учреждения укомплектованы кадрами на 99 процентов, есть несколько жирных «но».
Низкие зарплаты, колоссальная нагрузка, недоверительное отношение со стороны коллектива и родителей, а также отсутствие жилья — это далеко не полный список проблем, сопровождающих жизнь молодых учителей в Татарстане. И даже несмотря на это, профессия педагога остается одной из наиболее популярных среди абитуриентов. В Казанском педагогическом колледже члены Комитета по образованию, культуре и национальным вопросам при Госсовете республики обсуждали, как облегчить трудности новоиспеченных специалистов и найти баланс в обеспечении кадрами огромной системы образования Татарстана.
Неутешительная статистика прижившихся в профессии
В этом году, по данным Минобрнауки РТ, высшие и среднепрофессиональные учебные заведения Татарстана выпустили около 4 тысяч квалифицированных педагогических специалистов, что в принципе покрывает имеющиеся потребности системы (половина из них – выпускники КФУ. – Ред.). Но мало обучиться, важно еще и закрепиться в профессии, трудоустроиться. А это, пожалуй, даже труднее, чем получить образование, потому что к молодым специалистам отношение в наших образовательных организациях оставляет желать лучшего, отметила директор педагогического колледжа Анфиса Залялова.
— Появилась новая проблема – отсутствие уважения к молодому специалисту, недоверие как со стороны коллектива, так и со стороны родителей. Родители действительно неадекватно относятся к молодому специалисту. Конечно, там, где руководитель школы сильный и работает с родительским сообществом, такого нет, но чаще всего этот момент имеет место, — добавила она.
Руководитель педагогического колледжа посетовала на то, что часто высокий прессинг со стороны окружающих отбивает желание работать в образовательной сфере даже у самых мотивированных выпускников. Косвенно этот факт подтверждает и информация заместителя министра образования и науки республики Андрея Поминова о том, что в прошлом году в систему пришли более 900 педагогов, за этот же период уволились 240 молодых учителей.
Вдобавок к этому большое напряжение для начинающих педагогов создают множество требований по ведению документации и отчетности, при том, что институт наставничества в школах практически не развит. Об этом в своем выступлении упомянула и директор многопрофильного лицея №187 Гульнара Галеева. По ее словам, огромное количество ненужных отчетов – это то, что отпугивает молодых от выбора профессии учителя.
— Я много общалась с коллегами и изучила просторы интернета. Выражаю общий пессимистический настрой педагогической общественности: опять увеличится количество планов и отчетов. Сначала как собираемся проводить этот чудесный год, а затем — как проводим, — поделилась она.
Другой не менее значимый, по мнению Заляловой, фактор, который не позволяет молодым педагогам закрепиться в сфере образования, – отсутствие жилья. По ее словам, в Татарстан приезжает немало абитуриентов из других районов и регионов, и многие из них остались бы работать в городе, где строится много школ и детских садов.
— Но места жительства нет. Они начинают снимать квартиры, при том, что получают по 17 тысяч… Они мыкаются и в конце концов отправляются домой, где не всегда есть место работы. Раньше у нас в городе было общежитие для молодых специалистов, которое снимало эту проблему, — напомнила спикер.
Депутаты обещали помочь поднять зарплату, но не знают как
Залялова и другие участники заседания акцентировали внимание парламентариев на множестве проблемных моментов из жизни учителей, но главным из них каждый называл, конечно же, низкую оплату труда.
По данным министерства образования и науки Татарстана, средняя зарплата педагогов в школах республики на I квартал текущего года превысила 41 тысячу рублей. Воспитатели, по официальной статистике, получают по 35 тысяч, а педагоги из организаций дополнительного образования — по 40 тысяч рублей ежемесячно.
А вот от самих специалистов, трудящихся непосредственно в школах, информация звучит не такая уж и позитивная.
— Зарплата молодого специалиста при нагрузке 18 часов (это педагогическая ставка) составляет 14 тысяч 595 рублей (зарплата начинающего учителя, который работает на ставку после окончания учреждения среднего профессионального образования, еще меньше и составляет чуть менее 16 тысяч рублей. – Ред.). Плюс материальная помощь в 1 111 рублей ежемесячно в течение первых трех лет работы. А если оба супруга работают в школе?! — вопрошала Галеева. — У нас таких примеров два! «…» Чтобы учитель получал более-менее достойную зарплату, ему приходится брать больше часов, дополнительную нагрузку. «…» Необходимо на общегосударственном уровне пересмотреть инструменты повышения труда и поддержки педагогов и не бояться платить достойную заработную плату людям, которые формируют будущее страны и будущее общества.
Директор школы подчеркнула, что раньше большим подспорьем для молодых специалистов была грантовая поддержка «Наш новый учитель» с надбавкой к зарплате до 10 тысяч рублей в течение первых трех лет работы. Благодаря этому каждый год в работу привлекалось около 200 педагогов. Но в 2020 году субсидию отменили. К радости всех заседающих, замминистра Поминов сообщил, что в ближайшем будущем выплату могут восстановить, этот вопрос уже прорабатывается властями.
Эмоциональные высказывания спикеров не оставили равнодушными и чиновников.
— Ну предложите, в какой форме мы можем помочь этой отрасли? Как это сделать? Я на самом деле готов включиться. Это один из самых важнейших вопросов существования нашего Комитета. Если мы внесем какую-то помощь, это уже будет выше крыши, — отозвался директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.
Учителями становятся потому, что «мама сказала»
Чтобы привлекать в профессию лучших выпускников школ, с 1 сентября в муниципалитетах откроются классы педагогического профиля.
— В этих целях планируем использовать научно-методический потенциал педвузов и педколледжей, закрепив их за муниципалитетами. Выпускники педагогических классов должны стать основными претендентами на целевое обучение по профилю, — сообщил Поминов.
Меры, направленные на осознанный выбор профессии среди школьников, не будут лишними, так как, по словам Заляловой, существует проблема полного отсутствия отбора абитуриентов в педагогический колледж, поэтому получается, что часто учителями становятся те, кто совершенно не обладает педагогическими навыками или не желает развиваться в этой сфере.
— У нас большой конкурс, но, к сожалению, это не решает проблему, потому что мы принимаем без экзаменов. В положениях о правилах приема в СПО нет никаких испытаний и тестирований. Мы не знаем, смотивирован ли человек на профессию, является ли он профпригодным, а есть несколько показателей, которые нужно точно определить в человеке, и с психологической точки зрения, и даже речевой. А у нас такой возможности нет, — посетовала Залялова.
Руководитель педколледжа подчеркнула, что они уже неоднократно обращались с этой проблемой в Федеральное министерство просвещения, но пока продвижения по вопросу нет.
— Процент немотивированных студентов огромный – около 35-40. Пришли потому, что образовательная организация хорошая, мама сказала, папа сказал. Мы с ними, конечно, работаем. Формируем их личностные, лидерские качества, но насколько человек останется в профессии? — вопрошала Залялова.
Поправок, по словам спикера, требует еще один момент в законодательстве. Студентам 4-го курса в условиях дуального обучения нужно разрешить совмещать работу с обучением. Государству это поможет разрешить проблему нехватки кадров, а молодым специалистам даст больше возможностей закрепиться на месте работы по профессии.
Педагогов в республике то густо, то пусто
Несмотря на то, что на конец прошлого учебного года укомплектованность татарстанских школ, по заверениям Поминова, составила 99,6%, в республике ощущается острая нехватка учителей по некоторым дисциплинам. Все дело в неправильном прогнозировании кадровой потребности, объяснил замминистра. Эти сведения формируются в перспективе на семь лет с учетом реструктуризации школ, демографической ситуации, естественной убыли работников в связи с выходом на пенсию. Но далеко не везде учитываются все эти факторы, отсюда и проблемы.
— Например, Высокогорский район в 2017 году предоставил прогнозные сведения на 2021 год только на трех человек. А в 2020 году изменил на 30 педагогов. Лаишевский район в эти же сроки предоставил прогнозные сведения на четырех учителей, а в прошлом году скорректировал их до 23 человек. И такая ситуация по большинству районов, — посетовал заместитель руководителя ведомства.
В итоге на сегодня анализ показывает, что фактическая потребность на начало учебного года в течение последних лет составляет порядка 1 800 человек. Наибольшее количество вакансий имеется по таким предметам, как русский язык, математика, физика, химия и биология, а также начальные классы.
Определенную проблему создает и несоответствие структуры выпуска структуре потребности.
— Учителей начальных классов выпускается на 20% меньше требуемого, воспитателей – меньше на 35%, математиков – на 50%. При этом психологов и логопедов – в пять раз больше, чем требуется системе образования республики! — доложил Поминов.
В некоторой степени пробелы удается восполнить за счет программ целевого обучения учителей. Но и здесь все не так гладко. В прошлом году на выделенные для КФУ 338 целевых мест по педагогическим направлениям поступило лишь 80 выпускников, сообщил и.о. ректора вуза Дмитрий Таюрский.
– Студенты отказываются [от целевого обучения], потому что если он в какой-то момент решил прервать обучение и перейти на другое направление подготовки, то вынужден через суд вернуть в бюджет все средства, которые были затрачены на его обучение. Поэтому здесь предстоит серьезная работа органов власти, школ с тем, чтобы тот заказ был выполнен до конца. «…» Надеемся, в этом году ситуация выправится, но честно говоря, я не настолько оптимистичен, — высказал мнение Таюрский.
Заседание Комитета затянулось на несколько часов. Одним из предложений, резюмирующих обстоятельную беседу, можно считать инициативу Гульнары Галеевой – создать рабочую группу при комиссии по образованию для решения озвученных проблем.
— Ведь при грамотном подходе решений можно найти несколько. А иногда их подсказывает сама жизнь, — резюмировала Галеева.
Comment section