«Большинство россиян так или иначе поддерживают спецоперацию на Украине, но не готовы взять автомат и пойти в бой»

Участники экспертного клуба «Волга» сошлись во мнении
Участники экспертного клуба «Волга» сошлись во мнении, что антироссийская
кампания нацелена на разрушение всех традиционных ценностей, заложенных в каждом
нашем соотечественнике. Опасность может таиться в том, что у нас нет
национальной идеи или государственной идеологии, зато есть особенность
объединяться перед лицом опасности.

В Конституции России четко сказано, что никакая идеология не может быть государственной или обязательной. Но, несмотря на это, у россиян есть некие общие национальные ценности и система глубинных внутренних убеждений. Сформулировать или даже в полной мере осознать эти ценности весьма сложно, но именно они могут стать объединяющей национальной идеей для россиян в сложных условиях. К таким выводам пришли участники экспертного клуба «Волга» во время очередного заседания в столице Татарстана.

Как напомнил политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов, два года назад эксперты обсуждали ровно такую же тему, но обсуждение проходило в совершенно ином контексте.

«Большинство россиян так или иначе поддерживают спецоперацию на Украине, но не готовы взять автомат и пойти в бой»

Тогда под «новыми условиями, которые влияют на систему национальных ценностей» подразумевали поправки в Конституцию и одной из главных угроз было проникновение соцсетей в нашу жизнь.

Традиционные ценности стали «скучным бубнением»

Политолог, публицист, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов отметил, что сейчас для большей части общества понятия «общество», «ценности», «традиционные ценности» стали неким фоном и скучным бубнением со стороны чиновников. В обществе складывалось мнение, что об этом заходит речь, когда чиновники хотят что-то запретить.

– Никто не понимает, что это значит конкретно для него. Когда уже происходят прямые атаки на эти конкретные ценности, то появлялось понимание. Например, когда пытаются навязать 89 гендеров или запрещают традиционные религиозные символы, – добавил Асафов.

Он упомянул такое понятие, как cansel culture (с англ. «культура отмены». — Ред.), которая показывает, что давление идет не на президента России Владимира Путина или правительство страны, а на все наши ценности.

«Большинство россиян так или иначе поддерживают спецоперацию на Украине, но не готовы взять автомат и пойти в бой»

– Прошу простить за тавтологию, но ценность ценностей в обществе возрастает колоссально. Нам брошен вызов, вызов нашему существованию, а не только тем ценностям, в которых мы живем, – добавил эксперт. – До людей начинает доходить, что имели в виду люди в строгих костюмах, когда говорили о ценностях.

Политолог, директор по политическому анализу института социального маркетинга ИНСОМАР Виктор Потуремский отметил, что для него в этом контексте ближе некое синтетическое, составное понятие, которое включает в себя, во-первых, ценности, нормы и культуру, а во-вторых, идентичность.

– Я считаю, что это понятие гораздо точнее позволяет описывать, что происходит в стране, – сказал спикер.

По его словам, 2020 год с пандемией и коронавирусом нанес большой удар по идентичности всех людей. Ранее все ходили на работу, общались с людьми, выполняли разные социальные роли: работников, членов семьи, друзей, покупателей и так далее. А в марте 2020 года им велели отказаться от большинства социальных ролей и сидеть дома.

– Нам нужно учитывать этот удар по идентичности. Этот удар испытали все, от него пострадали все. Сейчас мы имеем следующее. Идентичностей множество всегда: отец, сын, житель города и т.д., причем они носят зонтичный характер и актуализируются, – рассказал Потуремский. – Сейчас у людей есть социальный опыт в этой связи. У нас идет самоопределение как россиянин, идет минимизация национальных конфликтов. У нас как никогда идет осознание себя как единого народа. Есть понимание, что идет атака на нас как на граждан страны, и атакуется не государство, а вообще все граждане страны.

Победа или выигрыш

Потуремский подчеркнул, что ценности для людей остаются стабильными на протяжении десятилетий. Это такие основополагающие категории, как семья, здоровье, работа, свобода, ответственность, справедливость. Но меняются приоритеты и способы проживания, меняется понятие угрозы для идентичности.

– Мы очень часто слышим об «отмене» России, но мне ближе понятие «социальная паника», – сказал он.

«Большинство россиян так или иначе поддерживают спецоперацию на Украине, но не готовы взять автомат и пойти в бой»

Спикер описал механизм, как это делается: мы выбираем маргинала, который несет угрозу нашим ценностям, искусственно возгоняем в СМИ эту угрозу, а потом начинаем жить в условиях, когда эта угроза несет реальный характер. Причем, согласно историческому опыту, только после того, как общество внимательно приглядывалось к неформалам, они криминализировались.

– Примерно такие же эффекты наблюдаются сейчас, и сейчас культурой отмены мы называем то, что уже было раньше, – добавил Потуремский.

– А маргинал – это кто? – спросил его Асафов.

– «Исчадие ада» – этим термином пользовались.

– То есть сейчас должна начаться поножовщина?

– С академической точки зрения есть размежевание идентичностей. Пока я скорее фиксирую низкую сбываемость прогнозов на то, как российское общество реагирует на внешнее давление, – ответил коллеге Потуремский.

«Большинство россиян так или иначе поддерживают спецоперацию на Украине, но не готовы взять автомат и пойти в бой»

Академик Национальной академии социальных технологий, член правления Российской Ассоциации политических консультантов Алексей Куртов согласился с предыдущим спикером, что ценности долгое время не меняются, но может измениться их вектор или величина.

В качестве демонстрации абсолютно разных позиций в отношении мира он привел две интерпретации цитаты Иисуса: «Кто не с нами, тот против нас» или «Кто не против нас, тот с нами».

– Эта дихотомия очень сильно выросла в нынешних условиях, – отметил Куртов. – У нас в обществе есть две политические культуры, которые закладывают ценности: победа или выигрыш, – добавил эксперт.

По его описанию, победа – значит, уничтожить врага и его ресурсы. Выигрыш – это война по правилам, но не на победу, а на то, что противник становится слабее. Причем если вы побеждаете, то больше вам не с кем соперничать, тогда субъект расслабляется, начинает отставать и вскоре уже не в состоянии никому противостоять. Философия выигрыша значит, что нужно быть состоятельным, чтобы выиграть еще и завтра.

«Большинство россиян так или иначе поддерживают спецоперацию на Украине, но не готовы взять автомат и пойти в бой»

Куртов обратил внимание, что большинство россиян так или иначе поддерживают СВО, но не готовы взять автомат и пойти в бой. Таким образом, люди не отвечают за свои слова, а жизнь превращается в компьютерную игру, когда мы можем пострелять и выключить, ни за что не отвечая.

Национальная идея не может быть рождена в кабинетах

Здесь Куртов провел границу между национальной идеей и пропагандой. Национальную идею он сравнил с философией фирмы, где может смениться руководство, но компания продолжит идти прежним курсом. Пропаганда же стремится убедить людей согласиться с нужной идеей, отвернуться и продолжить заниматься своими делами.

Асафов в свою очередь отметил, что речь здесь скорее идет о растерянности людей и в такой ситуации им нужна помощь. У многих людей сейчас есть некая ностальгия по временам, когда была четкая идеология и вроде как было лучше.

– Но социология наглядно показывает, что она (идеология) есть, – указал спикер. – Нам нужно найти идею в рамках, найти слова, чтобы создать национальную идею и государственную идеологию.

– Национальная идея не может быть рождена в кабинетах. Она должна вырасти среди масс, – ответил Куртов. – Если на вопрос о национальной идее люди на улицах отвечают «не знаю», значит, идеологии нет.

Депутат Госсовета от «Единой России», профессор кафедры уголовного права и процесса Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова Игорь Бикеев, взяв слово, напомнил, что в поправках в Конституцию сформулированы основные идеологические принципы.

«Большинство россиян так или иначе поддерживают спецоперацию на Украине, но не готовы взять автомат и пойти в бой»

– Наши «партнеры» посягают на некоторые наши ценности: достоинство, патриотизм, справедливость, взаимоуважение, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы. Тут к людям возникает вопрос: ты со своей страной или нет? Ты разделяешь общие ценности или нет? И большинство россиян их разделяет, – отметил Бикеев.

Вице-президент Федерации синхронного плавания России Ольга Павлова отметила, что она одна из тех людей в костюмах, кто «бубнил про ценности».

– Сейчас мы видим консолидацию общества. Россия проходила через серьезные испытания, и сейчас мы проходим через одно из них, – отметила экс-депутат Госдумы. – Сейчас национальной идеей является патриотизм – президент России Владимир Путин заявил, что это основная идея, вокруг которой должны строиться остальные. Поправки, касающиеся патриотизма, памяти о Великой Отечественной войне, у гражданского общества вызвали не меньший интерес и поддержку, чем социальный блок.

Образ будущего

Спикеры также согласились с тем, что у России большой потенциал культурного многообразия. В стране живет множество народов, которые владеют огромным количеством языков, и у людей высокая потребность в сохранении своей культуры и самобытности.

Гендиректор ТРК «Новый Век» депутат Госсовета РТ Ильшат Аминов высказался в духе, что некоторое время назад мы сами начали размывать наши национальные ценности, когда слово «федерализм» было ругательством, а попытки сохранения национальных языков столкнулись с проблемами.

– Национальная ценность – это не только патриотизм, но и любовь к малой родине. Базовое ценностное слово «россияне» мы тоже начали забывать. Сейчас пришел возврат к базовым ценностям. Вопрос – не вернется ли все к обратному пути – унификации, – высказался Аминов.

«Большинство россиян так или иначе поддерживают спецоперацию на Украине, но не готовы взять автомат и пойти в бой»

– Проблемы межнационального, межконфессионального мира у нас нет. Наша особенность в том, что перед лицом опасности мы сплачиваемся. Слово «федерализм» сейчас не актуально, мы только вместе дойдем до победы, – убежден Асафов.

Потуремский отметил, что сейчас происходит цивилизационный слом и идет соревнование двух систем.

– Первая – «национальная идея не рождается в кабинете». Вторая – национальная идея создается по заказу – те же 89 гендеров и прочее, когда мы видим, как нарушаются границы детства, гендеров, социальных ролей. С точки зрения социологии я бы ставил в этом соревновании на традиционные формы, потому что они имеют базовые категории, «зашитые» в основу человека, – уверен Потуремский.

Он рассказал, что вместе с коллегами пытался найти некие базовые вещи для образа будущего.

– Сейчас у всех с этим проблемы. Ключевые направления, которые признаются большинством россиян: сильная экономика, научно-технический прогресс, качественное здравоохранение и образование, ответственная и эффективная власть, комфортная среда проживания, мир, стабильность, безопасность, моральные ценности, культура и искусство, справедливость, правосудие и равенство перед законом, свобода передвижения, слова, материальное благополучие, – перечислил спикер, отметив, что в более молодых социальных группах больший приоритет отдается материальному благополучию.

«Большинство россиян так или иначе поддерживают спецоперацию на Украине, но не готовы взять автомат и пойти в бой»

– Самое страшное для любой нации – почувствовать себя жертвой. Когда мы начинаем закладывать жертвенность и из него строить свое будущее, то мы проиграем, – заключил Куртов. – Единственная нация, которая смогла использовать жертвенность как преимущество, – это евреи. Больше такое ни у кого не получится.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *