«Мы никого не спаиваем»: как татарстанские хазраты с Госалкогольинспекцией поссорились

Чиновники обеспокоены тем
Чиновники обеспокоены тем, что в республике выросла активность поставщиков
суррогатного алкоголя. Победить их, а главное — уберечь здоровье жителей, можно
простым способом – открыть в каждой деревне по магазину с лицензированным
спиртным. Вот только мусульманскому духовенству эта идея пришлась не по душе.

В каждой, даже в самой маленькой деревне Татарстана должен быть свой магазин алкогольных напитков. И нужно это вовсе не для того, чтобы споить население, а наоборот, уберечь. От отравлений «паленкой». Примерно с таким в какой-то степени даже абсурдным предложением на днях выступил глава Госалкогольинспекции республики Жаудат Ахметханов.

Идею чиновника восприняли по-разному. Особенно острой оказалась реакция на нее в Совете аксакалов Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ РТ). Мол, как же так? Хазраты всеми силами пытаются сделать так, чтобы единоверцы как можно меньше пили (в более чем 30 селах Татарстана отказались от продажи алкоголя насовсем или приостанавливают ее в период священного месяца Рамазан), а власти одним легким движением руки способны перечеркнуть все труды богословов. Разбираемся во всем по порядку.

Как «Татспиртпром» избавит деревни от бутлегеров

В Татарстане снизилось потребление водки. Всего на 5 процентов. Но даже такие показатели – это серьезный повод, чтобы встревожиться. Ведь если падают объемы реализации легального алкоголя, значит, где-то растут продажи фальсификата. С такими рассуждениями Ахметханов выступил на ежегодной коллегии Госалкогольинспекции.

«Мы никого не спаиваем»: Как татарстанские хазраты с госалкогольинспекцией поссорились

Предположения чиновника в определенной степени подтвердил и заместитель председателя правительства Татарстана Рустам Нигматуллин. По его словам, в 2021 году 238 человек погибло от суррогатного алкоголя. Самый резонансный случай произошёл в Казани. Студенты на вечеринке выпили суррогат. Погибла девушка. Ещё 14 молодых людей пострадали. 

Всего же за год было зарегистрировано около 700 случаев отравления (в два раза больше, чем было годом ранее). Все это наводит лишь на одну мысль – нужно усилить борьбу с бутлегерами.

Последовавшее за этим предложение Ахметханова было еще проще – нужно просто увеличить число точек продаж с легальным алкоголем. «Это могут быть и модульные павильоны системы РАЙПО, и уже имеющиеся стационарные торговые объекты, и новые легкие постройки». Главное, чтобы в шаговой доступности. Ведь именно доступность качественного спиртного даже в самых отдаленных деревнях, по его мнению, сможет лишить «серых» поставщиков покупателей.

— Сегодня в республике 1 194 населенных пункта, в том числе 214 с численностью более 100 человек, которые вообще не имеют стационарных объектов торговли. 593 сельских населенных пункта с численностью более 100 жителей не имеют торговых точек по продаже алкогольной продукции. И, конечно, «теневые дельцы алкоголя» используют эту ситуацию в своих неблаговидных целях, – пояснил он свою мысль.

Особый акцент выступающий сделал на том, что между Госалкогольинспекцией и  «Татспиртпромом» уже достигнута договоренность, чтобы водка в новых точках продавалась по минимальной установленной законодательством цене (261 рубль за поллитра).

Богословы против

Кто знает, возможно, предложение Ахметханова осталось бы незамеченным и мало кто понял бы, как так получилось, что в один прекрасный день в деревнях начали появляться ларьки «Татспиртпрома». Но тут слово взял Совет аксакалов ДУМ РТ. Старейшины не дали остаться нетривиальной идее по спасению человечества незамеченной.

Богословы написали главе Госалкогольинспекции письмо с возмущениями и негодованием по поводу того, как чиновники собираются бороться с нелегалами. Оно и понятно, ведь деятельность сельских имамов направлена на максимальное сокращение продажи алкоголя в магазинах.

«Мы никого не спаиваем»: Как татарстанские хазраты с госалкогольинспекцией поссорились

«Для этого хазраты ведут переговоры с местной властью, населением, предпринимателями, сельскими советами и прочими. Благодаря их стараниям в магазинах более 30 сел из 16 муниципальных районов Татарстана алкоголь не продается совсем или традиционно прекращается его продажа в период священного месяца Рамазан. Мы считаем это результатом работы мусульманских религиозных деятелей ДУМ РТ», — говорится в письме.

Старейшины Совета также подчеркнули, что задача по расширению точек продаж алкоголя в селах пойдет вразрез с задачами по сохранению татарско-мусульманских традиций. К тому же в 2022 году республика масштабно отпразднует 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии. Этот праздник позиционирует Татарстан как мусульманский центр России. Еще и поэтому богословы призвали руководителя Госалкогольинспекции проявить принципиальность и оградить татарские села от магазинов с крепкими напитками.

Вслух идею Ахметханова не обсуждают

Протест духовенства дошел и до инициаторов идеи по развитию сетки алкомаркетов в деревнях. Известно и о том, что  после получения письма глава Госалкогольинспекции  Жаудат Ахметханов встречался с главой Совета аксакалов Айратом Аюповым. Но о подробностях переговоров никто не знает.

«Жаудат Ахметханов внимательно выслушал Айрата Аюпова и пообещал, что в дальнейшем будут учтены замечания и предложения председателя Совета аксакалов при открытии точек продажи легальной алкогольной продукции в населенных пунктах», — звучит отрывок заметки на сайте ведомства.

«Мы никого не спаиваем»: Как татарстанские хазраты с госалкогольинспекцией поссорились

С просьбой раскрыть хоть какие-то детали переговоров журналист KazanFirst обратилась в пресс-службу Госалкогольинспекции.

— Мы никого не спаиваем! Никого не вынуждаем! — стала яро защищать свое ведомство наша собеседница по телефону, как только поняла, что речь идет об открытии алкомагазинов, но быстро сбавив пыл, пообещала, что официальный комментарий по поводу встречи двух руководителей появится на их сайте в течение дня, а может, и вечером.

Однако ни в течение дня, ни поздним вечером новостей мы так и не дождались.

В ДУМ РТ какие-либо комментарии по всей этой истории давать твердо отказались. Все хазраты, к которым мы обращались с просьбой поговорить на эту тему, так же не отозвались.

Не ответили на наши вопросы и в «Татспиртпроме». «Начались ли какие-либо работы по реализации плана Госалкогольинспекции?», — поинтересовались мы. Пока ответ не поступил в редакцию. 

Неохотно об инициативе Ахметханова высказываются и главы сельских поселений. На условиях анонимности председатель одного из сел Высокогорского района поделился своим мнением о том, что открытие точек с водкой в деревнях, где до этого алкоголь не продавался, вряд ли сильно изменит ситуацию.

— В моем селе есть несколько магазинов. В каждом из них продается спиртное. Но это не значит, что мои односельчане беспробудно пьют. Такого в наши дни уже, наверное, нигде не осталось. Все люди современные, стремятся к лучшей жизни. А если где-то [в деревнях, где до этого не продавалась водка] и начнут продавать лицензированные напитки, то вряд ли те, кто раньше брал выпивку с рук за копеечную цену, построятся в очередь в официальный магазин, где за одну бутылку придется выложить не меньше 300 рублей. Ведь пьют обычно те, кто и так гроша за душой не имеет, — высказался он.

«Мы никого не спаиваем»: как татарстанские хазраты с Госалкогольинспекцией поссорились

Другой собеседник KazanFirst, глава села из Актанышского района, так же не пожелавший раскрывать своего имени, рассказал, что в их деревне уже несколько лет не продается водка. Но если вдруг к ним придет со своей продукцией «Татспиртпром», то, по его мнению, это не скажется на увеличении числа пьющих или снижении количества отравлений «паленкой».

— Спиртное в наших магазинах продавать перестали потому, что лицензия на продажу алкоголя стоит очень дорого. Можно сказать, что это было решение владельцев магазинов. Люди просили вернуть на прилавки крепкие напитки, но нет. Уже смирились. Всем, кому нужно, едут за выпивкой в соседние деревни. Если у нас и появится прилавок с водкой «Татспиртпрома», то вряд ли все, кто раньше брал алкоголь с рук, бросят дешевый суррогат, — поделился глава поселения.

Какой виток получит эта история дальше, покажет лишь время. Мы продолжаем ждать официальных комментариев от Госалкогольинспекции о том, к какому решению удалось прийти с Советом аксакалов, и ответа от «Татспиртпрома» о том, начата ли подготовка к реализации предложения Ахметханова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *