Из Китая с любовью: Поднебесная открывает сухопутные границы

Эксперты
Эксперты, опрошенные KazanFirst, уверены, что восстановление связей открывает
большие возможности для развития отечественной экономики.

— Принято решение снять ограничения на выезд российских граждан, а также на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства через сухопутный участок границы России и КНР, — сообщили в оперативном штабе России по борьбе с коронавирусом. 

Ожидалось, что после этой новости Китай объявит о послаблениях, но эти надежды разбило посольство КНР в России. В официальном сообщении подчеркивается, что текущая эпидемиологическая обстановка в Китае остается напряженной, поэтому в пунктах пропуска через сухопутный участок китайско-российской границы все еще действует ранее установленный режим, предусматривающий запрет на проход пассажиров. Грузовое прохождение, однако, разрешено — по данной схеме товары могут проходить таможню через пункты пропуска. 

После начала военной спецоперации России в Украине страны ЕС стал накладывать жесткие санкции. В условиях ограничений Китай может стать одним из основных партнеров России и послужить толчком для экономического развития страны. 

Напомним, что Поднебесная — давний партнер России. За 2021 год торговый оборот между двумя странами составил 13 трлн рублей. Перечень товаров, производящихся в Китае, стремится в бесконечность. Это автомобили, одежда, обувь, телефоны, техника, товары для дома, программное обеспечение и многое другое. Россия же обеспечивает Китай сельхозпродукцией, энергоносителями и сырьем. 

Нужно заметить, что Китай и Индия стали странами, которые согласились взять на себя значительные объемы энергоносителей, предназначенные европейским государствам.

В 2021 году был дан старт строительству Амурского газохимического комплекса для двусторонних отношений России и Китая. Предприятие совместно создавали две крупнейшие нефтехимические компании в мире: российский СИБУР (60%) и китайский Sinopec (40%). Завершить строительство и пусконаладочные работы на производстве, базирующемся на ТОР «Свободный» в Амурской области, планируется в 2024-2025 годах. По данным российско-китайской межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству, общий объем инвестиций в проект составлял примерно 10 млрд долларов.

— Дружественные отношения между Китаем и Россией создают хорошую основу для сотрудничества между двумя сторонами. Поэтому мы надеемся на плодотворное сотрудничество с большим количеством российских партнеров, включая компанию СИБУР, которая внесет огромный вклад в экономическое развитие обеих стран и регионов, где реализуются наши совместные проекты, — отметил глава представительства Sinopec в России и Средней Азии Ван Цзюнь.

Увеличение мощностей и новый завод в Татарстане

Очевидно, что китайские партнеры начнут стремительно наращивать производство в России. Так, например, китайское представительство завода Haier, расположенное в Набережных Челнах, продолжает свою работу, несмотря на все ограничения. В середине марта директор по производству завода стиральных машин Haier Владимир Романенко заявил, что за 2022 год планируется произвести 400 тысяч единиц техники. Помимо стиральных машин на заводе производятся холодильные и морозильные камеры, телевизоры. 

— Производственная мощность — 1 600 стиральных машинок в день. С августа мы планируем запуск второй смены для повышения производительности, чтобы выполнить план. На заводе работает более 250 сотрудников. С запуском второй смены мы планируем набрать еще 100 человек, — рассказал он.

Из Китая с любовью: Поднебесная открывает сухопутные границы

При этом он добавил, что более 50% комплектующих деталей производится на челнинском заводе, остальная часть завозится из Китая. Проблем с доставкой комплектующих на заводе нет — руководство Haier в Набережных Челнах ищет альтернативные пути доставки — железнодорожный, автомобильный, а при необходимости авиаперевозки. 

Кроме того, вначале 2022 года стало известно, что китайская компания «Сычуань рэйлвэй инвестмент современное развитие сельского хозяйства» планирует строительство завода по переработке молока мощностью до 500 тонн в сутки. Заместитель генерального директора компании Ван Гэ сообщил на пресс-подходе, что вложить в Татарстан планировалось около 10 млрд рублей.

— В Татарстане очень богатые ресурсы для производства молока. По нашим оценкам, Татарстан занимает в этой отрасли первое место в России, — заявил Ван Гэ.

В январе строительство находилось на стадии переговоров — шло обсуждение района, где вырастет молокоперерабатывающий завод. Правда, продукцию, производимую на заводе, должны полностью экспортировать в Китай. Татарстан же получит инвестиционные деньги, налоги и рабочие места для населения — как минимум 85% сотрудников будут набираться из местного населения.

Культурный (и не только) обмен

Татарстан также активно сотрудничает с Китаем в сфере образования. В Казанском федеральном университете совместно с китайскими партнерами создан Институт Конфуция — он занимается развитием и продвижением китайской культуры в России. В допандемийном 2019 году в КФУ обучалось более тысячи студентов из Китая. 

Сотрудничали с Китаем и другие вузы Казани — КНИТУ-КАИ и КНИТУ- КХТИ имели совместные программы стажировки в Китае, а также подписывали договора с научно-образовательными китайскими учреждениями.

Заведующий кафедрой конфликтологии КФУ, ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков заметил, что западные санкции в отношении России очень массированные и сказались на стране. И дело не только в ушедших брендах, утверждает эксперт, но и в разрыве логистических цепочек, возможном росте безработных. В этой связи наши надежды связаны только с программами импортного замещения внутри страны и переориентацией экономики на восточные страны.

— Определенные успехи здесь уже есть. Продовольственная безопасность России была в основном обеспечена. Что касается сотрудничества с восточными странами, то оно должно быть диверсифицированно. Кроме Китая есть Индия, Индонезия, Бразилия, ЮАР и ряд других стран, с которыми Россия должна сотрудничать. Нельзя забывать и о государствах СНГ, Турции, Иране, которые находятся близко к российской территории, — перечислил эксперт.

Из Китая с любовью: Поднебесная открывает сухопутные границы

В сотрудничестве с Китаем Большаков видит возможности развивать экономику Татарстана. Направления по обмену студентами и туризму давно уже развиваются. Бытовая техника очень сильно представлена на нашем рынке. 

— Думаю, что будущее в обмене наших энергоносителей на китайские товары в высокотехнологических сферах: IT-индустрия, электроника, машиностроение. Китай в настоящее время может способствовать нашей новой индустриализации, и это главное, — добавил собеседник.

«Они ни с кем не могут дружить»

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев добавил мрачных красок в радужную картину отношений с Китаем и заявил, что в российской повестке намечаются серьезные проблемы. 

— Даже с учетом того, что наш основной товар – углеводороды и их производные – сейчас дорожает и востребован, надо понимать, что наши самые платежеспособные клиенты от нас постепенно уходят или сокращают объемы даже в ущерб своим экономикам. У нас есть высокотехнологичные продукты, которые мы могли бы предложить рынку, но их немного и у них есть замена на рынке. Поэтому говорить о том, что от санкций Российская Федерация и Татарстан выиграют, – это, наверное, значит тешить себя напрасными надеждами, — сказал политик.

Невероятного роста импортозамещения Михеев так же не ждет. В течение последних 30 лет Россия получала неимоверные доходы от импорта углеводородов. В страну поступали миллиарды долларов, но эти миллиарды долларов не тратились на то, чтобы покупать технологии и привлекать сюда «головы» и, используя их как фундамент, развивать что-то свое. 

— Мы сейчас, во-первых, практически ни в одной отрасли не имеем фундаментальной науки, на основе которой можно было бы сделать серьезный стратегический прорыв. А во-вторых, мы не имеем каких-то тактических решений, потому что у нас сейчас нет доступа к тому, чтобы переманить специалистов из стран, в которых эти технологии есть. Мы обречены сейчас вариться в собственном соку, — рассуждает он. 

Дружбу с Китаем Михеев считает невозможной. 

— Они ни с кем не могут дружить. Китай всегда, за исключением небольшого промежутка в 300 лет, был самой большой экономикой планеты, и китайцы это вполне ясно понимают. Отношение ко всем остальным народам у них потребительское. Мы ментально разные. И никогда они не будут нам бесплатно что-то давать или в чем-то помогать. А учитывая то, что у нас сейчас нет выбора и мы вынуждены обращаться к ним, то надо понимать, что цена китайской «помощи» будет просто запредельной. Да, наверное, об этом не скажут официально, но в том, что за каждый акт «помощи» Китая мы будем платить невероятно много, можно быть абсолютно уверенным, — предрек Михеев.

Парламентарий объяснил, что сейчас россияне находятся в эйфории от того, что докладывают об успехах страны и у нас пока еще есть товары длительного использования — автомобили, одежда. Но через пару лет обнищание населения будет сильно заметно.

— Я пока не вижу для российской экономики и для татарстанской экономики хоть какой-то возможности сделать прорыв, — вынес безжалостный вердикт Михеев.

Китай может стать главным поставщиком необходимого оборудования

Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох подчеркнул, что Китай в условиях санкций становится для России еще более важным экономическим партнером, чем раньше. Во-первых, он увеличит свою долю в потреблении российских ресурсов и продовольствия, экспорт которых на европейские рынки ограничен. Во-вторых, он станет крупнейшим поставщиком промышленного оборудования, приборов и другой машиностроительной продукции, которые традиционно поставляли европейские, американские, японские компании.

— Это во многом будет способствовать сохранению устойчивости российской экономики. Безусловно, открытие границ будет способствовать скорейшему наращиванию и деловых связей с Китаем, и личных контактов, — считает экономист.

Из Китая с любовью: Поднебесная открывает сухопутные границы

Кох признал, что сейчас Россия cтолкнулась с проблемой, которая заключается в том, что на большинстве производств используется импортное оборудование, поставка и обслуживание которого сейчас заблокированы недружественными странами. И именно Китай может стать главным поставщиком такого оборудования. 

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов открытие границ с Китаем считает позитивным знаком. Он придает этому событию большое значение, так как экономические связи с Китаем в нынешних условиях становятся одним из ключевых факторов экономического выживания России. Понятно, что это решение было принято в ускоренном порядке на фоне масштабных антироссийских санкций, даже несмотря на то, что в ряде районов Китая сохраняется жесткий режим антиковидных ограничений. 

— Одна из важнейших проблем, стоящих перед нашей экономикой, – это замещение западной продукции и комплектующих, — подчеркнул политик. — Сразу же заместить их отечественными аналогами мы не сможем. Расчет делается на поддержку Китая в этом вопросе. Границы открываются с целью переориентации логистики и упрощения движения товаров. Насколько я понимаю, стоит задача максимально ускорить этот процесс. Поэтому решение правительства по полному открытию китайской границы я воспринимаю положительно.

Депутат Госсовета от ЛДПР Эдуард Шарафиев подчеркнул, что Китай — одна из ключевых мировых стран. И в настоящее время отказ присоединиться к антироссийским санкциям дорогого стоит, это нужно ценить.

— Что касается конкретного экономического сотрудничества России и Китая, я думаю, оно будет только укрепляться. Причем в некоторых отраслях – в сфере IT, машиностроении – я думаю  будет тесная интеграция. Мы, к примеру, уже сейчас разрабатываем совместный проект авиалайнера, где российские наработки и опыт имеют ключевое значение. Я ожидаю также расширения сотрудничества в сырьевой сфере, Китай готов взять значительные объемы сырья, от которого Запад грозит отказаться. Самое главное, что во взаимной торговле наши страны постепенно переходят на расчеты в национальных валютах. Это делает нашу торговлю независимой от западного влияния, — сказал Шарафиев.

Следствием всех этих процессов депутат видит потенциальный рост китайских инвестиций в экономику Татарстана. У нас уже работают китайские компании, самая известная из них – это производитель бытовой техники Haier (завод в Набережных Челнах). По мнению Шарафиева, это направление будет только расширяться. 

— Кроме того, я не исключаю, что китайцы зайдут на наш строительный рынок со своими инвестициями. А с увеличением взаимной торговли в национальных валютах можно ожидать китайских инвесторов и на рынке банковского кредитования. Тем более что многие западные банки уходят, — предположил он.

По мнению директора по стратегии ИК «Финам» Ярослава Кабакова, в текущей ситуации Татарстан выступает одним из самых перспективных регионов по наращиванию инвестиций из Китая.

— В прошлом году главными зарубежными инвесторами Татарстана были Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Чехия, США и Словакия. Беспрецедентные санкции делают невозможным дальнейшие инвестиции из этих стран, при этом Китай и до этого увеличивал инвестиции в Татарстан, а теперь будет замещать партнеров из Еврозоны и США. Международное разделение труда делает самодостаточные модели экономики бесперспективными, и сохранение интегрированности российской экономики в мировую является сейчас приоритетным вектором развития. При этом текущий год может оказаться прорывным для Китая. Аналитики считают, что КНР впервые сможет обогнать Европу по объему экономики, — резюмировал эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *