«Импортные товары могут заменить местные производители»: как санкции повлияют на электронную торговлю

Маркетплейс Ozon заявил
Маркетплейс Ozon заявил, что введенные санкции не помешают работе магазина и не
отразятся на возможности вести бизнес. Но так ли все радужно? Поговорили с
представителями маркетплейсов в Татарстане и экспертами.

Российский интернет-магазин Ozon сообщил, что антироссийские санкции Запада не оказывают прямого влияния на возможность вести бизнес. Компания подчеркнула, что ведет операции в основном в России: на нее приходится более 95% оборота. Покупатели, большая часть из которых так же находятся в России, сохранят прежние возможности делать покупки и продавать товары через платформу Ozon.

— Исходя из имеющейся на данный момент информации, менеджмент компании придерживается мнения, что прямое существенное негативное влияние санкций США, Евросоюза и других стран, недавно введенных в отношении России, на регулярные операции площадки и возможность компании вести бизнес отсутствует, — сообщил ритейлер.

Проблемы с ограничением авиасообщения пока не коснулись маркетплейса. Пресс-служба магазина Ozon ответила на наш запрос: для перевозок по РФ используется наземный и железнодорожный транспорт, а эти виды перевозок позволяют свободно доставлять заказы как внутри региона, так и на дальние расстояния. 

— Обеспечить стабильную доставку помогает наша сеть региональных складов. Один из них расположен в Казани. Каждый день из склада в Зеленодольске отгружаются тысячи товаров самого разного ассортимента, — сообщили в пресс-службе.

«Логистические цепочки будут рушиться, выбор сократится»: как санкции повлияют на электронную торговлю

В пресс-службе KazanExpress, однако, настроены менее оптимистично. Как заметил спикер, пока невозможно спрогнозировать, что именно и как повлияет на электронную торговлю, но, разумеется, стоимость нефти, курсы валют и другие факторы сказываются на торговле не лучшим образом.

Продавцы, продающие товары на маркетплейсе, пока не сообщали о проблемах с поставками. Импорт в части электроники и бытовой техники, брендовых вещей, например, продукции Apple, будет проблематично заменить. Но в ряде других категорий импортные товары могут заменить местные производители. В пресс-службе  KazanExpress допустили, что ограничения по поставкам иностранных товаров могут дать толчок к развитию локального бизнеса, но это зависит от времени и от поддержки, которую могут оказать власти предпринимателям. 

На внутреннюю логистику маркетплейса санкции не влияют. У KazanExpress своя логистика. Машины забирают товары с единого склада в Казани и развозят по городам страны. Авиатранспорт и железнодорожная логистика не используются вообще, поэтому на скорость и возможность доставки покупок во все города, где есть пункты выдачи, ограничения не повлияют. 

Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох подтвердил, что проблемы с поставкой импортных товаров будут связаны как с нарушением логистики (невозможностью доставить заказанные товары в Россию традиционными способами), так и с отказом некоторых производителей поставлять свои товары. 

— Насколько сильно сократится ассортимент, доступный в интернет-магазинах, пока сказать сложно. Наши производители смогут предоставить аналогичные товары, но не всю номенклатуру, и потребуется время для разворачивания производства, — заметил эксперт. 

Кох считает, что уход с рынка иностранных производителей, безусловно, создаст дополнительные возможности для наших предпринимателей, хотя по некоторым товарам потребуется длительная и сложная работа. 

«Логистические цепочки будут рушиться, выбор сократится»: как санкции повлияют на электронную торговлю

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов так же согласился, что ограничения повлияют на интернет-магазины. Логистические цепочки будут рушиться, выбор сократится, а в некоторых отраслях мы столкнемся с дефицитом товаров. Экономист, впрочем, надеется, что пустующие ниши постепенно заполнят региональные производители. 

— Помимо традиционных инструментов вложения в недвижимость, акции и валюту, люди увидят возможности вкладываться в бизнес, — выразил надежду Галямов. 

Он подчеркнул, что все будет зависеть от уровня безработицы и от того, насколько упадут доходы населения, а падение уровня жизни неизбежно, уверен экономист. 

— Но существуют же товарозаменители, люди будут переходить на аналоги. Основной рынок для закупки — Китай, а с Китаем у нас хорошие долгосрочные отношения. Единственное — сейчас компаниям нужно правильно отрабатывать свои финансовые модели, чтобы товар не превратился в неликвид и не остался на складе, — рассуждал экономист.

Галямов надеется, что государство поддержит бизнес и создаст условия, в которых будет обеспечена доходность и конкурентоспособность предприятий. 

«Импортные товары могут заменить местные производители»: как санкции повлияют на электронную торговлю

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев предостерег, что санкции повлияют на всю торговлю, в том числе на конфигурацию маркетплейсов в Татарстане. Ассортимент сократится, цены повысятся, сроки доставки где-то увеличатся. Но при этом надо понимать, что значительная часть представленных в маркетплейсах товаров — китайского происхождения, а значит, на них это скажется в меньшей степени. 

— Рассматривать происходящее как возможность «рывка» для российского производства я бы так же не стал. Возможно, что для каких-то российских производителей, чьи товары конкурировали с западным импортом, текущая ситуация откроет новые возможности, позволит нарастить производство. Но это при условии, что в круг их производственных издержек не входят санкционные компоненты, сырье, — сказал политик.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов признал, что сейчас происходят большие изменения в логистике и на какое-то время это вызовет затруднения у всего ритейла, в том числе и у интернет-торговли. Ожидается также изменение списка поставщиков товаров и услуг, возможно, и ассортиментного ряда.

— Пока сложно сказать, насколько увеличатся сроки доставки из-за рубежа и как на них скажется перераспределение и удлинение логистических цепочек, но безусловно, ритейл как «живой, высокоразвитый организм» в перспективе адаптируется и к таким новым реалиям, — заявил эксперт.

Напомним, что за 2021 год количество татарстанских предпринимателей, торгующих на маркетплейсах, превысило 23 тысячи человек. Их выручка за год составила 25 млрд рублей.

«Логистические цепочки будут рушиться, выбор сократится»: как санкции повлияют на электронную торговлю

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев уверен, что интернет-магазины будут развиваться и дальше, а сложившаяся в мире ситуация сыграет в этом особую роль.

— Хотим мы или нет, сейчас идет перестройка логистических цепочек. В этом процессе Татарстан знает свое место. Все дополнительные критерии — удобство, рост экономики — это наша задача, — резюмировал бизнес-омбудсмен.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *