«Возвращение к смертной казни еще больше ухудшит атмосферу в российском обществе»

Россия вышла из Совета Европы
Россия вышла из Совета Европы, и теперь стало меньше факторов, не позволяющих
отменить в нашей стране мораторий на высшую меру наказания. Обсуждаем с
экспертами, какова вероятность такого сценария.

Решение о выходе России из Совета Европы принято, соответствующее письмо главы МИД Сергея Лаврова передано генсеку СЕ, заявил вице-спикер Госдумы глава делегации РФ в ПАСЕ Петр Толстой. Об этом он написал в своем Телеграм-канале. Политик подчеркнул, что «Россия выходит из Совета Европы по собственной воле, это взвешенное и обдуманное решение».

На фоне этого в обществе и в политических кругах вновь всплыла тема смертной казни, поскольку интеграция с Европой была одним из факторов, делающим невозможным осуществление высшей меры наказания. Теперь, когда международные отношения подорваны (как считают многие, безвозвратно), а также на фоне военной спецоперации, которая происходит на Украине со всеми вытекающими, руководство страны может счесть необходимым отмену моратория.

Ранее на наших страницах мы уже обсуждали эту тему, но в несколько ином свете – в связи с трагическими событиями в казанской гимназии. Мы попросили некоторых из наших прошлых спикеров оценить вероятность отмены моратория в нынешних условиях.

Представитель либерал-демократов в татарстанском парламенте Эдуард Шарафиев отметил, что фракция ЛДПР в Госдуме как раз-таки и предложила отменить мораторий на смертную казнь.

– Но лично я считаю, что в данном вопросе следует быть аккуратным и не торопиться. Я понимаю тех людей, которые совершенно оправданно хотят как можно быстрее сделать нашу правовую систему независимой от европейских правовых норм, которые в значительной степени нам были навязаны извне, в том числе европейским судопроизводством (ЕСПЧ), – считает собеседник.

«Введение смертной казни еще больше ухудшит атмосферу в российском обществе»

Тем не менее он полагает, что вопрос смертной казни – это особая тема.

– В этом случае мы можем совершить ошибки при вынесении подобных приговоров, учитывая, что наше судопроизводство далеко от идеала. Поэтому я бы рекомендовал сохранить действие моратория на смертную казнь и более детально прописал бы перечень преступлений, для которых должно быть пожизненное наказание, – сказал Шарафиев.

Еще один парламентарий — руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев в свою очередь высказал мнение, что вероятность отмены моратория существует и, скорее всего, смертная казнь опять станет инструментом нашей системы исполнения наказаний.

– Мое отношение – я как был категорическим противником смертной казни, так и остаюсь. Тем более что в текущих условиях всеобщей эмоциональной напряженности и нагнетаемого общественного невроза можно поддаться ошибочному общественному мнению и принять неправильное решение, которое невозможно отменить, – утверждает политик. – Вдобавок если и рассматривать возможность введения смертной казни, то только в контексте преступлений против личности и только судом присяжных, но никак не за преступления против государства.

По его мнению, когда системы следствия и правосудия несовершенны, судебные ошибки встречаются часто и судьи не несут ответственности за ошибочные и отмененные вышестоящими инстанциями решения, прибегать к смертной казни в принципе нельзя по очевидным причинам.

«Введение смертной казни еще больше ухудшит атмосферу в российском обществе»

Мы также обращались за комментариями к представителям КПРФ и «Единой России», но на момент публикации ответа так и не получили.

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков считает, что для отмены моратория на смертную казнь необходимо провести широкую общественную дискуссию. Фактор же выхода из Совета Европы вообще не должен в ней присутствовать.

– Мы – независимая страна, подсказчики с «коллективного Запада» нам просто не нужны. У нас есть своя Конституция, свои законы, свой Конституционный суд. Опираясь на эти нормы и политические институты, мы должны выработать общественный вердикт. На мой взгляд, он должен быть сформирован только после того, как стабилизируется ситуация в рамках гибридного конфликта с западными странами: будет закончена военная спецоперация России на Украине, мы выработаем адекватный курс нашей экономической политики, возникающий после массированных санкций западных стран, закончим информационную войну с российскими контрагентами. Сейчас просто нет на это времени, – считает эксперт.

«Введение смертной казни еще больше ухудшит атмосферу в российском обществе»

Что касается возможной будущей дискуссии про отмену моратория, то Большаков бы поддержал тех людей, которые выступают за ограниченное использование такого наказания, как смертная казнь. По мнению собеседника, она должна применяться к преступлениям, связанным с убийством детей и взрослых, террористическими преступлениями, при установленных фактах геноцида на этнической и религиозной почве.

– Все это необходимо кропотливо обсуждать. Взгляды мои в этом отношении не поменялись. На людей, которых судят за экономические преступления, смертная казнь распространяться не должна. Мы живем в обществе с рыночной экономикой. Но здесь наказания должны быть значительными, вплоть до пожизненных сроков лишения свободы. Думаю, что всех террористов, «школьных стрелков» и насильников смертная казнь не остановит, но часть испугается за собственную жизнь и тяжких преступлений будет меньше. Для профилактики тяжких преступлений, конечно, кроме нее необходим целый комплекс мер, – уверен Большаков.

Доктор политических наук профессор кафедры политологии КФУ Сергей Сергеев отметил, что в нынешней ситуации в России возможно, вероятно, все, в том числе и возвращение смертной казни.

– Тем не менее это не следует автоматически из выхода России из Совета Европы. Отмена смертной казни закреплена не только в международных договорах, к которым присоединилась Россия, но и в национальном законодательстве, — подчеркнул собеседник. 

«Введение смертной казни еще больше ухудшит атмосферу в российском обществе»

Эксперт рассказал, чтобы преодолеть этот запрет, сторонникам смертной казни нужно изменить Конституцию России в той части, которая не может быть изменена простым голосованием депутатов Федерального Собрания. То есть нужно принять Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, созвать Конституционное Собрание, разработать проект новой Конституции и провести всенародный референдум о ее принятии. При этом Сергеев ссылается на мнение экс-судьи Конституционного суда РФ Тамары Морщаковой.

– Конечно, можно применить политическую волю, поскольку, как я отметил выше, в нынешней ситуации в России возможно, наверное, все. Но это будет беззаконием, – убежден собеседник. – Что же касается моей позиции по поводу смертной казни, она не изменилась. Россия в ХХ веке выполнила и перевыполнила «план» по смертным казням на сотни лет вперед. Убийство – узаконенное оно или нет – не решит социальные проблемы. Напротив, введение смертной казни еще больше ухудшит психологическую атмосферу в современном российском обществе, и так пропитанную жестокостью и насилием.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *