Декларационная кампания: насколько «чисто» рассказали о доходах чиновники Татарстана

Редакция KazanFirst изучила сведения о доходах более 250 госслужащих из всех районов республики
Редакция KazanFirst изучила сведения о доходах более 250 госслужащих из всех
районов республики, чтобы выяснить, все ли из них отчитались в доходах по итогам
2021 года.

Ежегодная декларационная кампания, когда чиновники рассказывают о своих доходах, обычно привлекает много внимания. Считать чужие деньги, если вы не сотрудник налоговой или отдела экономической безопасности, вроде как не слишком прилично. Однако тут и считать не приходится. Все данные появляются на сайтах администраций городов, республик и районов. А тут уже есть что обсудить. У одного супруга заработала 150 млн рублей, хотя сам он едва «натрудился» на миллион. У другого — прибавилось участков на пару тысяч «квадратов», неожиданно «вырос» дом за границей или расширился автопарк иномарок.

Впрочем, особо пристально зачастую следят лишь за отчетностью глав районов, городов да депутатов. При этом есть весьма обширный пул остающихся в тени заместителей и помощников, которые занимают в администрациях ключевые роли. Редакция KazanFirst решила выяснить, насколько дисциплинированно эти «топ-менеджеры» от мира госслужбы рассказывают о своих капиталах. Впрочем, об их непосредственных руководителях тоже не забыли.

«Под микроскоп» попали представители всех 43 районов Татарстана, а также Челнов и Казани. Мы проверяли, опубликована ли на официальном сайте декларация главы территории, руководителя исполнительного комитета, а также их замов — в среднем 5-7 человек.

Декларация-2022: насколько «чисто» рассказали о доходах чиновники Татарстана

Стоит сразу оговориться, что согласно законодательству чиновники должны представить детализированный отчет за прошедший год не позднее 30 апреля следующего года. Через 14 дней часть данных (некоторые являются конфиденциальными) появляются на официальных сайтах. Собственно, если декларация не подана либо подана, но с грубыми нарушениями или не в срок, то госслужащему могут грозить санкции — вплоть до увольнения с утратой доверия.

«Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <…> находятся на официальном сайте того органа или той организации, в котором (которой) служащий (работник) замещает должность, и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи», — говорится в соответствующем Указе президента России Владимира Путина.

Однако отсутствие информации на сайте не может свидетельствовать о том, что тот или иной чиновник вовсе не подал декларацию в срок. Так что проведенное исследование скорее призвано показать, в каких районах ко всему процессу подошли дисциплинированно, а в каких — не слишком. А также проверить, насколько данная информация доступна для татарстанцев.

Результаты в целом оказались достаточно позитивными. В двух крупнейших городах Татарстана — Казань и Челны — «проколов» не нашлось. Да и не ожидалось — госаппарат что в столице республики, что в автограде находится под пристальным контролем.

Всего же в черный список попало девять районов и 20 чиновников. Антирекордсменом оказался Мензелинский район. Хотя в местных СМИ помощник главы района Марк Токарев буквально на днях говорил, что за 2021 год представили сведения о доходах 243 муниципальных служащих, на сайте на момент проведения исследования удалось найти лишь один документ, содержащий данные только по главе Айдару Салахову и его заму Наилю Хисамбееву. А вот данные по руководству исполкома района остались тайной для интересующихся жителей.

Декларация-2022: насколько «чисто» рассказали о доходах чиновники Татарстана

Тремя госслужащими без деклараций отметился Менделеевский район. В документе, где собрана отчетность по сотрудникам исполнительного комитета, отсутствует информация у заместителя по городскому хозяйству Сергея Метальникова. Также без декларации на сайте остались один из двух замов по социальной работе Екатерина Ямалеева и управляющий делами исполкома Миляуша Хусаенова.

Информацию по двум госслужащим не удалось найти в Кайбицком районе. Это первый заместитель руководителя исполкома Эльвира Загидуллина и зам по строительству и ЖКХ Фирдус Ахметов.

Еще два заместителя без деклараций в общем доступе нашлись в Апастовском районе — Булат Ахметзянов (зам по территориальному развитию) и Луиза Сафина (социальные вопросы).

Заместители руководителя исполкома Агрызского района Ольга Баженова и замглавы исполкома города Агрыз Руслан Валеев так же попали в список «А где ваши декларации, господа чиновники?». Собственно, здесь «нарушителей» могло бы быть и больше. Например, отчета руководителя исполнительного комитета Агрыза Рафаэля Ниязова тоже найти не удалось. Но назначен на должность он был только в январе 2022 года. И, по идее, тогда же должен был предоставить данные об имуществе и доходах за прошлый год, иначе просто не был бы трудоустроен. Аналогичная ситуация с и.о. заместителя руководителя исполкома района Рамилем Фатыховым — на должность он был назначен только в марте 2022-го.

Еще один такой назначенец был выявлен в Пестречинском районе. Первый замруководителя исполкома района Альберт Сабитов пришел на госслужбу в феврале 2022 года. Но в документе, где собрана информация по его коллегам с аналогичными должностями, информации по его доходам не обнаружено.

Декларация-2022: насколько «чисто» рассказали о доходах чиновники Татарстана

В Алькеевском районе без информации по доходам в общем доступе осталась и.о. зама по соцвопросам Дарья Халилова. В Бавлинском районе без данных по результатам декларационной кампании — исполняющий обязанности заместителя руководителя исполкома района Ринат Сафиуллин. Последний представитель «зала славы» не опубликовавших данные о доходах чиновников нашелся в Алексеевском районе — замруководителя исполкома Руслан Язынин. Ранее он занимал пост председателя Палаты земельных и имущественных отношений (ПИЗО), а замом стал только в декабре 2021 года. Однако и в отчетности ПИЗО его декларации найти не удалось.

Какие выводы можно сделать по результатам «ревизорро» деклараций чиновников? С одной стороны, подавляющее число всех отчетов есть в открытом доступе и легко может быть найдено жителями. Главы районов и исполкомов подходят к подобным процессам ответственно, вероятно, понимая, что последствия могут привести не только к дисциплинарному наказанию, но и нанести определенный урон репутации чиновника.

Однако госслужащие, занимающие посты на ступеньку пониже, несмотря на очевидную значимость своих должностей, редко являются предметом пристального внимания СМИ или жителей. И в результате менее дисциплинированно относятся и к своей имущественной отчетности (по крайней мере, в публичной ее части). Примерно в каждом пятом районе Татарстана находится «топовый» госслужащий, чьи данные не удалось найти в отчетных документах. И хотя общее число таких «нарушителей» в общей массе не слишком велико, руководящий пост предполагает не только большую силу, но и большую ответственность.


Читайте также: Рустам Минниханов о коррупционерах в Татарстане: Гнать надо таких людей


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *