«Новые участники рынка и многомиллиардные инвестиции»: зачем Татарстану бондовая зона

Импортный товар на бондовом складе не будет облагаться таможенными пошлинами и налогами до момента приобретения конечным покупателем. Опрошенные KazanFirst эксперты предполагают
Импортный товар на бондовом складе не будет облагаться таможенными пошлинами и
налогами до момента приобретения конечным покупателем. Опрошенные KazanFirst
эксперты предполагают, что создание подобной зоны откроет предпринимателям новые
возможности для роста, а потребителям ускорит доставку и удешевит товары.

Президент Татарстана Рустам Минниханов встретился с гендиректором АО «Почта России» Максимом Акимовым. В ходе переговоров они затронули вопрос реализации подписанного в августе 2020 года соглашения о создании первого в России бондового склада с упрощенным таможенным регулированием на базе логистического центра «Почты России», расположенного в международном аэропорту «Казань». 

Чтобы реализовать это соглашение, необходимо было внести изменения в таможенное регулирование ЕАЭС. Ранее министерство юстиции России предлагало вносить изменения об эксперименте в  Таможенный кодекс Евразийского союза. Но их утверждение заняло бы много времени, поэтому правительство страны приняло решение внести изменения в 289-ФЗ РФ о таможенном регулировании и добавить возможность устанавливать на территории России экспериментальные режимы. Сейчас эти изменения приняли в первом чтении. Следующим шагом должны стать подзаконные нормативные акты, которые и определят схему работы бондовых складов. 

Бондовый склад — это особая таможенная зона, где хранится и распределяется товар, продаваемый на маркетплейсах. Особенность бондовых складов в том, что на них можно хранить товары, которые не будут облагаться таможенными платежами и налогами до момента, пока их не купят в России. Условия зоны оптимизируют цепочку доставки товара до его конечного потребителя и упрощают его возврат за границу.

Согласно текущему проекту Постановления Правительства, с 1 апреля 2023 года по 1 апреля 2024 года планируется проведение эксперимента с бондовыми складами. 

— Почта России готова начать эксперимент в установленные сроки. Мы выбрали Татарстан как одну из локаций для бондового склада, так как регион является одним из основных транспортных узлов в логистике Поволжья и всей России. Здесь пересекаются несколько ключевых магистралей, в том числе и Транссиб. Это важно для развития нашего направления мультимодальных контейнерных перевозок. Также, в аэропорту Казани уже работает наш логистический центр. У нас уже есть позитивный опыт работы с руководством Татарстана, мы видим и ценим его поддержку, — сообщили в пресс-службе «Почты России».

По их оценкам, такая схема позволит в разы сократить сроки доставки самых популярных импортных товаров в Россию – от 2-4 недель до 1-4 суток по всей стране.

«Новые участники рынка и многомиллиардные инвестиции»: зачем Татарстану бондовая зона

По мнению Рустама Минниханова, появление бондового склада в Татарстане позволит повысить конкурентоспособность отечественных производителей и продавцов товаров, станет стимулом развития торговли как на российском, так и на международном рынке, а также создаст новую среду для взаимодействия потребителей и производителей.

Вместе с гендиректором «Почты России» логистический центр рядом с международным аэропортом «Казань», где планируется открытие пилотного бондового склада, осмотрел бизнес-омбудсмен — помощник президента Фарид Абдулганиев. Он рассказал, что реализация этого проекта привлечет новых участников рынка и многомиллиардные инвестиции в региональный хаб интернет-торговли на территории республики, что даст конкурентное преимущество татарстанским производителям и продавцам, а также создаст тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. 

— Мы надеемся, что уже вскоре в Татарстане совместно с «Почтой России» будет создан один из первых в России бондовых складов. Для этого мы за два года, которые прошли с момента подписания соглашения с «Почтой России», провели большой объем подготовительной работы: в Татарстане создана разветвленная логистическая инфраструктура; мы стали лидером рынка интернет-торговли в ПФО как по количеству селлеров, так и по объемам продаж; у нас оптимальное географическое расположение; имеется мощная поддержка со стороны республиканских органов власти, — сказал Абдулганиев. 

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предположил, что республика была выбрана как один из ведущих регионов для пилотного проекта, а также потому, что большое количество жителей республики заказывают товары через зарубежные интернет-магазины и услуги такого склада могут быть востребованы в регионе.  

— Появление такого склада в республике привлечет внимание к ней, но на приток инвестиций в целом не повлияет — для этого должны быть созданы привлекательные условия в других отраслях, а инвесторам – предложены различные проекты, — поделился своим мнением эксперт.

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов напомнил, что инициативу создания бондовой зоны на территории республики Рустам Минниханов выдвинул еще два года назад. Он заметил, что особенность бондовой зоны, где таможенные пошлины и налоги не уплачиваются до момента приобретения товара конечным покупателем, значительно облегчает интернет-торговлю.

«Новые участники рынка и многомиллиардные инвестиции»: зачем Татарстану бондовая зона

— Насколько я понимаю, два года Минниханов предлагал этот проект для стимулирования торговых оборотов в условиях пандемийного кризиса. Сейчас этот проект может стать привлекательным на фоне западных санкций и реализации программы параллельного импорта, закон о котором только что подписан Путиным. Этот проект действительно может стать большим подспорьем для роста товарооборота, — сказал парламентарий.

В то же время реализацию этого проекта политик предлагает рассматривать в рамках стратегического курса руководства Татарстана, прежде всего Минниханова, направленного на превращение республики в крупный логистический центр в масштабах не только России, но и Евразии. Уже несколько лет в Татарстане активно создаются крупные оптовые склады и логистические центры, в том числе в рамках интернет-торговли. Под эти цели подвязывается развитие транспортных коммуникаций, например, М-12.

— И сейчас мы видим, насколько комплексно реализуется данная стратегия, причем в тесном взаимодействии с федеральным центром, так как подобная стратегия, очевидно, в интересах всей России, — заметил Атласов. 

Он также обратил внимание на то, что проект создания бондовой зоны может стать инструментом активизации трансграничной торговли и это поможет России снизить санкционное давление. 

«Новые участники рынка и многомиллиардные инвестиции»: зачем Татарстану бондовая зона

По мнению депутата Госсовета от ЛДПР Эдуарда Шарафиева, создание в Казани бондовой зоны полезно для экономики республики, которая становится крупным российским хабом для перевалки товаров.

— Но, я думаю, реализовать эту идею будет очень трудно, потому что в бондовой зоне предусмотрен особый таможенный режим. Таможенные платежи поступают в федеральный бюджет — это важная часть доходов. И я не уверен, что федералы согласятся на такой вариант, потому что он предполагает дополнительные механизмы администрирования таких платежей, они будут идти не автоматически, а с задержкой, — сказал Шарафиев.

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев оценил создание бондовой зоны в Татарстане как ожидаемый и нужный проект.

— Это позволит в перспективе и предпринимателям дать новые возможности роста, и потребителям ускорит доставку и удешевит какие-то товары. Важно, чтобы при этом процесс не был излишне забюрократизирован и к нему мог бы беспрепятственно присоединиться самый разный бизнес, — подчеркнул Михеев.

А в том, что обойдется без лишней бюрократии, политик сомневается, ведь уже на этапе подготовки проекта есть некоторое промедление, связанное с тем, что все страны ЕАЭС должны юридически проработать вопрос, имплементировать правовые нормы, закрепляющие понятие бондовых зон. А поскольку это пилотный проект, то в ходе его реализации будут возникать все новые детали, которые потребуют правового регулирования. 

— Если на каждом таком этапе мы будем «спотыкаться» о необходимость внедрения норм всеми странами ЕАЭС, проект получится слишком неповоротливым, — выразил свое опасение эксперт.

Татарстан он считает самой подходящей площадкой для апробации бондовых складов — у республики выгодное географическое положение, растущая экономика, строится трасса М-12.

— Если не поглотит бюрократия, проект будет жить, — резюмировал Михеев.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: