«Денег не хватает ни на что»: водители «Яндекс.Такси» в Казани провели забастовку с требованием повысить тарифы

Низкая зарплата и самые невыгодные условия работы вынуждают шоферов распродавать машины. Если агрегатор не предпримет меры и ситуация не изменится
Низкая зарплата и самые невыгодные условия работы вынуждают шоферов распродавать
машины. Если агрегатор не предпримет меры и ситуация не изменится, парки
опустеют, таксистов не останется, считают некоторые. Работать по 16 часов в день
за тысячу рублей никто не согласится.

Алексей работает в такси с 2006 года. Все это время машина и клиенты были его основным источником дохода. На такси он зарабатывал на хлеб, платил кредит — на жизнь хватало. Так было до недавних пор. В последнее время из-за крайне низкой зарплаты он готов бросить любимую работу и начать заниматься чем-то совершенно другим. Лишь бы не перевозками.

— Накипело до такой степени, что я уже выставил автомобиль на продажу, потому что я не могу его больше содержать. С такси я заканчиваю. Это уже все. Дальше работать смысла нет. Я уже нашел работу. Для меня работа есть везде. Жалко, конечно, за столько лет я изучил эту сферу деятельности настолько… Я стал уже настоящим психологом. Я знаю подходы к каждому, в настроении человек, не в настроении, нужно что-то сказать или промолчать. Мне так обидно за то, что происходит сейчас, — поделился он своими мыслями.

Коллеги Алексея так же переживают не лучшие времена. Всем, кто, как и наш собеседник, работает в «Яндекс.Такси», приходится кататься за рулем день и ночь, а с деньгами все равно выходит туго. Да ещё и предложения, по которым таксисты могли работать в разы выгоднее, стали закрывать. Уже недоступна опция «недельной смены». По ней таксисты могли купить себе «абонемент» за 3,6 тысячи рублей и семь дней не платить комиссию «Яндексу» с каждого заказа. А с 15 мая для шоферов рейтинга ниже «золотого» и «платинового» уровня перестанет работать и услуга «12-часовой смены», когда за 600 рублей можно было купить «день без комиссии». 

— Все думают, что таксисты – это миллионеры. Нет, конечно. Люди глубоко ошибаются, потому что многого не знают, — добавляет Алексей.

«Денег не хватает ни на что»: Водители «Яндекс.Такси» в Казани требуют повысить стоимость перевозок

В «Яндекс.Такси» заявляют,  что в среднем таксисты сервиса зарабатывают порядка 450 рублей. По словам собеседника, это действительно так, но есть одно жирное «но». Агрегатор, называя эту цифру, не учитывает никаких издержек. А стоило бы. Потому что с учетом всех затрат таксистов на топливо, на всевозможные комиссии и налоги, на амортизацию авто и прочее в сухом остатке на руках у них остается всего около 98 рублей в час. И это еще в лучшем случае, если, например, машина таксиста собственная, а не арендованная. Тем, кто берет авто напрокат, вообще приходится работать в минус либо вкалывать по 16 часов вместо положенных 8.

«Денег не хватает ни на что»: Водители «Яндекс.Такси» в Казани требуют повысить стоимость перевозок

— Аренда автомобиля стоит 2-2,5 тысячи рублей в сутки. Водителю разрешается работать не более 8 часов в день. Если 2 тысячи поделить на 8 часов, то получается, что по 250 рублей в час нужно платить за аренду. Представьте, что из заработанных чистыми 98 рублей вычитаем еще 250. Водитель уходит в минус. Чтобы отбить аренду, бензин, обед, ему приходится работать по 10 часов на линии и еще хотя бы два часа. Но за это время много не заработать, всего около 600-700 рублей. Есть водители, у которых нет выхода, и они работают по 16 часов, — рассказывает Алексей.

«Денег не хватает ни на что»: Водители «Яндекс.Такси» в Казани требуют повысить стоимость перевозок

Ухудшают ситуацию еще и новые цены на некоторые товары и услуги для содержания автомобилей. Взять только замену масла, что таксистам приходится делать каждый месяц из-за большого пробега.

— Если в прошлом году все это стоило около 2 400, сейчас цены взлетели до 7-7,5 тысячи рублей. Цены выросли в три раза. Мы работаем, но мы уже не можем содержать автомобиль, у нас не хватает денег ни на что, — посетовал собеседник.

«Денег не хватает ни на что»: Водители «Яндекс.Такси» в Казани требуют повысить стоимость перевозок

Не выдержав адских условий работы, в понедельник, 11 апреля, казанские таксисты устроили забастовку у ТЦ XL. Бороться за справедливость осмелились, конечно, не многие, лишь те, кто не испугался возможных санкций от сервиса. Всего на месте сбора к началу протеста собралось около 30 машин (во время последовавшего за этим протестного  проезда до ТЦ «Южный» их набралось более 70). Но привлечь к себе хоть какое-то внимание таксистам все же удалось. Пусть и не было прямого обращения, через СМИ водители объявили агрегатору свои требования к условиям работы. Алексей подробно рассказал о каждом из них.

Во-первых, таксисты просят повысить минимальную цену на перевозки.

— При этом мы не хотим, чтобы пострадали пассажиры, — подчеркивает собеседник.

Таксисты предлагают отказаться сервису от повышенного коэффициента на заказы, например, в часы пик и установить фиксированную оплату на поездки в любое время в промежутке от 6:00 утра до 22:00. В нее, по мнению водителей, должны входить 100 рублей за посадку и 20 рублей за каждый км.

«Денег не хватает ни на что»: Водители «Яндекс.Такси» в Казани требуют повысить стоимость перевозок

— Человек пришел, сел, заплатил только за то, сколько проехал. Так будет хорошо и водителю и пассажиру. Пассажир будет сразу знать, что ему нужно заплатить за 8 км пути 260 рублей. И не будет такого, что в один день с утра люди едут на работу 8 км за 600 рублей, а в другой – за 500, — объясняет Алексей.

Во-вторых, перевозчики просят в свой сервис ввести ночной режим. С 22:00 до 6:00 должен действовать тот же фиксированный тариф в 20 рублей за 1 км с посадкой в 100 рублей, но при этом стоимость поездки нужно увеличить на 20 процентов.

— То есть если поездка стоит 260 рублей, прибавляется еще 52 рубля (20 процентов), и все, более ничего не надо, — комментирует собеседник.

В-третьих, таксисты требуют от «Яндекс.Такси» отказаться от системы гарантированных доходов (это доплаты, которые предоставляет сервис за определенное число заказов за сутки).

— Они не нужны, они ни к чему, — говорит Алексей.

В-четвертых, перевозчики настоятельно требуют, чтобы для всех таксистов при приеме заявки на поездку была открыта конечная точка. На данный момент адрес, куда нужно отвезти пассажира, до момента начала заказа открыт только для водителей высшего уровня.

«Денег не хватает ни на что»: Водители «Яндекс.Такси» в Казани требуют повысить стоимость перевозок

— Часто бывает так, что водитель принимает заявку, не зная, куда нужно ехать. Когда он понимает, что ему ехать туда не выгодно, он ждет 10 минут, чтобы отказаться от заявки, получается, что теряется время и пассажира, и таксиста. Так может повториться снова и снова. Если точка Б была открыта, я бы сразу мог отказаться от заявки, а кому-то как раз надо в ту сторону ехать. Такие есть точно, — рассказывает собеседник.

Пока ни на одно из требований таксистов сам агрегатор никак не отреагировал. Если изменений так и не случится, начнется повальная продажа автомобилей, встанут парки, уверены таксисты. На наши вопросы о том, как сервис будет налаживать связь с сотрудниками в этой конфликтной ситуации, в «Яндекс.Такси» нам ответили следующее: 

«В Казани нет ограничений по заработку. После изменения тарифов доход водителей в городе вырос в среднем на 17%, в том числе благодаря нашей программе поддержки. Водители из Казани сегодня зарабатывают в среднем 435 рублей в час даже в тарифе «Эконом». Сервис в городе работает в штатном режиме.

Напомним, 8 апреля тарифы на заказы такси и некоторые тарифы доставки были повышены. Если раньше поездка в Казани длиной 9 км и 20 минут стоила в среднем 175 и 214 руб. в «Экономе» и «Комфорте», то с 8 апреля она стоит 186 и 219 руб. соответственно.

Важно отметить, что тарифы менялись таким образом, чтобы улучшить экономику поездок и частично компенсировать рост цен на обслуживание автомобилей, но при этом чтобы такси по-прежнему оставалось доступным для людей транспортом. Резкое изменение тарифов может привести к тому, что спрос на поездки упадет, – заказов станет меньше, а значит, сразу уменьшится заработок водителей.» 

Тем временем казанские таксисты готовятся к новым забастовкам. Следующий проезд автомобилей запланирован на 12 апреля. А 18 апреля перевозчики поддержат всероссийскую акцию против «Яндекс.Такси». К этому времени активисты свяжутся с московскими юристами и напишут петицию, рассказал наш собеседник.

Между тем «Яндекс.Такси» в ближайшее время может остаться в Казани единственным крупным сервисом. Недавно с рынка ушел DiDi, а с 15 апреля в городе перестает работать «Ситимобил».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *