Город — сказка, но не мечта: что думают челнинцы, альметьевцы, нижнекамцы и зеленодольцы о месте своего проживания

Социологи Академии наук республики представили исследование о том
Социологи Академии наук республики представили исследование о том, как в не
столичных промышленных центрах Татарстана чувствуют себя горожане.

В Татарстане изучили городские идентичности жителей Зеленодольска, Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска. Главную роль в отношении людей к своим городам играет степень вовлечённости в развитие города местных ведущих (градообразующих) предприятий. В целом, зелендольцы, челнинцы, нижнекамцы и альметьевцы любят свои города, но это не значит, что они не захотят покинуть их в поисках лучшей жизни.

Результаты исследования локальных (городских) идентичностей четырёх вышеперечисленных городов Татарстана конференции социологов и этнологов представила главный научный сотрудник Института истории Марджани Гузель Макарова.

Город - сказка, но не мечта: что думают челнинцы, альметьевцы, нижнекамцы и зеленодольцы о месте своего проживания

Её доклад назывался «Акторы развития нестоличных промышленных городов Татарстана в контексте проблематики локальной идентичности». По факту, исследователь через глубинные групповые интервью, проведенные с жителями этих городов, определила их отношение к силам (акторам), участвующим в развитии города. В том числе и их отношение к этим самым акторам.


Для справки

— Набережные Челны (533 839 человек) — крупный центр машиностроения. Ключевое предприятие — «КАМАЗ»;

— Нижнекамск (240 077 человек) — в городе производственный комплекс. Город выстраивался вокруг нефтехимии («Нижнекамскнефтехим») и нефтепереработки (завод «Танеко»);

— Альметьевск (158 429 человек) — связан с добычей и переработкой нефти («Татнефть»);

— Зеленодольск (100 039 человек) — центр судостроения и машиностроения «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и «Завод имени Серго POZIS».


Свой опыт исследования горожан исследовательница Макарова описала так:

— Делала заметки. Они касались всего. Старалась обойти и отсмотреть весь город, где находится промышленная зона, осматривала степень доступности промышленной зоны для жителей города. Это оказалась для некоторых городов проблемой. Осматривала наличие зелёной полосы между промышленной зоной и местом жительства людей. Посмотрела парки, скверы, заходила в кафе и рестораны. В общем, везде, где только можно, постаралась побывать в этих городах, чтобы ощутить контекст того, о чем говорили мне люди, которых я опрашивала, — рассказывала Макарова. 

Во время исследования подтвердилась гипотеза, что всё-таки главные силы развития города — это муниципальные власти и ведущие (градообразующие) предприятия.

— Соотношение этих двух сил в каждом городе своё. Это связано с отраслевыми возможностями городов. У всех у них они разные. От субъективных факторов это также зависит, то есть от желания и стремления этих акторов (местная администрация или предприятие) развивать свой город, — замечала Макарова.

«Татнефть» делает из Альметьевска оазис благополучия 

Наибольшее рвение в развитии своего города очевидно у «Татнефти» в Альметьевске: «Об этом говорят сами альметьевцы. Когда у них спрашиваешь, кто — ведущий актор развития в городе? Однозначный ответ — «Татнефть».

Далее альметьевцы перечисляют проекты, в которые вкладывается и которые спонсирует нефтекомпания — массовый спорт (бассейн «Мирас», спортивный комплекс «Нефтяник»), здравоохранение (модернизация филиала онкодиспансера), научно-познавательные центры («Альметрика», «Кванториум»), создание Высшей школы нефти и строитальство кампуса, осуществление креативных программ («Сказка о золотых яблоках», уличный театр, фестиваль «Каракуз»). Также альметьевцы видят заботу «Татнефти» для молодёжи, называя некоторые социальные программы, вплоть до внесения первого взноса по ипотеке.

Город - сказка, но не мечта: что думают челнинцы, альметьевцы, нижнекамцы и зеленодольцы о месте своего проживания

— Опрашиваемые часто говорили, что очень важно для них то, что сами руководители предприятия из Альметьевска, что они сами заинтересованы сделать из города оазис благополучия, — добавляет Макарова.

Жители Альметьевска взаимосвязь (совместную работу) между городскими властями и предприятиям определяют как эффективную. Респонденты указывают на благоустройство города (Каскад прудов, парк «Здоровье», индустриальный сквер со скейт-парком, строительство велодорожек). 

Главный фактор формирования и развития городской идентичности «альметьевцы» Макарова видит в том, что в городе грандиозно отмечается «День нефтянника», куда приглашаются популярные и топовые артисты и певцы, а весь город превращается в один сплошной праздник.

— Эти действия сказываются на развитие идентичности, на то, что молодёжь хочет сюда, в город, хочет оставаться и возвращаться. Например, вот что сказал мне молодой человек 20 лет на интервью, он сейчас учится в Казани: «Мы с моими друзьями обсуждали. Мы не против вернуться в город, если он также будет развиваться». Тем не менее, как бы человек часто не говорил о своей любви к этому месту, ничто не гарантирует, что он останется здесь жить, — говорит спикер.

Конкуренция за Нижнекамск 

Затем она перешла к описанию ситуации в Нижнекамске. В этом городе картина отличается от того, что наблюдается в Альметьевске, хотя и близкая ей.

Разница заключается в том, что город условно делят между собой два ведущих предприятия — «Нижнекамскнефтехим» и «Танеко». И если первое было изначально в городе, то второе сейчас стремительно наращивает свою значимость в глазах горожан.

— Мои респонденты отмечали негласную конкуренцию этих предприятий в деле развития города. «Татнефть» (то есть «Танеко») сделали свой парк. «Нижнекамскнефтехим» также сделали свой парк. Возможно, негласная такая конкуренция. Ну вот по крайней мере, если брать новогодние елки, то да, каждое предприятие пытается сделать что-нибудь интересное, — замечает Макарова.

Город - сказка, но не мечта: что думают челнинцы, альметьевцы, нижнекамцы и зеленодольцы о месте своего проживания

Она отмечает, что у обоих предприятий есть своя программа социальной поддержки молодых специалистов в решении жилищных вопросов.

— У меня были люди, которые мне говорили: «Ну теперь уж мы тут остаёмся, потому что мы взяли льготную ипотеку». И это как бы связывает людей с предприятиями, — рассказывала исследовательница.

Нижнекамцы также считают, что взаимодействие между местной администрацией города и ведущими предприятиями эффективное. Жители упоминают, что в городе развёрнуто строительство и реконструкция парков, дорог, что сам по себе город расширяется.

При этом, отмечает Макарова, нижнекамцы в момент её исследования, переживали смешанные чувства неопределенности касательно будущего города.

— Я разговаривала с людьми как раз тогда, когда в городе сменилось руководство — бывший руководитель Айдар Метшин ушёл в Госдуму. У горожан появился новый глава, на которого они реагировали: «Посмотрим, как будет при новом мэре». Также у всех на слуху было, что контроль над «Нижнекамскнефтехимом» перешёл к российской компании «Сибур», из-за чего жители города также рассуждали в духе, мол, посмотрим, как это скажется на них, — привела данные учёный.

У нижнекамцев, как впрочем и у альметьевцев, заметно формирует локальную городскую идентичность празднование Дня Химика. В этот день также в городе проводятся заметные, грандиозные, масштабные мероприятия.

Челны менее зависимы от «главного» предприятия 

Значительно отличающуюся картину с городской идентичностью Макарова обнаружила в Набержных Челнах.

Во-первых, чувствуется меньшая доля вовлеченности предприятия — «КАМАЗ», в процесс развития города.

— Автомобилестроение не даёт таких высоких доходов, как нефтедобыча и нефтехимия. Поэтому среди жителей Набережных Челнов о проектах развития города от «КАМАЗа» говорилось меньше. При этом респонденты все понимают, что всё равно завод вносит большой вклад в бюджет города. Они также говорили, что предприятие активно готовит специалистов по машиностроению. В городе есть филиалы казанских вузов, где подготовку студентов по инженерным специальностям «КАМАЗ» поддерживает, чтобы потом этих специалистов заполучить к себе на предприятие. Хотя респонденты отмечают, что у работников завода небольшие зарплаты, — говорит Макарова.

Город - сказка, но не мечта: что думают челнинцы, альметьевцы, нижнекамцы и зеленодольцы о месте своего проживания

Социальную поддержку со стороны предприятия челнинцы чувствуют, в качестве примеров они называют — обеспечение санаториями, лагерями, скидками в магазинах, в кинотеатрах, организации грантов и конкурсов для молодёжи.

— Респонденты говорят, что видят сотрудничество городских властей с предприятием в деле проведения крупных праздничных мероприятий. Но здесь брольше идёт речь о таких праздниках, как День Республики, городские елки, Сабантуй, День Цветов и так далее. Но вот о Дне Машиностроителя в городе никто не говорил. На этом в городе никто не акцентируется, — сообщила специалист.

Зеленодольск не чувствует поддержки местных заводов 

Отсутствие заметной роли предприятий в развитии города Макарова обнаружила в Зеленодольске. И этому есть своё объяснение.

— Здесь ведущие производства работают преимущественно по госзаказу. Управляющие компании стараются минимизировать свои расходы и интервьюерами отмечалось сокращение доли участия предприятий в городских программах. Но местные предприятия обязаны отвечать за каждую копейку. Но даже в такой ситуации предприятия стараются чем могут помочь городу и горожанам. В данном случае это по большей части какие-то одноразовые акции — поздравления на 1 сентября школьников, медалистов, ветеранов труда.

До последнего времени в городе строились дома для работников предприятий по льготным ценам. Об этом тоже интервьюеры говорили. Реализуется система дополнительных стипендий для студентов.

Зеленодольцы сетовали, что главный «выталкивающий» из города молодёжь фактор — закрытие филиалов казанских вузов. Студенты, которые живут в Зеленодольске, ездят каждый день в Казань на учёбу. В тоже время от предприятий есть система стипендий для студентов, которые готовы после учебы вернуться на предприятия города.

Город - сказка, но не мечта: что думают челнинцы, альметьевцы, нижнекамцы и зеленодольцы о месте своего проживания

Какую-либо заметную связь между местными властями и предприятиями зеленодольцы не видят. Администрацию горожане оценивают по всякому, хотя замечают, что в городскую команду управленцев «пришла молодёжь». По словам Макаровой, зеленодольцы главную силу развития своего города видят в республиканских властях.

Из этого можно сделать вывод — чем меньше средств у ведущего предприятия на развитие города выделяется, тем больше задействованы в его развитии республиканские власти.

— В Зеленодольске горожане мне как раз говори, что их город дотационный. Да-да, именно вот это мои информанты мне прям четко проговаривали, — делилась своими наблюдениями Макарова.

Говоря о вкладе республиканских властей в развитие, сами зеленодольцы называли проект «Парки и скверы», обновление набережных, реализацию программы «Наш двор», подчёркивая, что эти проекты есть не только в Казани, а в том числе и в их родном городе.

Среди зеленодольцев Макарова заметила одну особенность — горожане в качестве силы, участвующей в жизни города, несколько ограниченно, но тем не менее, называли местное бизнес-сообщество.

— Информанты сами не говорили, что местный бизнес — активный игрок развития города. Но когда у них спрашиваешь что-то конкретно, то люди вспоминают отдельные имена известных в городе бизнесменов, которые вносят свой вклад в развитие. Но респонденты понимают, что у предпринимателей доходы небольшие, соответственно и их вклад в развитие города небольшой. Кто-то из респондентов говорил, что бизнес привлекается в добровольно-принудительном порядке. Другие отмечали, что это реклама. Третьи, что не всегда нужно искать в активности бизнесменов прагматические цели. Отмечается, что предприниматели помогают конкретным людям, детям в сборе средств для их нужд, например какая-нибудь операция, — рассказывала Макарова.

Что ещё важно жителям 

Также в исследовании показывается, как жители четырёх городов видят своих «культурных акторов» и их значимость в развитии городов.

В Набережных Челнах очень много говорилось о культурных инициативах. Здесь сильно прослеживается влияние советского периода, когда в Челны, во время его строительства, съезжались работники культуры со всего Советского Союза. Они образовывали какие-то команды, которые создавали что-то новое, причем, принципиально отличное от Казани. В Набережных Челнах местных художников называют активной отдельной силой, за то, что они были задействованы в проектах по благоустройству парков и скверов.

В Альметьевске во многом другая ситуация. Здесь кретивщиков приглашали со всего мира. Здесь было участие крупных мировых и российских звёзд в городских мероприятиях. С одной стороны это в плюс. Потому что местные культурные деятели имели возможность чему-то у них поучиться. Но в Альметьевске не говорились о креативщиках как об отдельных акторах городских процессов.

Похожая ситуация в Нижнекамсске. Там тоже ориентируются на «приезд культуры» извне. «Снизу» особых акторов культурного развития не заметно. Местные деятели культуры не определяют лицо города.

В Зеленодольске есть своя культурная среда, которая тесно связана с Казанью. Здесь говорится о том, что в городе есть культурные акторы, они устраивают свои концерты и выставки по мере своих возможностей. Но им не хватает возможностей для развития. Один респондент 58 лет сообщил: «У нас как был 10 лет назад музей и галерея… так и спустя 10 лет… осталось — только музей и галерея». 

— В общем, развития в данной сфере нет, — сделала вывод Макарова. 

Город - сказка, но не мечта: что думают челнинцы, альметьевцы, нижнекамцы и зеленодольцы о месте своего проживания

Исследовательница затронула тему социально-политического активизма среди горожан этих городов.

— Респонденты затруднялись называть какие-то городские движения, конретные имена. Они больше говорили об акциях, связанных с конкретными проблемами. Например, в Зеленодольске упоминали расселение аварийного жилья, из-за которого некоторые горожане были вынуждены взять ипотеку. Однако из опрошенных никто не смог назвать главное действующее лицо движения или акции. Всё опрошенные уходили от ответов, говоря, что дальше эта тема их уже не касается. В тоже время горожане заметно оживлялись в вопросе по благоустройству дворов, парков и скверов. Тут люди задумывались и выражали готовность поучаствовать в благоустройстве прилегающих территорий, — заявила Макарова.

Всех респондентов попросили сформулировать кратки эпитеты касательно своих городов. Вот какие определения получились:

— Набережные Челны — «изменяющийся», «развивающийся», «промышленный», в котором «в целом можно реализоваться», «белый город». Сохраняется связь образа с «КАМАЗом». Среди критических эпитетов — «безликий», «город без исторического центра».

— Нижнекамск — «зеленый», «компактный», «пешеходный», «аккуратный», «молодой», «перспективный», «промышленный», «связанный с Нефтехимом». Среди отрицательных эпитетов — «подхрамывающий», то есть у города есть проблемы с экологией, потому что в городе всё-таки нефтехимия и проблемы экологические есть.

— Зеленодольск — «зеленый», спокойный», «комфортный, где всё в шаговой доступности». Отмечалось также, что в городе мало развлечений, перспектив для развития. Город ещё определяют как «непроявленный», потому что много сил в городе и его потенциал к себе оттягивает Казань.

— Альметьвск — «развивающийся», «обновленный», «интересный», «один из лучших для повседневной жизни и работы», а также — «сильнозависящий от крупного предприятия», «город, который который кормит нефть». Из минусов — отсутствие широты возможностей для получения образования, то есть в городе в основном вузы и учебные заведения, заточенные на нефтяную сферу.

— С одной стороны, у людей есть идентификация со своим городом. Они себя называют альметьевцами, зеленодольцами, нижнекамцами, челнинцами. Они любят свои города, испытывают чувства в отношении него. Но в тоже время могут заявить, что хотят уехать из города, — резюмировала исследовательница.    

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *