Математиков и физиков сильно не хватает, зато психологов и логопедов выпускается в пять раз больше требуемого: как Татарстан обеспечивает себя педагогами

Несмотря на официальные данные правительства республики
Несмотря на официальные данные правительства республики, что образовательные
учреждения укомплектованы кадрами на 99 процентов, есть несколько жирных «но».

Низкие зарплаты, колоссальная нагрузка, недоверительное отношение со стороны коллектива и родителей, а также отсутствие жилья — это далеко не полный список проблем, сопровождающих жизнь молодых учителей в Татарстане. И даже несмотря на это, профессия педагога остается одной из наиболее популярных среди абитуриентов. В Казанском педагогическом колледже члены Комитета по образованию, культуре и национальным вопросам при Госсовете республики обсуждали, как облегчить трудности новоиспеченных специалистов и найти баланс в обеспечении кадрами огромной системы образования Татарстана.

Неутешительная статистика прижившихся в профессии

В этом году, по данным Минобрнауки РТ, высшие и среднепрофессиональные учебные заведения Татарстана выпустили около 4 тысяч квалифицированных педагогических специалистов, что в принципе покрывает имеющиеся потребности системы (половина из них – выпускники КФУ. – Ред.). Но мало обучиться, важно еще и закрепиться в профессии, трудоустроиться. А это, пожалуй, даже труднее, чем получить образование, потому что к молодым специалистам отношение в наших образовательных организациях оставляет желать лучшего, отметила директор педагогического колледжа Анфиса Залялова.

Математиков и физиков сильно не хватает, зато психологов и логопедов выпускается в пять раз больше требуемого: Как Татарстан обеспечивается педагогами

— Появилась новая проблема – отсутствие уважения к молодому специалисту, недоверие как со стороны коллектива, так и со стороны родителей. Родители действительно неадекватно относятся к молодому специалисту. Конечно, там, где руководитель школы сильный и работает с родительским сообществом, такого нет, но чаще всего этот момент имеет место, — добавила она.

Руководитель педагогического колледжа посетовала на то, что часто высокий прессинг со стороны окружающих отбивает желание работать в образовательной сфере даже у самых мотивированных выпускников. Косвенно этот факт подтверждает и информация заместителя министра образования и науки республики Андрея Поминова о том, что в прошлом году в систему пришли более 900 педагогов, за этот же период уволились 240 молодых учителей.

Вдобавок к этому большое напряжение для начинающих педагогов создают множество требований по ведению документации и отчетности, при том, что институт наставничества в школах практически не развит. Об этом в своем выступлении упомянула и директор многопрофильного лицея №187 Гульнара Галеева. По ее словам, огромное количество ненужных отчетов – это то, что отпугивает молодых от выбора профессии учителя.

— Я много общалась с коллегами и изучила просторы интернета. Выражаю общий пессимистический настрой педагогической общественности: опять увеличится количество планов и отчетов. Сначала как собираемся проводить этот чудесный год, а затем — как проводим, — поделилась она.

Математиков и физиков сильно не хватает, зато психологов и логопедов выпускается в пять раз больше требуемого: Как Татарстан обеспечивается педагогами

Другой не менее значимый, по мнению Заляловой, фактор, который не позволяет молодым педагогам закрепиться в сфере образования, – отсутствие жилья. По ее словам, в Татарстан приезжает немало абитуриентов из других районов и регионов, и многие из них остались бы работать в городе, где строится много школ и детских садов.

— Но места жительства нет. Они начинают снимать квартиры, при том, что получают по 17 тысяч… Они мыкаются и в конце концов отправляются домой, где не всегда есть место работы. Раньше у нас в городе было общежитие для молодых специалистов, которое снимало эту проблему, — напомнила спикер.

Депутаты обещали помочь поднять зарплату, но не знают как

Залялова и другие участники заседания акцентировали внимание парламентариев на множестве проблемных моментов из жизни учителей, но главным из них каждый называл, конечно же, низкую оплату труда.

По данным министерства образования и науки Татарстана, средняя зарплата педагогов в школах республики на I квартал текущего года превысила 41 тысячу рублей. Воспитатели, по официальной статистике, получают по 35 тысяч, а педагоги из организаций дополнительного образования — по 40 тысяч рублей ежемесячно.

А вот от самих специалистов, трудящихся непосредственно в школах, информация звучит не такая уж и позитивная.

— Зарплата молодого специалиста при нагрузке 18 часов (это педагогическая ставка) составляет 14 тысяч 595 рублей (зарплата начинающего учителя, который работает на ставку после окончания учреждения среднего профессионального образования, еще меньше и составляет чуть менее 16 тысяч рублей. – Ред.). Плюс материальная помощь в 1 111 рублей ежемесячно в течение первых трех лет работы. А если оба супруга работают в школе?! — вопрошала Галеева. — У нас таких примеров два! «…» Чтобы учитель получал более-менее достойную зарплату, ему приходится брать больше часов, дополнительную нагрузку. «…» Необходимо на общегосударственном уровне пересмотреть инструменты повышения труда и поддержки педагогов и не бояться платить достойную заработную плату людям, которые формируют будущее страны и будущее общества.

Математиков и физиков сильно не хватает, зато психологов и логопедов выпускается в пять раз больше требуемого: Как Татарстан обеспечивается педагогами

Директор школы подчеркнула, что раньше большим подспорьем для молодых специалистов была грантовая поддержка «Наш новый учитель» с надбавкой к зарплате до 10 тысяч рублей в течение первых трех лет работы. Благодаря этому каждый год в работу привлекалось около 200 педагогов. Но в 2020 году субсидию отменили. К радости всех заседающих, замминистра Поминов сообщил, что в ближайшем будущем выплату могут восстановить, этот вопрос уже прорабатывается властями.

Эмоциональные высказывания спикеров не оставили равнодушными и чиновников.

— Ну предложите, в какой форме мы можем помочь этой отрасли? Как это сделать? Я на самом деле готов включиться. Это один из самых важнейших вопросов существования нашего Комитета. Если мы внесем какую-то помощь, это уже будет выше крыши, — отозвался директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.

Учителями становятся потому, что «мама сказала»

Чтобы привлекать в профессию лучших выпускников школ, с 1 сентября в муниципалитетах откроются классы педагогического профиля.

— В этих целях планируем использовать научно-методический потенциал педвузов и педколледжей, закрепив их за муниципалитетами. Выпускники педагогических классов должны стать основными претендентами на целевое обучение по профилю, — сообщил Поминов.

Меры, направленные на осознанный выбор профессии среди школьников, не будут лишними, так как, по словам Заляловой, существует проблема полного отсутствия отбора абитуриентов в педагогический колледж, поэтому получается, что часто учителями становятся те, кто совершенно не обладает педагогическими навыками или не желает развиваться в этой сфере.

— У нас большой конкурс, но, к сожалению, это не решает проблему, потому что мы принимаем без экзаменов. В положениях о правилах приема в СПО нет никаких испытаний и тестирований. Мы не знаем, смотивирован ли человек на профессию, является ли он профпригодным, а есть несколько показателей, которые нужно точно определить в человеке, и с психологической точки зрения, и даже речевой. А у нас такой возможности нет, — посетовала Залялова.

Руководитель педколледжа подчеркнула, что они уже неоднократно обращались с этой проблемой в Федеральное министерство просвещения, но пока продвижения по вопросу нет.

Математиков и физиков сильно не хватает, зато психологов и логопедов выпускается в пять раз больше требуемого: Как Татарстан обеспечивается педагогами

— Процент немотивированных студентов огромный – около 35-40. Пришли потому, что образовательная организация хорошая, мама сказала, папа сказал. Мы с ними, конечно, работаем. Формируем их личностные, лидерские качества, но насколько человек останется в профессии? — вопрошала Залялова.

Поправок, по словам спикера, требует еще один момент в законодательстве. Студентам 4-го курса в условиях дуального обучения нужно разрешить совмещать работу с обучением. Государству это поможет разрешить проблему нехватки кадров, а молодым специалистам даст больше возможностей закрепиться на месте работы по профессии.

Педагогов в республике то густо, то пусто

Несмотря на то, что на конец прошлого учебного года укомплектованность татарстанских школ, по заверениям Поминова, составила 99,6%, в республике ощущается острая нехватка учителей по некоторым дисциплинам. Все дело в неправильном прогнозировании кадровой потребности, объяснил замминистра. Эти сведения формируются в перспективе на семь лет с учетом реструктуризации школ, демографической ситуации, естественной убыли работников в связи с выходом на пенсию. Но далеко не везде учитываются все эти факторы, отсюда и проблемы.

— Например, Высокогорский район в 2017 году предоставил прогнозные сведения на 2021 год только на трех человек. А в 2020 году изменил на 30 педагогов. Лаишевский район в эти же сроки предоставил прогнозные сведения на четырех учителей, а в прошлом году скорректировал их до 23 человек. И такая ситуация по большинству районов, — посетовал заместитель руководителя ведомства.

В итоге на сегодня анализ показывает, что фактическая потребность на начало учебного года в течение последних лет составляет порядка 1 800 человек. Наибольшее количество вакансий имеется по таким предметам, как русский язык, математика, физика, химия и биология, а также начальные классы.

Определенную проблему создает и несоответствие структуры выпуска структуре потребности.

— Учителей начальных классов выпускается на 20% меньше требуемого, воспитателей – меньше на 35%, математиков – на 50%. При этом психологов и логопедов – в пять раз больше, чем требуется системе образования республики! — доложил Поминов.

В некоторой степени пробелы удается восполнить за счет программ целевого обучения учителей. Но и здесь все не так гладко. В прошлом году на выделенные для КФУ 338 целевых мест по педагогическим направлениям поступило лишь 80 выпускников, сообщил и.о. ректора вуза Дмитрий Таюрский.

Математиков и физиков сильно не хватает, зато психологов и логопедов выпускается в пять раз больше требуемого: Как Татарстан обеспечивается педагогами

– Студенты отказываются [от целевого обучения], потому что если он в какой-то момент решил прервать обучение и перейти на другое направление подготовки, то вынужден через суд вернуть в бюджет все средства, которые были затрачены на его обучение. Поэтому здесь предстоит серьезная работа органов власти, школ с тем, чтобы тот заказ был выполнен до конца. «…» Надеемся, в этом году ситуация выправится, но честно говоря, я не настолько оптимистичен, — высказал мнение Таюрский.

Заседание Комитета затянулось на несколько часов. Одним из предложений, резюмирующих обстоятельную беседу, можно считать инициативу Гульнары Галеевой – создать рабочую группу при комиссии по образованию для решения озвученных проблем.

— Ведь при грамотном подходе решений можно найти несколько. А иногда их подсказывает сама жизнь, — резюмировала Галеева.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *