Депутаты Госдумы душат бизнес: агентствам наружной рекламы перекрывают воздух

Законопроект о едином операторе цифровой и наружной рекламы прошел первое чтение в парламенте. Предполагается
Законопроект о едином операторе цифровой и наружной рекламы прошел первое чтение
в парламенте. Предполагается, что управление всеми рекламными экранами,
билбордами, а также досками объявлений перейдет в ответственность некой
организации, которую определит правительство России. Эксперты и участники рынка
предупреждают – инициатива полностью разрушит отрасль.

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект «О рекламе», внесенный заместителем председателя комитета по экономполитике Артемом Кирьяновым. По замыслу автора, в России будет создан единый оператор цифровых рекламных конструкций – билбордов с экраном и наружной рекламы на зданиях и в городском транспорте. Оперативность рассмотрения этого проекта обусловлена тем, что государство рискует потерять «контроль за размещением информации», а на билборды могут совершаться хакерские атаки для отображения фейков. В то же время организация сможет устанавливать правила для других игроков и получит права получать места под рекламные конструкции без торгов на 30 лет, определять места их размещения и обходить некоторые нормы законодательства, в том числе об охране культурного наследия. Также у нее появятся монопольные права на размещение в интернете частных объявлений. 

В пояснительной записке Кирьянов сообщает, что изменения в закон нужны, чтобы обеспечить равные условия распространения цифровой рекламы, сгладить последствия зарубежных санкций и защитить национальные интересы России. 

Помимо билбордов законопроект подразумевает контроль единого оператора за электронными досками объявлений. Во время своего выступления Кирьянов добавил, что многие классифайды находятся под иностранной юрисдикцией. По словам зампреда профильного комитета, «Авито», на чью долю приходится 41% всех электронных объявлений, является голландской компанией.

Законопроект в Госдуме приняли неоднозначно. Депутаты обеспокоились рисками монополизации рынка наружной рекламы. Первый заместитель председателя комитета по экономической политике Николай Афанасьев и вовсе назвал обсуждение закона «позорным», добавив, что законопроект создан наспех и не подвергался предметному обсуждению на заседании комитета. Председатель Госдумы Вячеслав Володин же счел закон нужным, но при этом добавил, что проект требует доработки ко второму чтению.

«На рынке появится монополист»: агентствам наружной рекламы перекрывают воздух

Среди участников рынка мнения так же разделились. Некоторые прямо заявили, что утверждение законопроекта разрушит отрасль. В частности, резко отрицательно отнеслись к новости в «Авито» – в пресс-службе опровергли утверждение Кирьянова о принадлежности к недружественной стране.

– Компания «Авито» создана в России и работает в стране 15 лет. Является российской компанией с российским юрлицом. Все технологические сервисы «Авито» приземлены на территории РФ. Данные хранятся на российских серверах и с соблюдением законодательства РФ, – заявили в компании.

В пресс-службе также обратили внимание, что акционеры «Авито» не имеют и никогда не имели доступа к данным пользователей, IT-команда компании успешно противостоит всем DDoS-атакам и за 15 лет существования сайта на нем никогда не фиксировали утечек данных пользователей. 

Ответили в компании и на нападку зампреда о том, что контент на платформе никак не контролируется. За чистотой контента в «Авито» круглосуточно следит огромная команда модерации, все объявления проходят промодерацию на предмет соответствия законодательству до публикации.

Поспешность и радикальность регулирования индустрии вызывает сомнения у игрока рынка. Первоочередной задачей рекламных агентств в «Авито» считают сохранение рабочих мест, развитие сервисов для населения и удержание IТ-талантов. 

– Создание больших компаний – лидеров индустрии занимает годы, это долгий, кропотливый труд. Устойчивые IT-бизнесы, действующие как ответственные работодатели и крупнейшие налогоплательщики, становятся важным фактором для развития экономики страны и роста благосостояния россиян. Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления, могут в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли, – предупреждают в пресс-службе «Авито». 

Ассоциация операторов наружной рекламы НАВК большинством голосов выступила против поправок и подписала соответствующую резолюцию. Большинство российских рекламных компаний, включая «Постер», «Реклама-Центр», «Геллери», «Восток-Медиа», «Транзит Медиа Групп», «ВинЭкс», Дизайнмастер, «Норд Стар Медиа», «Мособлреклама», на собрании НАВК вместе выступили против поправок и подписали резолюцию. Воздержался от подписания только Russ Outdoor – крупнейший в России оператор рекламы, который, предположительно, претендует на место единого оператора и лоббирует законопроект в Госдуме. Заметим, что формальный автор законопроекта Кирьянов не пришел на встречу с участниками отрасли.

«На рынке услуги появится монополист»: агентствам наружной рекламы перекрывают воздух

KazanFirst направил запросы в рекламные агентства Казани, чтобы узнать мнение региональных игроков о скандальном законопроекте.

Руководитель студии рекламы «Галерея стиля» Любовь Володина отнеслась к новости положительно. По ее словам, в рекламном бизнесе Татарстана конкурируют несколько крупных игроков, которые закрепились на рынке по принципу «выживает сильнейший». Поэтому если законопроект будет защищать интересы информационных агентств и интересы государства, то закон скорее принесет пользу, чем наоборот. Но для этого необходимо, чтобы каждый материал проверялся на соответствие закону. 

– Если оператор будет нести ответственность, что не вылезет двусмысленная рекламная кампания, что-то такое, что будет резать глаз и уши, то да, я отношусь к этому положительно. В целом в эту отрасль залезть малому бизнесу практически невозможно в любом случае — рынок и так поделен на крупных игроков, – поделилась Володина в беседе с журналистом KazanFirst.

Единственное, с чем она не согласна, — это с утверждением только одного оператора на 30 лет. 

– Единый оператор нужен, но не в том виде, в котором он прописан в законопроекте. Но он же еще обсуждается. Я думаю, они еще соберут оперативную группу и поймут, как это лучше организовать, – выразила надежду Володина.

Руководитель рекламного агентства вспомнила, как в России перекраивали рынок рекламных щитов и вводилась новая система торгов и аукционов. 

– Когда я заходила в этот бизнес, на рынок щитов заходили все кому не лень. Все, у кого был какой-то стартовый капитал, ставили эти щиты и сдавали их в аренду. Сейчас у нас в Казани наведен в этой отрасли порядок. Есть четко выстроенная структура, и если человек обладает необходимыми инвестициями, то зайти на этот рынок можно. Другой вопрос, что работать на этом рынке не легче. Рынок своеобразный. В 2020 году эта отрасль понесла такие потери, искренне радует, что эти игроки вообще выстояли, – сказала она.

Володина подчеркнула – в законопроект необходимо внести поправки. Чтобы отрасль развивалась, единый оператор должен меняться каждые четыре года.

Руководитель «Агентства АйБон» Венера Нагимова пояснила, что принятие поправок к Федеральному закону «О рекламе», предусматривающих создание в России единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений, не затрагивает компании, которые занимаются продвижением в интернете, но есть агентства, которым оно буквально «перекроет воздух».

— Данные правки в закон, конечно, нанесут сильный удар по сфере наружной цифровой рекламы, а точнее они ее уничтожат. Сегодня в этой нише только в нашем регионе более 3 000 компаний, преимущественно небольших, индивидуальных предпринимателей. Если взять простую арифметику и умножить цифру на три, примерное количество сотрудников, то получится, что без работы останется более 10 000 человек. На рынке услуги появится монополист, который сможет заключать договоры только на тех условиях, которые выгодны ему, а значит, услуги будут завышены и непосильны небольшим компаниям, что тоже повлияет на их прибыль в будущем, а значит, и на доходы. Соответственно, это сократит доход в виде налогов в бюджет страны, — поделилась своим мнением о законопроекте Нагимова.

«На рынке услуги появится монополист»: агентствам наружной рекламы перекрывают воздух

Конкуренция – основа рыночной экономики, именно поэтому для рекламодателей, поставщиков этих услуг такой законопроект станет точкой отсчета упадка отрасли и сферы услуг, подчеркнула она.

— Можно внести поправки в виде ограничений или особых требований, но монополизировать рекламную отрасль нельзя, — предупредила Нагимова. 

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов напомнил, что конкуренция является основным драйвером развития экономики. Он предложил подумать, в какой экономике мы вообще живем. 

– Возможно, потом появится единый общепитовский оператор, единый медицинский оператор, единый образовательный оператор и так далее. Фактически весь бизнес, который годами отстраивался, будет раздавлен, – предостерег экономист.

Он считает, что правительство страны будет придерживаться логики и не вмешиваться в бизнес-процессы, давая компаниям возможность развиваться. А информационную безопасность государство должно обеспечивать на регуляторном уровне, уверен Галямов. Он также опасается возникновения железного занавеса, который положит конец рыночной экономике. 

– Мы все больше погружаемся в бюрократию. Рыночная система не работает. Политическая конкуренция подрывается, а это удар по демократии государства, – сказал Галямов. 

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов заметил, что любая монополия – это чей-то финансовый интерес, а для потребителей это завышенные цены (тарифы) и потеря в качестве. 

– Монополия на цифровом рекламном рынке не имеет ничего общего с информационной безопасностью, как это объясняют лоббисты. Это передел рынка в интересах конкретных лиц, которые пользуются нечистыми приемами, объясняя необходимостью контроля над информацией. Есть известная поговорка: кому война, а кому мать родна. Кто-то защищает Родину, а кто-то на этом деле обогащается, прикрываясь благими целями, – раскритиковал законопроект Атласов.

«На рынке услуги появится монополист»: агентствам наружной рекламы перекрывают воздух

Политик предложил рассмотреть монополию на примере мусорной реформы. В 2019 году появились региональные операторы, которые не смогли наладить полноценную работу. Но тарифы на их услуги для бизнеса многократно выросли. При этом все задачи, которые региональные операторы должны были выполнить в рамках мусорной реформы, они провалили. Это прежде всего касается переработки отходов. Она, по оценке Атласова, не только не выросла, но и сократилась в объемах, по крайней мере, в нашей республике. Все это долгое время прикрывалось пустой риторикой о каких-то мнимых достижениях, типа установки новых контейнеров. 

– Так что монополия душит бизнес. Это произошло на мусорном рынке, и это нас ожидает на рекламном рынке в случае принятия закона. Естественно, цены на услуги резко возрастут, а качество не гарантируется, – сказал парламентарий.

Депутат Госсовета от ЛДПР Эдуард Шарафиев реформу рекламной сферы связал в первую очередь с проведением открытой информационной войны против нашей страны. Сейчас необходимо принимать упреждающие меры, так как реклама — это один из элементов нативной пропаганды, чуждых нам западных «ценностей», считает Шарафиев.

– Я бы не стал сравнивать рекламную реформу с мусорной. Реклама в первую очередь затрагивает бизнес, а мусорная реформа залезла в карман каждого домохозяйства, – заметил политик.

Он добавил, что закон все еще вызывает вопросы, поэтому выводы можно будет сделать после второго чтения. Необходимо, чтобы при внесении поправок учли интересы всех заинтересованных сторон. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *