жилета. Пассажиры остались живы лишь благодаря тому, что рядом с ними оказались
рыбаки и баржа.
Татарстан потрясла новость — на Волге возле поселка Аракчино затонул прогулочный теплоход. На борту находилось около 30 человек, и лишь чудом все они остались живы. Трагедии удалось избежать благодаря оперативной реакции самих тонущих и находившимся вблизи рыбакам.
В тот день на борту теплохода в компании друзей отмечал свой день рождения бизнесмен, управляющий делами федерации лыжного спорта и биатлона Татарстана Артур Сабитов. Арендовал судно тоже он. Компанию, сдающую яхты на прокат, нашел в интернете.
Никто и подумать не мог, чем может обернуться прогулка. Как только теплоход вышел в путь, случилось страшное — судно пошло ко дну. На место ЧП сразу же выехал татарский транспортный прокурор. Еще спустя некоторое время по факту крушения возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил движения и эксплуатации судна, повлекшее причинение крупного ущерба».
По словам пассажиров затонувшего теплохода, скоро после начала маршрута его стало сильно кренить влево. Однако капитан не придал этому особого значения.
— Корабль стал тонуть почти сразу, и капитан сказал: «Никаких проблем, такое уже случалось, помпа откачает лишнюю воду». Что было дальше, уже всем известно, — рассказал KazanFirst Артур Сабитов.
Когда опасность стала очевидной, люди попытались выровнять теплоход, перейдя с левой стороны на правую, но и это не помогло.
— Мы поняли, что он кренится в левую сторону, и решили среагировать. На правую сторону корабля все перешли, чтобы хотя бы какой-то груз создать, но это не спасло. Дальше кому могли жилеты надели, начали прыгать в воду. У нас были сапы. Потом приплыли спасатели — кто на лодках, кто как среагировал. Хорошо, что нас спасла баржа, — рассказывал уже на берегу один из гостей вечеринки Расим Салахов.
Сабитов добавил, что реакция находящихся недалеко рыбаков и капитанов других туристических судов была очень быстрой.
— Рыбаки и туристы подплыли, помогли. Взяли к себе часть людей, остальная часть на баржу забралась, — вспоминает именинник.
С баржи людей передали команде теплохода «Добрый». В 17:55 капитан судна сообщил МЧС Татарстана, что он взял на борт 30 человек на 1 300 километре судового хода реки Волги, в Верхнеуслонском районе, вблизи населенного пункта Захваткино, и держит путь в Речной порт Казани. На суше людей встретили спасатели, медики и сотрудники правоохранительных органов.
Что стало причиной затопления судна, пока неизвестно, ее предстоит установить следователям. В качестве главной версии случившегося рассматривается перегруз. Теплоход мог взять на борт всего 15 человек, в то время как на самом деле там находилось 30 отдыхающих. Но количество гостей было заранее обговорено с владельцем судна, подчеркнул Сабитов, и тот заверил, что никаких проблем быть не должно.
— Мы не знаем, из-за чего судно пошло на дно. Ударов и столкновений не было. Капитан нам ничего не объяснил, — рассказал собеседник KazanFirst. — Слава богу, что никто не пострадал. Считаю, что все вопросы должны быть к владельцу судна.
А владельцем затонувшего теплохода, по словам собеседника, является некий Владимир Казаков. На своей странице «ВКонтакте» он часто публиковал рекламные посты о возможности арендовать катер или теплоход. Судя по всему, этим бизнесом он занимается уже много лет. У следствия наверняка накопилось к нему достаточное количество вопросов.
Как сообщил Сабитов, на борту теплохода не было ни одного спасательного жилета и ни одного круга. Благо отдыхающие сами привезли с собой четыре жилета и два сапборда, которые и помогли избежать жертв. Непонятной остается и поведение команды судна, которую мало заботили судьбы тонущих.
— Экипажу было наплевать на людей, капитан занимался спасением своей лодки. Пассажиры спасали не только себя, но и вытащили помощника капитана, которому стало плохо в воде. Чудо, что мы все спаслись, и хорошо, что с нами не было детей. Огромная благодарность рыбакам, которые подобрали нас, и капитану теплохода «Добрый»,- рассказал один из потерпевших в комментариях под новостью о ЧП на сайте KazanFirst.
— Команда теплохода не знала, что делать, они не помогали спасать людей, — подтвердил и Сабитов.
Редакция KazanFirst была готова обсудить эти и другие детали произошедшего с самим Казаковым. Однако телефон мужчины недоступен, с пострадавшими он так же не общался.
Сейчас жизням людей ничего не угрожает. Водолазные работы на месте крушения теплохода уже завершились. В ходе работ выяснилось, что судно перевернулось вверх дном, а его днище находится на урезе воды. Глубина в месте погружения — четыре метра. Во избежание столкновений там установили знак опасности, сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Татарстану. Поднимать затонувшую лодку на сушу, скорее всего, придется ее владельцу.
Среди представителей услуг по аренде теплоходов высказываются о вчерашнем ЧП с большой неохотой. Мало кто решается обратить на себя внимание на фоне подобного негатива. Тем не менее нам удалось поговорить с действующим судоводителем с непрерывным стажем с 1976 года Рауфом.
— Этот теплоход вообще не имел права выходить на маршрут, потому что он был под флагом ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам), тем более с таким перегрузом. Гимсовые суда не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Это было желание наживы, пока погода хорошая. Чем больше взять, тем больше можно хапнуть, думали они. Вот вам и результат, — высказался собеседник о случившемся.
По словам специалиста, перегруз действительно может быть официальной причиной затопления. Казанские предприниматели вообще часто пренебрегают всеми правилами безопасности и ограничениями по количеству разрешенных пассажиров на борту.
— Случаев, когда на теплоходы берут больше положенного, очень много. А ведь можно просто позвонить и спросить, какое ограничение по пассажирам, — отметил Рауф.
То, что на затонувшем теплоходе не было ни одного спасательного жилета или круга, его тоже не удивило.
— Они же на всем экономят. Чтобы регистровое судно ввести в эксплуатацию, можно поседеть. Там столько требований, особенно после трагедии с «Булгарией». Все винтики закрутили так, что мама не горюй. Зато таких ситуаций было бы меньше. Но у них [у предпринимателей] нет никаких проверок. Работают и работают, пока сезон, — поделился собеседник.
К слову о «Булгарии», 10 июля было ровно 11 лет со дня трагедии, унесшей жизни 122 человек, в том числе 28 детей. Всего на борту находилось 211 пассажиров. Позже выяснилось, что в тот день на теплоходе насчитывалось на почти полсотни людей больше разрешенного. Спасательных шлюпок и плотов, как и в этот раз, для них не было.
— «Булгария» ничему не научила. Снова на те же грабли, — прокомментировал одну из новостей читатель KazanFirst.
Comment section