«Татары не перекладывают ответственность за передачу национальных традиций на плечи государства»

«Татары не перекладывают ответственность за передачу национальных традиций на плечи государства»
Как татарский народ пытается сберечь традиции, язык и культуру рассказывает
директор Центра семьи и демографии АН РТ, доктор социологических наук.

— Чулпан Ильдусовна, на протяжение последних десятилетий представители татарской интеллигенции высказывают волнения о будущем своего народа. Некоторые заявляют, что в условиях современной глобализации татары могут исчезнуть совсем. Как меняется численность татар в последние годы в Татарстане и в России?

— Текущая демографическая ситуация, характеризующаяся снижением рождаемости, высокой смертностью населения при нарастании его старения, ставит вопросы о сохранении демографического наследия Республики Татарстан. И речь идет не только о перспективах снижении численности населения региона в целом, но и о сокращении численности татарского народа.

«Татары не перекладывают ответственность за передачу национальных традиций на плечи государства»

По доступным официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России численность татар уменьшилась по сравнению с 2002 годом  на 243 тыс. 952 человек. (с 5 млн 554 тыс 601 чел. до 5 млн 310 тыс 649 чел.).
В то же время в Татарстане с 2002 по 2010 годы число татар выросло на 12455 человек (с 2000116 чел. до 2012571 чел.).

— Какие факторы способствуют сохранению национальной идентичности татар?

— Центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан изучал этот вопрос в рамках государственной программы Татарстана «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020-2024 годы)».

В 2021 году мы провели социологическое исследование «Воспроизводство социодемографического капитала современной татарской семьи» и при поддержке Ассоциации «Совет муниципальных образований» выезжали в муниципальные образования 3 типов: с преимущественно татарским (Актанышский, Сабинский и Балтасинский муниципальные районы), преимущественно русским (Алексеевский, Верхнеуслонский, Зеленодольский муниципальные районы) и смешанным (гг. Казань, Набережные Челны, Тетюшский муниципальный район) населением, где опросили 1329 человек, которые по самоидентификации  считают себя татарами вне зависимости от степени владения татарским языком.

«Татары не перекладывают ответственность за передачу национальных традиций на плечи государства»

Мы поинтересовались в сравнительном разрезе, какие черты характерны для татарских и русских семей. По мнению опрошенных, татарскому населению в 2 раза больше свойственна ориентация на многодетность (59,4% респондентов ответили, что это типично для татар, 29,4% – для русских), почти в 2 раза выше доля склонных заниматься сельским хозяйством (среди татар 73,2%, среди русских 46,2%), примерно в таких же соотношениях татарская семья презентуется как более трудолюбивая и гостеприимная. 

Проживание нескольких поколений в доме под одной крышей также типично для татарской семьи – так считает 57,5% опрошенных, среди русских такой традиции придерживается лишь 24%. Приоритетная роль мужчины в доме – абсолютная позиция, которой придерживаются татарские семьи – 69,1% разделяют эту позицию. В 3 раза меньше опрошенных полагают, что в русской семье мужчина имеет такой статус (24,3%)

— Это все стереотипы, которые сложились у современных татар, проживающих в Татарстане, о татарских и русских семьях. Насколько они близки к реальности?

— Мы сравнили статистические данные по суммарному коэффициенту рождаемости в муниципальных образованиях с населением трех типов. Предположение о многодетности татар в сравнении с русским населением не подтвердилось. К примеру, с 2006 года по данным нашего демографического мониторинга передовики рождаемости проживают в 2 муниципальных образованиях – Новошешминском (где суммарный коэффициент рождаемости (СКР), т.е. число детей, которое в среднем одна женщина рожает в течение жизни, равен 2,9), где по данным Всероссийской переписи населения 2010 года доля татар составляет 43,4%, а доля русских 50,9%, и Муслюмовском (СКР 2,6) – 89,9 % татар и 6,3% русских. В этих территориях на протяжении последних 15 лет женщины в среднем в течение жизни рожали более двух детей, что в 2 раза выше среднереспубликанского уровня. Но потенциальная ориентация на многодетность (намерение иметь более трех детей) даже среди татар действительно доминирует в районах проживания с преимущественно татарским населением. Разнородный национальный состав муниципального образования размывает даже потенциальные установки татар на рождение трех и более детей.

Стереотип о большой вовлеченности татар в сельское хозяйство был частично подтвержден в ходе наших более ранних исследований, проводимых в разных регионах России совместно с Институтом аграрных проблем РАН. Известный российский социолог села Петр Великий на основании изучения владельцев КФХ И ЛПХ разных субъектов настаивает на том, что у татарского народа есть тяга к труду на земле.

В ходе анализа результатов опроса было установлено, что ощущение себя татарином не зависит от того, проживаешь ты в городе или на селе, определяется оно исключительно тем, какова концентрация татарского населения в пункте твоего проживания.

«Татары не перекладывают ответственность за передачу национальных традиций на плечи государства»

— Вместе с сокращающейся численностью татар, опасения вызывает и татарский язык, который с годами, по мнению некоторых, теряет свою актуальность. Насколько это действительно так?

— 79% опрошенных татар считают родным язык татарский. 72% опрошенных татар свободно говорят, читают и пишут на татарском языке. Много это или мало? Лишь 53% практикуют его в качестве преимущественного языка домашнего общения – доля таких респондентов выше на селе, чем в городе, и в местах проживания с преобладанием татарского населения. 60-62 % респондентов указали, что их дети свободно говорят, читают и пишут на татарском языке.

Мы говорили о том, что татарские семьи в целом серьезно настроены на многодетность. Интересно, что в многодетных татарских семьях, проживающих в муниципальных образованиях с преимущественно русским населением, первый и второй ребенок владеют родным языком и говорят на нем в 92% случаев, а третий ребенок в 81% случаев. В районах с татарским и смешанным населением такого явления, когда до обучения младшего ребенка родному языку, не доходят руки, не выявлено. Зачастую корень всех бед видят в смешанных браках. А достаточно ли уделяют внимание обучению татарскому языку мононациональные семьи? У 40% опрошенных татар дети не владеют свободно родным языком – из этих 40% 62,5% это полностью татарские семьи и только 20% смешанные.

— По вашим наблюдениям, удается ли вывести татарский язык из кухонь в широкие интернет-пространства?

У современных татар есть не только реальная, но и виртуальная жизнь. 60,6 % знают о том, что на компьютере или телефоне можно установить татарский шрифт, но доля установивших его на свой смартфон и пользующихся им в 3 раза меньше. Почти половина опрошенных татар подписаны на телеграмм каналы, аккаунты в инстаграм на татарском языке.

«Татары не перекладывают ответственность за передачу национальных традиций на плечи государства»

В анкете мы сообщили о бесплатной возможности изучения татарского языка в рамках специальных курсов, реализуемых Институтом филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета совместно с Комиссией при Президенте Республики Татарстан по вопросам сохранения и развития татарского языка.  42 % респондентов осведомлены об этом, в ходе заполнения анкеты еще 12 %, узнав это, выразили желание такие курсы посещать – несколько больше желающих в районах со смешанным и преимущественно русским населением.

— Можно ли считать правдивым убеждение о том, что в селе сохранить татарские традиции и культуру удается чаще?

— Опрошенные татары демонстрируют чаще отрицательное отношение к татарским семьям, которые не воспитывают детей в соответствии с традициями татарской культуры (57,4% респондентов с отрицательным отношением против 20,2% с положительным). Негативное отношение к таким семьям сильнее в населенных пунктах с преимущественно татарским и смешанным населением и несколько слабее – в местах проживания преимущественно русского населения. Значимых различий в разрезе город-село здесь не обнаружено.

— Что, по мнению, опрошенных татар, нужно для сохранения в татарских семьях национальных традиций и обычаев?

— Абсолютное большинство опрошенных (77,9%) уверены, что сами родители должны говорить дома на татарском языке. Усилить просветительскую деятельность образовательных учреждений необходимым считают 36,2% респондентов. 29,8% татар утверждают, что нужно усилить просветительскую деятельность организованной культуры. Некоторые отмечают, что необходимо издавать специальную литературу, помогающую родителям (28,1%) или организовать специальные учебные курсы, программы и т.д. (22,8%). Кто-то выражает мнение, что нужно усилить просветительскую деятельность религиозных учреждений (19,1%).

«Татары не перекладывают ответственность за передачу национальных традиций на плечи государства»

Стоит отметить, что сами татары осознают свою собственную ответственность за передачу национальных традиций, ценностей и культуры своего народа и не пытаются перекладывать эту задачу на плечи государства. Полагаю, что симбиоз усилий, прилагаемых 34 основными исполнителями Госпрограммы, среди которых министерства, научные и образовательные учреждения, общественные организации, СМИ и др., реализующих 70 конкретных мероприятий – несомненно внесут значимый вклад в сохранение и укрепление национальной идентичности татарского народа в Татарстана и за ее пределами.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *