранее предусмотреть их монтаж, демонтаж и плановую замену. Вся эта информация консолидируется в одной модели.

– Основные преимущества – это сокращение затрат за счет сокращения времени проектирования и строительства. Основной этап внедрения в любой проектной компании занимает от полугода до полутора лет, когда вся компания сможет работать по новым принципам. Можно провести оценку объема материалов, создание 3D-модели – можно посмотреть, как будет выглядеть объект, даже в VR-очках, – добавил спикер.

В итоге проектное решение можно получить за пару месяцев. Причем при должном уровне наполнения информацией можно примерно определить стоимость объекта, поскольку количество и тип материалов уже определены, нужно только промониторить рынок. Соответственно, и для строителей проще участвовать в торгах, самостоятельно определяя предварительную стоимость.

Завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич подтвердил, что эта технология позволяет комплексно и очень быстро формировать объекты, при этом видя все их достоинства и недостатки.

– Сегодня стандартное проектирование происходит как? Сначала эскиз, потом конструктивная схема, потом начинают разбирать объект по различным разделам – отдельно инженерные сети, отопление, фрагменты узлов… Потом это все медленно собирается вместе. А в BIM все аспекты рассматриваются комплексно, формируется весь объект с использованием возможностей компьютера. Вот в чем разница – не в подходе, а в инструментарии, – отметил эксперт.

Александр Дембич указал, что в плане использования эта технология значительно дороже традиционных чертежей на бумаге. Но здесь есть свои нюансы.

– Да, это дороже. Во-первых, нужны специальные программы, которые кто-то должен создать. Сами программы и компьютеры, которые их «потянут», достаточно дороги. Во-вторых, проектировщикам нужно оборудование, причем оно должно быть современным и качественным. Из-за этого все это дорого. Но если все это есть и уже работает, то все получается, наоборот, дешевле. Это быстрее и позволяет убрать из этой цепочки так называемых совместителей, – сказал собеседник.

По его словам, с технологией BIM небольшая группа может, используя наработанные типовые модели, очень быстро создать объект. Если объект нетиповой и каждую деталь и подсистему индивидуально разрабатывают, нужно много специалистов. Причем они друг друга всегда «держат».

– Если я пока не сделал планировку дома, я не могу решить вопрос с конструкциями. А если я не решил этот вопрос, то не могу разобраться с инженерными сетями, – обратил внимание эксперт.

По его словам, технология дорога потому, что не получила полноценного инструментария и специалистов.

– Но это будет дешевле, когда множество людей овладеет техникой и программами. Если все три компонента – кадры, техника, программы – появятся, тогда они станут массовыми и распространенными, тогда все, наоборот, будет дешевле и быстрее, – подчеркнул собеседник.

Директор группы компаний «СМУ-88» Наиль Галеев в свою очередь напомнил, что современная стройка – это порядка двух тысяч процессов, которые происходят независимо друг от друга.

– BIM-технологии, или информационное моделирование, конечно, в идеале позволят специалистам разных сфер одновременно работать над одним проектом. Это будет гораздо проще, эффективнее и быстрее. Мы экономим время и, что самое главное, минимизируем возможность ошибки, – отметил Галеев. – Стоит понимать, что по щелчку пальцев BIM-технологии не появятся сразу и повсеместно – это довольно дорогой и непростой процесс. Нужно установить соответствующее ПО, подключить всех участников, обучить работников.

По его словам, пока готовых сертифицированных BIM-специалистов очень мало, причем в основном это самоучки.

– Наверное, в целом это можно сравнить с появлением смартфонов и мобильного интернета – сначала это было доступно буквально единицам, но сейчас телефон с Инстаграмом и Ватсапом есть даже у вашей бабушки. Уверен, с BIM-технологиями будет то же самое – это следующий эволюционный шаг в строительстве, эксплуатации зданий и переходе на цифровую экономику, – поделился собеседник.

Что касается СМУ-88, в компании занимаются внедрением BIM-технологий в свои рабочие процессы и обучением сотрудников.

– Пока нельзя сказать, что мы полностью оцифровали всю свою стройку, это еще скорее напоминает лоскутное одеяло, но мы методично работаем в этом направлении, – отметил Галеев. – В этом плане нам помогает Минстрой РТ – в прошлом году он запустил программы подготовки для застройщиков. Многое для этого сделано на уровне города – с 2019 года в Казани работает комплексная геоинформационная система, где можно работать с Генпланом, планировкой территорий и другими данными.

Exit mobile version