Градообразующее предприятие оказалось в черном списке Евросоюза. Эксперты считают, что сильнее всего пострадают перспективные разработки завода.

КАМАЗ попал под санкции: что ждёт челнинский автогигант

Градообразующее предприятие оказалось в черном списке Евросоюза. Эксперты считают, что сильнее всего пострадают перспективные разработки завода.

На фоне проведения специальной операции в Украине под ударом санкций Европейского Союза (ЕС) оказался челнинский КАМАЗ. Принятый документ ограничит возможности автогиганта продавать грузовики на территории ЕС, сотрудничать с европейскими компаниями и использовать зарубежные технологии и комплектующие.

Собственно, рынки сбыта КАМАЗа достаточно широки и не ограничиваются Европой. Запасные части, сборочные комплекты деталей и автомобилей экспортируются в страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Общее же количество стран-потребителей приближается к полусотне. Основные направления по итогам 2021 года - Казахстан, Туркменистан, Узбекистан. Но главной «площадкой» все равно остается Россия. По данным отчетности компании, в 2021-м было выпушено 44 136 машкомплектов, на экспорт ушло чуть меньше 6 тысяч единиц.

«Возможна полная остановка конвейера»

Будут ли на фоне санкций пересмотрены планы КАМАЗа на 2022 год? Вполне возможно, ведь изначально намерения компании звучали весьма амбициозно. Обозначался и вывод на рынок новых моделей поколения К5, и расширение модельного ряда, и локализация среднетоннажных автомобилей «Компас». Кроме того, сертификация линейки авто и двигателей уровня Евро-6, развитие модельного ряда газомоторной техники и вывод новинок пассажирского транспорта, в том числе электробусов. Объем инвестиций должен был составить 17 млрд рублей. Из которых 12,6 млрд рублей планировалось направить на развитие модельного ряда, более 1 млрд рублей - на НИОКР.

«План действий есть»

На фоне информации о санкциях генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что «руководство компании знает, что делать» и «как сохранить производство и поддержать трудовой коллектив».

- У КАМАЗа есть план действий в данных условиях, согласованный с Правительством Российской Федерации, и мы продолжим делать все от нас зависящее, чтобы компания развивалась, а работники чувствовали себя уверенно, - заявляет в опубликованном компанией видеообращении топ-менеджер. - Наши автомобили являются основой транспортной безопасности России, и мы должны обеспечить страну этим важным ресурсом.

«Возможна полная остановка конвейера»

Гендиректор КАМАЗа также подчеркнул, что все обязательства перед поставщиками будут выполнены.

Не все партнеры, особенно зарубежные, однако, восприняли новый пакет санкций с таким же хладнокровием. Германский производитель грузовиков Daimler Truck, владеющий 15% акций КАМАЗа, заявил о прекращении сотрудничества с автогигантом. На совместном предприятии не будут производиться грузовики, а также прекращается поставка комплектующих. По данным СМИ, изучается и возможность продажи доли в российской компании.

Санкции, к слову, можно назвать «обоюдоострым мечом». Дело в том, что на мощностях совместного предприятия «Даймлер КАМАЗ Рус» производят кабины и для немцев. В частности, от Mercedes-Benz Actros текущего поколения. А инвестиции немецкой стороны в челнинские проекты составляют более сотни миллионов евро.

При этом «Даймлер» - не единственная компания, ведущая совместный бизнес с КАМАЗом. Только среди немцев это и совместные предприятия с ZF Friedrichshafen (ЦФ КАМА), где выпускаются коробки передач нескольких моделей, и с «Кнорр-Бремзе КАМА», где изготавливают тормозные колодки. Есть еще и американские партнеры - Cummins, Federal Mogul. С их стороны резких заявлений в сторону челнинского автогиганта пока не последовало. Да и последуют ли - вопрос открытый. Ведь российские власти, в частности, зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, дали понять, что готовы отвечать на санкции зеркальным методом - вплоть до национализации.

«Возможна полная остановка конвейера»

«Пугают арестом денег российских граждан и российских компаний за рубежом. Просто всех, без всяких санкций. Сплошняком. Типа назло. А вот на такое надо будет отвечать вполне симметрично. Арестом средств иностранцев и иностранных компаний в России по страновому принципу. А может - и национализацией имущества тех лиц, которые имеют регистрацию в недружественных юрисдикциях», - написал политик на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».

Чем обернутся санкции КАМАЗу?

Если рассматривать бизнес-плоскость, то санкции ограничат возможность компании привлекать финансирование из иностранных источников, что повлияет и на капитализацию, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Могут возникнуть сложности и с получением различных узлов и деталей, а также технологий. А ведь совсем недавно автомобильный рынок уже страдал из-за нехватки электронных чипов, наладить производство которых в короткие сроки достаточно затруднительно.

- В целом санкции могут негативно сказаться на конкурентоспособности компании, ослабить ее позиции в мире. И другие производители могут этим воспользоваться. А на восстановление позиций может уйти несколько лет, для этого могут потребоваться значительные ресурсы. В случае если экономическое положение компании начнет ухудшаться, она будет вынуждена производить меньше продукции, следовательно, не исключено, что потребуется проводить различные организационные изменения, например, уменьшение производственных площадей, продажа части активов, переход на аутсорсинг. Возможно, эти изменения могут затронуть и персонал компании, в частности, часть сотрудников может быть переведена на другие должности, могут быть уменьшены премии, нельзя исключать и того, что в компании могут быть проведены увольнения персонала с целью сократить расходы, - высказал мнение эксперт.

«Возможна полная остановка конвейера»

Запрет на продажи автомобилей в ЕС - не критичная санкция, считает финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев. Доля экспорта в компании не превышает 10% от общего производства, а основными импортерами являются страны СНГ и Азия. А вот разрыв с «Даймлером» - более значительная проблема.

- Разработка тяжелых перспективных автомобилей группы компаний КАМАЗ производилась совместно, и для их производства необходимы импортные автозапчасти. Так что теперь необходимо искать альтернативных поставщиков, на что может уйти много времени, тем более в сегодняшних условиях, когда имеется огромный дефицит на рынке электронных автокомпонентов. Это сильно снизит объёмы производства, а при исчерпании иностранных запчастей возможна полная остановка конвейера. Конечно, какое-то время КАМАЗ продолжит производство из складских запасов комплектующих, а вот что будет дальше – не известно, - отмечает аналитик.

Снижение же объемов производства или остановка конвейера может привести к сокращению работников - среднесписочная численность персонала по группе технологической цепочки ПАО составляет 31 740 человек. А планы на 2022 год в 270 млрд выручки и объем продаж около 45 тысяч грузовиков Сагалаев называет «очень сложно реализуемыми». Да и напряженная ситуация с электронными компонентами и чипами, скорее всего, в текущем году решена не будет.

- Впрочем, группа компаний КАМАЗ находится под санкциями уже четыре года, что не мешает ей и дальше продолжать развиваться и выпускать продукцию, - подводит итог эксперт.

«Возможна полная остановка конвейера»

Могут сказаться санкции и на команде «КАМАЗ-мастер» - спорт совершенно не собирается оставаться вне политики. Собственно, в конце 2021 года путь на «Дакар» был закрыт белорусской команде «МАЗ-СПОРТавто». По неофициальным данным, причиной стал пакет санкций в отношении Минского автомобильного завода на фоне протестов в Белоруссии. «КАМАЗ-мастер» де-факто не заводская команда. Тем не менее с 2005 года финансирует «синюю армаду» банк ВТБ, уже попавший под санкции США и Великобритании. Собственно, российских гонщиков уже начали «сливать». Например, американская команда Haas, выступающая в «Формуле-1», планирует в ближайшие дни разорвать контракт с титульным спонсором - российской компанией «Уралкалий» и гонщиком Никитой Мазепиным. А в ФИФА уже приняли решение лишить сборную России флага, гимна, домашних матчей в стыковых матчах ЧМ-2022 по футболу.


Читайте также: «Свободная касса»: взвинтит ли геополитика цены на продукты?



15 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Карим
Если генеральный директор так уверен в своем заводе и знает что делать в дальнейшем,то уже успокаивает.
0
9
Ответить

Люция
Мне кажется у нас народ не глупый и раз другие компании перестанут с нами сотрудничать,то пора создавать свою. Вот и перспектива .
4
7
Ответить

Алсу
@Люция Не все так просто,для одной детали нужен целый завод,оборудование и специалисты,мне кажется лучше найти поставщиков в том же самом Китае
5
3
Ответить

Альберт
@Алсу Вот из-за таких как Вы у нас и нет своего производства. Построить заводы, изготовить оборудование для такой страны, далеко не проблема
0
0
Ответить

Олег
Завод жалко будет если других поставщиков не найдут. А в основном такие санкции наложить ну смешно просто,на зло реально.
2
6
Ответить

Матвей
@Олег Да найдут,год КамАЗ ещё может с запасами запчастей прожить,вот за этот год нужно найти партнёров. Просто больше усилий к этому вопросу нужно приложить.
4
4
Ответить

Рубин
Видимо гонок нам тоже не видать теперь,хотя с другой стороны у нас и так куча кубков есть
1
2
Ответить

Вано
@Рубин Спорт вообще зачем трогать я не понимаю?Хуже сделали не только заводам,но и в целом абсолютно всем,НАТО то чем думает там сидит?
1
3
Ответить

Linux
@Рубин Так там от камаза только шильдик на этих грузовиках которые в ралли участвуют. Всё внутренности зарубежные
9
0
Ответить

Никита 49
@Рубин Вот пускай теперь эти гонщики идут на завод работать, неужели не понятно, что они просто бездельники и дармоеды
10
0
Ответить

Сергей
@Никита 49 Правильно!Зачем прославлять спортсменам Камаз и рекламировать его продукцию на весь мир!Предложение превратить ваших спортсменов в токарей или сварщиков целиком поддерживаю.Ценность рекламы не понимают только дикари
0
1
Ответить

Алекс
Директор просто еще видимо не в курсе, что морские перевозчики с 1 марта отказались от грузов из России и в Россию. Поэтому на экспорт в дальние дали можно не рассчитывать.
6
1
Ответить

Николай
Ребята идиде до конца, к черту евро нормы, ставьте ямщ, что наше, проще и надежней! Китайские движки ставьте, что делать то, выживать надо
0
2
Ответить

Михаил Акимов
Да ладно не льстите себе, от КамАЗа остался только шильдик , теперь если только лошадей впрягать если только они ещё остались.
4
0
Ответить

игорь
А ведь отказались поставлять Ростеху военные автомобили, испугавшись санкций. Не помогло.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite