Site icon KazanFirst

«Сейчас есть реальная возможность объединиться»: депутаты Госсовета Татарстана обсудили работу в условиях санкций

Проблемы предпринимателей
Проблемы предпринимателей, сбой логистических цепочек, продление льгот по налогу
на интеллектуальную собственность, развитие онлайн-торговли и создание в
республике крупного транспортного хаба обсуждали на заседаниях парламентских
комитетов.

Комитет по бюджету, налогам и финансам Госсовета Татарстана поддержал проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса РФ. Законопроект возобновляет действие льготы по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных и вычислительных машин, товарные знаки и другие нематериальные активы, которые зарегистрированы группой людей или одним человеком. 

Данной льготой предприниматели могли пользоваться с 1 января 2018 года до 31 декабря 2019 года. Как заметил председатель Комитета Леонид Якунин, за два года не все успели воспользоваться этой льготой, так как на регистрацию и оформление требовалось время. Поэтому этот законопроект предлагается продлить на три года (по 31 декабря 2024 года включительно) для юридических лиц, а для малого и среднего бизнеса на пять лет — до 31 декабря 2026 года.

— Указанные сроки позволят провести информационную кампанию по процедуре инвентаризации, направленную на выявление результатов интеллектуальной деятельности и необходимое оформление прав на нее, — заявил Леонид Якунин.

На заседании Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству, прошедшем в тот же день, уполномоченный по защите прав предпринимателей Татарстана  Фарид Абдулганиев рассказал о результатах своей деятельности в 2021 году. 

За прошлый год в приемную бизнес-омбудсмена поступило 3660 обращений. 30% из них связаны с просьбами оказать содействие в юридической защите своих прав, 24% просили разъяснить положения постановления кабинета министров республики Татарстан от 19 марта 2020 года № 208, 11% задавали вопросы по взаимодействию с налоговыми органами, 9% обращались по проблеме вывоза ТКО и другим вопросам.

Также в помощь предпринимателям был создан телеграмм-канал «Деловорот», где разъясняются изменения в законодательстве, которые касаются предпринимательской деятельности. Юристы провели 52 выездных проверки, в результате которых штрафы, наложенные на предпринимателей, либо отменились, либо были смягчены. 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей сообщил, что вопрос вывоза твердых коммунальных отходов все еще остается нерешенным. По нему за 2021 год в приемную бизнес-омбудсмена поступило 150 обращений.

— За год далеко не продвинулись, — сообщил Абдулганиев.

Для решения этой проблемы министерство строительства, архитектуры и ЖКХ республики должно будет пересмотреть нормативы. В течение четырех сезонов производились замеры для того, чтобы откорректировать их. 20 марта ведомство представит результаты работы.

— Тем не менее сейчас основная жалоба не на нормативы, а на то, что предприниматели вынуждены платить за воздух там, где приостанавливался или существенно сокращался объем накопления твердых коммунальных отходов. 

Некоторые предприятия не работали, а за вывоз несуществующих отходов приходилось платить. Поэтому этот вопрос довольно болезненный, — напомнил бизнес-омбудсмен.

В конце 2021 года была принята программа развития интернет-торговли, о которой мы подробно рассказывали в одном из наших материалов. За год количество татарстанских продавцов на маркетплейсах увеличилось в семь раз — с 3 291 их количество выросло до 23 098 человек, а объем продаж через маркетплейсы в 2021 году превысил 25 млрд рублей. Все благодаря центру электронной торговли — организации, созданной на основе опыта Китая, где подобные структуры работают в каждой провинции.

Помимо уже открытых логистических центров Ozon, KazanExpress и Wildberries планируется открытие распределительных центров «Сбер логистики», «Яндекс маркета», «Деловых линий» и Aliexpress. 

Еще одно решение, которое может решить часть проблем, вызванных санкциями — создание крупного транспортного хаба в Татарстане. Компания «Атран» (дочерняя компания «Волга-Днепр») приостановила авиаперевозки, поскольку не может обеспечивать сервисное обслуживание самолетов, приостановила деятельность в России компания Mayersk, которая обеспечивала морские грузоперевозки. Из-за этого нарушились важнейшие логистические цепочки, товар не попадает на полки вовремя.

— Но у нас есть порт Находка, у нас есть Владивосток, Новороссийск, Санкт-Петербург, средняя Европа, они работают, — напомнил бизнес-омбудсмен.

Он также упомянул, что совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства республики ведется работа над созданием мастер-плана казанского авиационного узла. Также в планах организовать перевозки по железной дороге, объединив локальные компании, специализирующиеся на грузоперевозках.

— Пока соседние регионы не проснулись, мы можем это сделать. У нас есть для этого все возможности, создана площадка на основе свияжского мультимодального логистического центра. Сейчас есть реальная возможность объединиться, — призвал Абдулганиев владельцев компаний-перевозчиков.

Позже, во время обсуждения доклада с депутатами Госсовета, Фарид Абдулганиев анонсировал открытие в Казани представительства компании «Модуль», которая занимается транспортно-экспедиторскими услугами. 

— Что касается логистики, да, исторически мы отрезаны от железной дороги, М12 — это реванш в чистом виде. Компания «Модуль» — очень известная, она мобильная. У нее семь логистических центров находится в России. Компании 30 лет. Несмотря на то, что у них генподрядчик Maersk, 7 марта мне позвонил директор компании «Модуль», который подтвердил, что они приняли решение открыть в Казани свое представительство, — сказал бизнес-омбудсмен.

Абдулганиев подчеркнул, что компания «Модуль» – один из крупнейших контейнерных перевозчиков. 

— Не РЖД, конечно, но со своими локомотивами, автопоездами, 30 тысяч контейнерный парк. Да, есть сложности — они сейчас перекидывают логистические цепочки. Но даже в таких условиях, приехав сюда, оценили наш потенциал. Задача – обеспечить самые льготные условия для вхождения таких операторов. Разработали интересную систему: Набережные Челны – это производство, Казань – потребление, а контейнеры должны по этому треугольнику ходить, — рассуждал он.

Бизнес-омбудсмен поставил большую задачу по развитию инфраструктуры в муниципальных районах. В четырех районах Татарстана — Дрожжановском, Кайбицком, Черемшанском, Тукаевском нет пунктов выдачи заказов. Житель города, по словам Абдулганиева, может забрать заказ в соседнем доме, но жителям Черемшанского района нужно ехать более 80 км до ближайшего пункта выдачи. 

Говоря о сегодняшней ситуации, бизнес-омбудсмен РТ отметил, что предпринимателей волнует рост цен на сырье, комплектующие и расходники, ГСМ, снижение доступности кредитных средств, проблемы с реализацией госконтрактов и так далее.

В связи с этим он предложил депутатам Госсовета РТ проработать варианты процедуры пересмотра стоимости по заключенным госконтрактам в случае резкого увеличения стоимости закупаемых материалов по отношению к ее цене во время заключения договора.

— Сейчас мы в ежедневном режиме собираем предложения предпринимателей по решению проблемных вопросов, которые оперативно направляем в Оперативный штаб по реализации плана основных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики РТ, который возглавляет премьер-министр республики, — сообщил Фарид Абдулганиев.

По его словам, малый бизнес ждет поддержку в виде доступных кредитных средств, помощи в выходе на новые рынки сбыта своей продукции, а также в подготовке и переподготовке кадров, которые позволят расширить производство. 

В связи с этим бизнес-омбудсмен предложил депутатам рассмотреть возможность более широкого доступа малого бизнеса к госзаказам за счет дополнительного увеличения нормативов закупки у субъектов МСП, которые сейчас в рамках 223-ФЗ составляют 25% от годового объема закупок, а по 44-ФЗ – не менее 30%. 

Вопрос импортозамещения в условиях санкций становится как никогда актуальным. Важность устранения зависимости от импортных материалов подчеркнул и Фарид Абдулганиев. Сегодня многие ключевые производства  в авиастроительном комплексе, машиностроении и приборостроении зависят от импортных деталей. 

— В этой связи возрастает роль отечественных изобретателей, рационализаторов, инженеров, — сказал Абдулганиев, вспомнив об Иване Кулибине.

Exit mobile version