Дефицита лекарств в Татарстане нет и быть не может

Препараты в республике есть в необходимом количестве и даже с запасом.
Препараты в республике есть в необходимом количестве и даже с запасом.

Сложности на фармацевтическом рынке из-за антироссийских санкций и роста курсов валют напугали татарстанцев. Люди ринулись скупать не только сахар, но и лекарства, причем абсолютно все, даже те, в которых они не нуждаются. Такой ажиотаж не мог не вызвать исчезновение некоторых препаратов с полок, что подлило масла в огонь. 

Однако в Минздраве РТ говорят, что никакого дефицита нет и быть не может. Все иностранные фармацевтические компании остаются на российском рынке.

— Ни одна, я подчеркиваю, ни одна зарубежная компания, в том числе транснациональные, известные, выпускающие самые инновационные препараты, не заявила о том, что уходит с рынка России из-за санкций. Ни одна компания, — подчеркнула заместитель министра здравоохранения Татарстана Фарида Яркаева. — Более того, ряд компаний инициативно, я хочу это отметить, обратились к нам с письмами о том, что они будут продолжать поставки в Россию жизненно важных препаратов. И санкции лекарств не касаются. Вот это, мне кажется, стоит проговорить. 

«Дефицита лекарств нет и быть не может»

Замминистра также добавила, что был принят ряд мер как федеральных, так и региональных, чтобы не допустить дефицита препаратов. Причем меры предприняты не только для сегодняшней ситуации, но и на всевозможные исходы. Так, например, на уровне страны были изменены правила бюджетных закупок. В них включены меры, которые направлены на либерализацию, авансирование. Новые методы работы также позволяют закупать из единственного источника. Уменьшились сроки неуплаты. Все это предпринято, по словам Яркаевой, чтобы у бизнеса, у дистрибьюторов, у аптечных учреждений было больше возможностей для оперативного завоза препаратов. Все это позволяет очень быстро продавать, покупать, поставлять.

— Есть ряд таких мер, как, например, ввозить в нерусифицированной упаковке. То есть все требования, которые касаются каких-то клинических и доклинических исследований, будут также сохранятся, а вот возможность ввезти нерусифицированную упаковку – мера, которая позволяет ускорить все процессы, — рассказала Фарида Яркаева. 

Более того, производителей и поставщиков медицинских изделий обязали за полгода до прекращения производства или ввоза на территорию России уведомлять Росздравнадзор. Замминистра напомнила, что и раньше некоторые компании прекращали завозить или производить препараты. Однако такая мера введена впервые. По словам спикера, она позволит оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию. 

Дистрибьюторов также обязали на законодательном уровне при наличии у них препаратов соблюдать сроки их отгрузки аптекам. 

— Иногда так случается, что у дистрибьюторов есть препараты, а они по каким-то причинам могут товар задерживать к отгрузке. Вот чтобы такого не было, мера борьбы принята на законодательном уровне, — комментирует Яркаева. 

Что касается республиканских мер, то тут так же делается все, чтобы не допустить кризис на фармацевтическом рынке. Стоит для начала сказать, что в регионе проходят закупки и продажи для лечебных учреждений с использованием льготных программ, которых несколько, и продажи через аптеки. 

На сегодняшний день для лечебных заведений на складе «Таттехмедфарма» имеется лекарственных препаратов более чем на 3,5 млрд рублей. В самих медицинских учреждениях имеются запасы от одного до трех месяцев. 

— В Татарстан уже поставлены более половины из заключенных 2,5 тысячи госконтрактов на сумму 6,6 млрд рублей. Поставки препаратов продолжаются. Из тех аукционов, которые проведены министерством здравоохранения республики на первое полугодие 2022 года, половина лекарственных средств уже поступила. Вторая половина продолжает поступать, и никаких отказов в этой части пока не было, в том числе и среди импортных препаратов. Поставщики говорят, что они сделают раньше графика поставки, кто-то в рамках графика. Но большая часть откликнулась и будет грузить приоритетно, — заверила Фарида Яркаева.

«Дефицита лекарств нет и быть не может»

Для федеральных льготников торги уже проведены на шесть месяцев 2022 года. Товар поступает на склад. По региональной квоте торги также завершены на I и II квартал текущего года, товар так же поступает в «Таттехмедфарм». Пришли и импортные необходимые препараты в достаточном количестве. По данным Минздрава республики, половина из требуемого объема уже в Татарстане. Запас сформирован от 3 до 4,5 месяца. 

По заявлению замминистра, еще до всей ситуации Минздрав проводил мониторинг наличия лекарств и их цен как в розничном сегменте, так и госпитально. Сегодня к этой мере добавился ежедневный мониторинг препаратов ассортиментного минимума в аптечных учреждениях. Препараты ассортиментного минимума — это тот перечень, который состоит из 51 международного непатентованного наименования, то есть по химическому веществу. 

— Говорят, что отсутствует препарат «Ранитидин» в аптеках, но при этом из этого перечня аптеки располагают его аналогом – «Фамотидином», — сообщила Яркаева.

Мониторинг наличия и цен осуществляется и для жизненно важных препаратов. Этим занимается Федеральная антимонопольная служба и Минздрав. В перечень жизненно важных препаратов входит 800 наименований. Этот перечень утверждается и контролируется правительством России. По словам Яркаевой, эти лекарства — то, чем лечат в больницах, то, что входит в стандарты. Она подчеркнула, что для лиц, перенесших оперативное вмешательство после инсульта, инфаркта и т.д., запас лекарств по некоторым позициям составляет от трех месяцев до трех лет.

— Это очень большой запас. Препараты, в том числе импортные, есть. В этой части у нас нет беспокойств никаких, — заявила замминистра.

На случай если все-таки зарубежные компании прекратят свои поставки, Фарида Яркаева напоминает о программе «импортозамещения». Этим вопросом занимается Министерство промышленности. По их оценке, более 50% препаратов, входящих в список жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), могут успешно производиться в России.

— О чем заявил Минпромторг сегодня: те препараты, которые входят в ЖНВЛП, более половины их может быть сегодня произведено в России. Эта половина может быть произведена по полному циклу — от интермедиатов (промежуточное вещество) до готовых лекарственных форм, — говорит замминистра здравоохранения РТ. 

На сегодня «большая часть субстанций или действующих веществ» к нам импортируется. При этом сырье все страны мира закупают в Индии и Китае. Напоминаем, что это дружественные России страны.

— В Европе и Америке, то есть странах, которые выпустили против нас санкции, сырье не выпускают, – сказала она.

Спикер подчеркнула, что большинство крупных транснациональных компаний, у которых крупная линейка препаратов, локализованы в России. То есть они имеют свои заводы на территории страны. Например, свой завод в Ярославле имеет японская компания «Такеда». Ее ключевые области — онкология, неврология, гастроэнтерология, редкие заболевания. 

— Нам важно оказывать поддержку пациентам, где бы они ни находились. Мы остаемся верны корпоративным принципам, что в текущих условиях приобретает особую важность. Работа нашего завода в Ярославле крайне важна для реализации миссии по обеспечению пациентов препаратами, которые им необходимы, — заявила представитель завода в России Елена Карташева

«Дефицита лекарств нет и быть не может»

Фарида Яркаева еще раз напомнила татарстанцам, что запасы лекарств делать не нужно. Поскольку препараты способны портиться. Более того, домашние условия для их хранения не совсем подходящие. 


Читайте также: «Не надо, как сахарный песок, лекарства покупать впрок»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *