Педагоги Татарстана о своих зарплатах: Некоторые учителя получают оклад наравне с дворниками

За стандартную ставку в 18 часов учителя республики зарабатывают около 14 тысяч рублей. В Госдуме выступили с инициативой больше не мучить педагогов и ввести для всех единый оклад в пять раз больше того
За стандартную ставку в 18 часов учителя республики зарабатывают около 14 тысяч
рублей. В Госдуме выступили с инициативой больше не мучить педагогов и ввести
для всех единый оклад в пять раз больше того, что есть сегодня. Сами учителя
были бы и рады такому пересмотру оценки их трудов, но мало верят в то, что
предложение получит дальнейший ход.

Учителя в России должны получать зарплату не менее 75 тысяч рублей за базовую ставку в 18 часов нагрузки. С такой идеей выступил депутат Госдумы Алексей Нечаев. Политик убежден, это позволит педагогам отказаться от лишней нагрузки, которую они вынуждены брать для увеличения зарплаты. А это, непременно, позитивно скажется на качестве образования детей.

— Мы предлагаем и будем настойчиво продвигать идею введения единого федерального оклада учителя в размере 75 тысяч рублей. Причем выплачивать его нужно, минуя долгий ряд трансфертов «федерация – регион – муниципалитет – школа», напрямую учителю из федерального бюджета. Деньги на это в стране есть. Пора использовать их по назначению, — пояснил он свою мысль.

Сейчас, по данным министерства просвещения, три четверти российских учителей (75%) получают оклад ниже прожиточного минимума – 12 800 рублей. Вместе с надбавками и переработками выходит в среднем 45 тысяч рублей в месяц. Но и это, по подсчетам Нечаева, на 10 тысяч меньше, чем средняя зарплата в стране, по данным Росстата.

ЗП учителей

— Могут ли дать надежду на будущее и веру в себя учителя, которые каждый день заняты выживанием? Низкий оклад вынуждает большинство педагогов работать на полторы или две ставки. Если учитель работает сверхурочно, а всё оставшееся время тратит на подготовку к урокам и заполнение отчётов, как можно говорить об индивидуальном подходе к детям и полной самоотдаче?! — вопрошает депутат. — Да и об уважении со стороны детей. В итоге учителя выгорают.

Нечаев считает, что деньги педагоги должны получать прямиком из федерального бюджета без всяких посредников. И это должен быть единый федеральный оклад за ставку в 18 часов.

— Нам говорят: нет денег. Неправда! Деньги есть, но до учителей они доходят как вода в решете — через трансферты, субвенции и субсидии. На каждом этапе часть денег может потеряться. Поэтому нам нужно создать систему прямого финансирования заработной платы учителя, — высказался он.

Свою экспертную оценку идее Нечаева представил главный научный сотрудник ГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства» Вадим Чеха. Он отмечает, что намерения политика, конечно же, положительные, но для их реализации необходимо сформировать новую систему оплаты труда учителей и педагогических работников в целом. А в рамках этого формирования возможно повышение, в том числе оклада учителя.

ЗП учителей

— Учитель по своему статусу – работник муниципальной образовательной организации. Чтобы ему платили из федерального бюджета, нужно, чтобы он обладал статусом федерального государственного гражданского служащего либо был работником федерального образовательного учреждения. Возможно, речь может идти об установлении на федеральном уровне в законодательстве требований к заработной плате, что оклад не должен быть ниже определенной суммы. Кроме того, речь может идти, наверное, о новой системе оплаты труда учителя. В этом смысле целесообразно, чтобы повышение оклада учителя происходило в рамках общего реформирования системы оплаты труда в отношении всех педагогических работников, по крайней мере учреждений общего образования, — пояснил он.

На самом деле идея выравнивания зарплат учителей по всей стране высказывалась не раз в течение нескольких последних лет. В Татарстане такие тоже были. По последним данным, минимальный оклад учителя в республике на сегодня составляет 14 136 рублей. В начале текущего учебного года татарстанский профсоюз работников образования выступил с предложением увеличить его до 2 МРОТ, или в 25 584 тысячи рублей, при ставке в 18 часов, причем по всей стране.

Всего, со всеми надбавками и вычетами средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций на сегодня составляет 37 729 рублей, учителей – 34 596 рублей, в то время как средняя зарплата наемных рабочих в организациях, у ИП и физлиц составила 36 842 рубля, сообщают в министерстве образования и науки. 

ЗП учителей

Нам удалось пообщаться на тему повышения зарплат и с самими учителями. Все они утверждают, что это для них наболевший вопрос. Приведем их мнения полностью. 

Эльвира Хаббанова, учитель начальных классов: 

— Мы очень часто разговариваем с учителями о повышении нашей зарплаты. Многие молодые специалисты часто уходят из профессии только из-за низкой оплаты труда. Некоторые учителя получают оклад наравне с дворниками. А ведь их работа требует не только физического, но и умственного труда, в то же время нужно уделять должное внимание детям и их родителям. Конечно, нам всем хотелось бы достойной заработной платы. Посмотрите на Москву — там педагоги получают совершенно другие деньги, хотя и Казань — это один из самых развитых городов с миллионным населением.

Алия Резванова, бывший учитель английского языка: 

— Я считаю, что учителя должны получать достойную зарплату, поэтому к высказыванию Нечаева отношусь положительно. Дело в том, что люди, не занятые в сфере образования, видят только верхушку айсберга — то есть думают, что работа учителя ограничена проведением уроков и проверкой тетрадей, контрольных и самостоятельных работ. 

Но кроме проведения уроков учителя делают уйму неоплачиваемой работы — готовят проверочные работы, чтобы отслеживать прогресс учеников, заполняют журнал. Провести урок не так-то просто. Нужно расписать план занятия так, чтобы он соответствовал требованиям ФГОС, тщательно продумать, как творчески и интересно объяснить новую тему, самому прорешать упражнения, которые будут разбираться с детьми на уроке, а если это урок в начальной школе — продумать динамическую паузу, которая разбавит урок и позволит детям немного передохнуть.

Педагоги Татарстана о своих зарплатах: Некоторые учителя получают оклад наравне с дворниками

А после основных уроков учителя остаются заниматься с олимпиадниками, отстающими учениками и ребятами, которые собираются сдавать ЕГЭ или ОГЭ по предмету. Все это требует времени, поэтому зачастую учителя, приходя домой из школы, не отдыхают, а продолжают работать — пишут планы занятий, решают задачи, связанные с классным руководством, готовят раздаточный материал для занятий, смотрят обучающие вебинары. Все это не входит в основную нагрузку, а значит, не оплачивается. Учитывая, что учителя трудятся с одним выходным (который зачастую тратят на подготовку к новой неделе) — это работа на износ.

От учителей зависит будущее страны, но мало кто об этом задумывается. От того, насколько они заинтересованы в своей работе, зависит качество знаний, которые они передают детям. Необходимо поднимать престиж профессии, сделать так, чтобы учителей ценили и уважали. Выпускники педагогических факультетов сегодня не стремятся работать по специальности, а молодые учителя, как правило, не задерживаются в школе надолго. Кто будет учить детей, когда все нынешние преподаватели уйдут на пенсию? Конечно, нужно, чтобы молодые люди были заинтересованы в работе в школе, чтобы они были уверены, что смогут поддерживать хороший уровень жизни.

Однако, как бы ни хотелось верить в лучшее, оклад в 75 тысяч рублей за 18 часов кажется чем-то сказочным. В основном учителя берут 25-30 часов, и это хорошая, плотная нагрузка. Думаю, было бы справедливо, если бы учителя получали столько за свой труд. Но я не верю, что государство заинтересовано в качественном образовании будущего поколения россиян, поэтому не надеюсь, что предложение депутата Нечаева получит дальнейший ход.

Педагоги Татарстана о своих зарплатах: Некоторые учителя получают оклад наравне с дворниками

Рания Гулумханова, учитель начальных классов и татарского языка: 

— В профессии учителя важно не только любить детей, но и уметь давать знания на должном уровне. Для последнего немаловажную роль играют опыт педагога, мастерство и способность творчески подойти к своему делу. Если бы к этому прибавилась еще и достойная заработная плата, то, возможно, каждый второй бы выбирал профессию учителя. 

Я не жалуюсь, но как молодой учитель, работающий в этой системе, могу сказать: невозможно получать достойную зарплату при нагрузке в 18 часов. Поэтому очень многие учителя, в том числе и я, берут дополнительные уроки, кружки. Некоторые занимаются репетиторством, а это значит, что таким учителям приходится трудиться в два раза больше. 

Ведение уроков, классного руководства, дополнительных занятий, проверка тетрадей, заполнение электронного журнала, подготовка к новым урокам… Всего и не перечислишь. И это все этапы, повторяющиеся в жизни каждого учителя. 

Поэтому я считаю идею Нечаева создать для всех учителей России единый федеральный оклад хорошей. Просто представьте, за 18 часов в неделю учителя будут получать 75 тысяч рублей! Выплаты в 50 тысяч в декабре прошлого года были большой радостью для нас. А в этом случае предлагается ежемесячная зарплата 75 тысяч рублей. Если бы это предложение реализовали в жизнь, многие учителя больше не были бы вынуждены брать дополнительные уроки. Кроме этого, появится возможность заниматься с каждым учеником в индивидуальном порядке. Это, конечно, скажется на качестве образования. Может быть, у учителей, которые день и ночь занимаются работой, появилось бы время и на личную жизнь. Но будет ли реализована эта идея? Остаётся только наблюдать, но хочется верить в лучшее.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *