«России удастся пережить самую сильную рецессию с начала 1990-х годов»

Банк России признал кризис 2022 года одним из наиболее существенных вызовов для страны в новейшей истории. По прогнозу регулятора
Банк России признал кризис 2022 года одним из наиболее существенных вызовов для
страны в новейшей истории. По прогнозу регулятора, ситуация придет в равновесие
к середине следующего года. К этому времени сформируются новые экономические
связи. Обсудили с аналитиками о том, как государство приспособится к шокам.

К концу прогнозного горизонта экономика перейдет к новому равновесию. Кризис 2022 года — один из самых существенных вызовов, стоящих перед российской экономикой с 1990-х годов. Меры, принимаемые правительством России и Банком России, будут поддерживать структурную трансформацию экономики, переход к новым равновесным трендам, — сказано в докладе регулятора.

ЦБ ожидает, что большую часть «пути адаптации» Россия пройдет к середине 2023 года — к этому времени «сформируются новые экономические связи и рынки сбыта, появятся заделы для локализации производств». Темп прироста ВВП по итогам 2023-го будет находиться в диапазоне -3-0%, а в последнем квартале следующего года годовой прирост выпуска может составить 4,0-5,5%, темп прироста потребления домохозяйств — 4,5-6,0% в годовом выражении, а темп прироста валового накопления основного капитала — 10-12%. К 2024 году новое равновесие станет устойчивым, а прирост ВВП по итогам года составит 2,5-3,5%. 

Финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев заметил, что вместо прогнозов ЦБ РФ насчет роста ВВП на 3% до спецоперации сегодняшние прогнозы указывают на изменение ВВП России до 8-10% в 2022 году и еще до -3% в 2023 году. 

— Довольно оптимистично, с учетом того, что санкционное давление на Россию, скорее всего, будет продолжать расти. Поэтому стоит ориентироваться на минус 10-12%. 

«России удастся пережить самую сильную рецессию с начала 1990-х годов»

— Инфляция, по прогнозам, составит 18-23% в 2022 году, но при дефиците товаров цены будут определяться не только уровнем инфляции и курсом рубля, но и физической доступностью товаров, — сказал эксперт. 

Во II квартале Сагалаев прогнозирует сокращение экономики, несмотря на сильное восстановление рубля и рост цен на энергоносители, которые, безусловно, помогли смягчить удар, однако в начале мая ЕС выдвинул самые жесткие на сегодняшний день санкции, предложив в конечном итоге запрет на нефть и отключение крупнейшего российского кредитора от SWIFT.

— Поэтому этот год будет очень сложным для российской экономики. В 2022 году экономика погрузится в рецессию. Стремительный рост инфляции, ухудшение ситуации на рынке труда и более высокие процентные ставки по кредитам приведут к сокращению частных расходов домохозяйств, а отток иностранного капитала ослабит инвестиционную активность. Более того, экономическая изоляция снижает потенциал долгосрочного развития и роста, — считает собеседник.

При этом эксперт не сомневается, что стране удастся пережить самую сильную рецессию с начала 1990-х годов. Этому есть несколько причин. Во-первых, предпринятые правительством России и Центробанком шаги, в частности повышение процентных ставок до 20%, принуждение отечественных предприятий к переводу 80% своих зарубежных доходов в рубли, способствовали восстановлению курса валюты. Во-вторых, Россия продолжает экспортировать нефть и другие энергоносители в Индию, Китай и Европу, ежемесячно принося в экономику миллиарды долларов. И наконец, замораживание российского импорта и экспорта Западом привело к тому, что к осени ВВП России сократится на 10-15%. Однако доход из-за рекордных цен на энергоносители и спроса, наоборот, в апреле 2022 года увеличился. Рост цен на мировом рынке во многом компенсировал снижение объемов экспорта. Исходя из всего этого российской экономике конечно наносится ущерб, но не на том масштабном уровне, как могло бы быть.

Однако при ужесточении санкций против России и полной изоляции от рынков экспорта ее ВВП упадет на 18-25%, но такой вариант крайне маловероятен из-за значимости экспорта российского сырья и продуктов.

— Так же при негативном сценарии, согласно которому спецоперация на Украине будет продолжаться до 2023 года и введении новых санкций, воздействие на ВВП России будет более серьезным. Здесь мы можем увидеть падение на 7%, что ниже -3% в 2023 году при отсутствии конфликтов. Конечно, это не худший сценарий, но вполне вероятный в случае более затяжного конфликта, — уверен аналитик. 

А вот руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая считает сценарий, изложенный Центробанком, вероятным. Она напомнила, что остается очень высокая неопределенность как в сроках, когда российская экономика придет к новому равновесию, так и в состоянии этого равновесия (то есть глубине спада, в который мы начинаем входить, и в качественных изменениях в структуре экономики). 

«России удастся пережить самую сильную рецессию с начала 1990-х годов»

— В базовом сценарии Центробанка российская экономика упадет на 8-10% в этом году, при этом «дно» падения будет достигнуто в IV квартале, а затем начнет расти (хотя по итогам года из-за высокой базы I квартала 2022 года возможен спад на 0-3%). Но возможны и сценарии, при которых спад будет более растянутым во времени и продолжительным. Это зависит, с одной стороны, от скорости исчерпания запасов, с другой – от степени падения и восстановления экспорта и импорта, с третьей – от эффективности поддержки бизнеса и населения, — рассуждала Беленькая.

Она пояснила, что ЦБ понимает необходимость стимулирования производства в период кризиса и структурной трансформации — исходя из этого, он в ускоренном режиме перешел к снижению ключевой ставки (с 20 до 14%), и говорит, что «видит пространство для (дополнительного) снижения ключевой ставки в 2022 году». В сочетании с программами льготного кредитования это может оказать поддерживающее влияние на экономику, хотя банки могут проявлять осторожность в кредитовании в связи с высоким уровнем экономических рисков.

Эксперт напомнила, что Евросоюз традиционно был основным внешнеэкономическим партнером России. Теперь же все более понятно, потому что этот рынок резко сжался в плане импорта продукции и комплектующих в нашу страну и будет быстро сокращаться с точки зрения экспорта. 

— Потоки внешней торговли придется переориентировать на азиатские страны (Индия, Китай), Турцию, ЕАЭС, есть планы по Африке и Латинской Америке. Но пока нет официальной информации, по которой можно было бы увидеть успехи в этом направлении, — заметила Беленькая.

Она не исключила, что в случае ужесточения геополитической и санкционной ситуации давление на экономику, конечно, усилится. Однако в каком-то виде она все равно будет работать. А меры, предпринимаемые правительством и Центробанком, показывают, что они будут делать все, чтобы избежать коллапса.

«России удастся пережить самую сильную рецессию с начала 1990-х годов»

Начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин говорит, что у России нет иного выбора, кроме как перестроить свою экономику. Однако сейчас в фокусе именно процесс адаптации экономики к новым условиям, фактор инфляции в этот период вторичен и не будет ключевым для ЦБ РФ.

— Финансовая стабильность и будущий экономический рост в приоритете. Если бояться инфляции и проводить чрезмерно жесткую денежно-кредитную политику, удерживая сейчас ключевую ставку очень высокой, в будущем мы все равно получим высокую инфляцию, но уже со стороны ограниченного предложения. Поэтому сейчас важно одновременно стимулировать импорт и процесс импортозамещения, — обратил внимание Карпунин.

Просадку ВВП страны в диапазоне -3-0% аналитик называет вероятной, но допускает и чуть более сильную — до -4% в случае дальнейших внешних ограничений на российский экспорт. 

Карпунин убежден, что кредитно-денежная политика ЦБ поможет стабилизировать экономику и восстановить ее. Однако необходимо стремиться как можно быстрее опускать рыночные процентные ставки. Необходим более дешевый кредит для ускорения процесса перестройки бизнеса и замещения ушедших направлений.

— Что касается экспортных поставок сырья, то очевидно смещение фокуса на Азию и Ближний Восток. Что касается рисков продовольственного кризиса в ряде направлений, то поставки из РФ могут расти по направлению всех дружественных стран, — уверен собеседник. 

Сейчас уже сложно представить какое-то более серьезное ухудшение геополитической обстановки — огромный пул негативных факторов уже реализовался. В условиях высоких сырьевых цен российская экономика выглядит устойчиво, считает Карпунин. Эти высокие цены компенсируют снижение поставок и имеющийся дисконт, как, например, при продаже нефти Urals. При этом значимых долговых проблем, как у многих развитых стран, в РФ сейчас нет.

«России удастся пережить самую сильную рецессию с начала 1990-х годов»

— Ключевая проблема состоит в замещении импорта из недружественных стран. Ограничение предложения способно поддерживать относительно высокие темпы инфляции до тех пор, пока не выстроятся новые логистические цепочки и производства, — подчеркнул Карпунин.

Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох подтвердил, что российская экономика действительно сможет стабилизироваться в течение года, но при условии, если геополитическая ситуация не будет ухудшаться. Финансовые и товарные потоки будут перенаправлены из Европы в Азию, и объемы производства, торговли, потребления, инвестиций могут восстановиться. Денежно-кредитная политика будет постепенно смягчаться (вероятно, к концу 2022 года ключевая ставка будет ниже 10%), но будет оставаться недостаточно комфортной для реального сектора экономики.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *