Челнинец в «Чистой Арктике»: Это дело не одного года и даже не десятилетия

В рамках экспедиции волонтеры убрали больше 11 тонн мусора на вершине горы. Иван Царев поделился с KazanFirst
В рамках экспедиции волонтеры убрали больше 11 тонн мусора на вершине горы. Иван
Царев поделился с KazanFirst, как он оказался в Арктике, чем ему запомнилась
«суровая красота» и почему Челны стали чище.

Как вы проводите свои отпуска? Нетривиальным способом решил отдохнуть, а заодно и помочь в очищении окружающей среды 41-летний Иван Царев. Челнинец принял участие в федеральном проекте «Чистая Арктика», проведя четыре июльских дня в полевых условиях, убирая пагубные для природы отходы человеческой жизнедеятельности на горе Лёквож.

«Это дело не одного года и даже не десятилетия»: Челнинец принял участие в проекте «Чистая Арктика»

Для него такой волонтерский опыт стал первым. Царев работает техническим специалистом на предприятии и тяготеет к русскому северу, неоднократно посещает новые места в этой области во время командировок.

«От базового лагеря мы каждый день по 4,5 часа только в одну сторону шли в гору до места уборки»

— Для участия заполнил анкету на сайте и оставил заявку еще два года назад. И тут мне за три дня до отъезда написали, что в течение пары часов нужно дать ответ. Я быстро оформил отпуск и поехал, — рассказывает он. – На севере ранее был, но на этой горе и местности вокруг неё — ни разу. 

Работы по уборке территории на горе заняли у десяти волонтеров из Москвы, Кемерово, Воронежа, Хадыженска и Набережных Челнов четыре дня и три ночи. 

— Объем работ был небольшой, мы успели все быстро сделать, — поделился собеседник, который был единственным участником из республики. 

«Это дело не одного года и даже не десятилетия»: Челнинец принял участие в проекте «Чистая Арктика»

Получается так, что волонтерам предоставляют бесплатный проезд, а в ответ они на безвозмездной основе помогают окружающей среде Арктики.

Количество дней зависит от фронта работы: чем больше – тем длиннее экспедиция. 

— В Тикси (крупный северный населенный пункт Якутии. – Ред), я знаю, что они там около 18 дней провели. Играет роль логистика: чтобы добраться до лагеря, потребуется пару дней. Это все дорого и долго, поэтому на пару дней везти волонтеров нерентабельно получается, из-за этого и экспедиции у них дольше длятся, — объяснил Царев. 

Какой путь проделывали участники?

— Отправной точкой был Салехард. Я доехал до Москвы, оттуда около пяти часов до Салехарда. Там мы переночевали, и примерно семь часов добирались до базового лагеря, — описал свой маршрут спикер. – И от базового лагеря мы каждый день по 4,5 часа (8 километров) только в одну сторону шли в гору до места уборки. Работали и после спускались, конечно, уже быстрее. Расстояние небольшое, но из-за того, что в гору труднее, дольше получалось. 

По словам собеседника, в начале 2000-х с Воркуты на Салехард связь осуществлялась только по радиосвязи, так как еще не провели околоволоконный кабель для интернета. Как раз на горе Лёквож и установили радиопередающую антенну.

«Это дело не одного года и даже не десятилетия»: Челнинец принял участие в проекте «Чистая Арктика»

— Она представляла из себя небольшую «мачту» около 18 метров с приемо-передающим  устройством, — описал объем работ Царев. – Около находился вагончик, где проживал охранник, и небольшой дизельный генератор, так сказать, блок, в котором находилось оборудование. 

Спустя годы человечеству удалось провести околоволоконный кабель и надобность в данном сооружении отпала.

— Кроме того, из-за суровых климатических условий, сильных ветров эту башню свалило и она пришла в негодность. Вот все это дело мы и убирали, — объяснил челнинец.

Помимо металлического мусора (башни, которая упала) остались на горе и отходы жизнедеятельности человека. 

— Мы всю эту башню распилили, чтобы она влезла в машины, сложили и рассортировали бытовой мусор по мешкам, оставив в «блоке», иначе сильный ветер эти отходы бы раскидал, — рассказал Царев. – Когда мы были там, машина не смогла проехать из-за погодных условий. В дальнейшем в хорошую погоду туда приедут несколько машин и все это вывезут.

«Это дело не одного года и даже не десятилетия»

Распорядок дня волонтеров начинался рано утром: подъем, завтрак, сборы, подъем в гору, уборка, перекус, снова уборка, спуск, ужин, сон. 

— Трудности? Не было никаких трудностей, мы знали, куда ехали. Так, по мелочи – палатку сдуло один раз, ничего страшного, — поделился с улыбкой в голосе собеседник. – В одну ночь был сильный вечер и одну из наших палаток, которая была кухней, сдуло. Поймали, привязали к машине, обложили камнями. Там погода очень изменчивая: с утра солнце, поднимаешься на гору – снег, потом дождь, снова солнце. Можно сказать, что все четыре сезона ощущаешь на себе, пока поднимешься.

Суровая красота — так охарактеризовал окружающую среду Царев. 

«Это дело не одного года и даже не десятилетия»: Челнинец принял участие в проекте «Чистая Арктика»

— Где мы были, не было деревьев и трава в диковинку, сплошные камни. Но для нас, жителей средней полосы, такие пейзажи необычны. Красиво, — ответил он.

Заброшенных объектов, оставшихся после человека, в Арктике достаточно. Тут и военное наследие, и следы пребывания геологов.

— Если смотреть глобально, не только по нашему объекту, то работы очень много. Это дело не одного года и даже не десятилетия, — отметил челнинец.

«В городе если где-то нашли мусор, особого труда не составляет его убрать»

А теперь вернемся в городские условия, где для того, чтобы выбросить отходы, человеку минимум нужно протянуть руку и максимум — дойти до мусорки. 

— В городе если где-то нашли мусор, особого труда не составляет его убрать. Тут люди живут, где-то мусорят, его убирают. А в нашем случае чтобы до лагеря только довести волонтеров, нужно около двух суток, а ведь надо еще подняться в гору до места уборки. И даже после того, как мы убрали отходы по пакетам, его же еще нужно оттуда вывезти. Например, чтобы установить ту конструкцию на горе, использовали вертолет, — прокомментировал собеседник.

«Это дело не одного года и даже не десятилетия»: Челнинец принял участие в проекте «Чистая Арктика»

По его мнению, Набережные Челны – чистый и зеленый город по сравнению с другими в России. 

Конечно же, участники экспедиции обсуждали окружающую среду и чистоту в своих родных городах.

— Кемерово, как известно, далеко не самый чистый город не то что в России, в мире. Там черный снег зимой выпадает, там гораздо хуже экологическая обстановка, — поделился выводом группы Царев. – Мы тоже в окружении производств. Например, если ветер дует с Менделеевска, мы тоже вдыхаем все эти пары. Экология – это же не только пластиковые стаканчики на земле и металлические отходы, это и чистота воздуха, воды, почвы. Это совокупность факторов.

Однако челнинцу сложно судить об экологической обстановке в автограде, давайте оставим этот вопрос для экспертов, экологов. Лучше поговорим об отношении населения к окружающей среде.

«По сравнению с другими городами у нас чисто»

— Мне, как местному жителю, сложно судить со стороны, но у нас все равно чисто. В последнее время стало даже чище, может, люди изменили отношение и стали убирать лучше. По сравнению с другими городами у нас чисто, — ответил он, говоря о бытовом мусоре.

Не стоит даже сравнивать окружающую среду в Арктике, где на несколько десятков километров нет никого, не то что производств. 

— Гораздо чище, — отметил Царев. – Нет факторов, загрязняющих окружающую среду. Мы жили на берегу озера, пили оттуда воду. Сначала я брал с собой баллон воды, но он стал бесполезен, потому что мы пили с ручьев, которые там текут, ели снег. И хорошо себя чувствовали, никто не жаловался. В этом плане и воздух чище, и вода, и все остальное. 

Если горожанин увидит на улице выброшенную бутылку, то не придаст значения. А в дикой природе любая железка или пластмасса смотрится как инородное тело. 

«Это дело не одного года и даже не десятилетия»: Челнинец принял участие в проекте «Чистая Арктика»

— Есть надежда, что проект станет популярнее и люди будут не только принимать участие, но и мусорить в обыденной жизни меньше. Таких проектов, как я выяснил, множество. Основная масса волонтеров – студенты, которые и в других проектах участвуют: убираются и на Алтае, и в Бурятии. 

Даже по голосу Царева сложно было не заметить, как зарядился и отдохнул собеседник. 

— Конечно, отдохнул. Я побывал в новом месте, люблю бывать в не изведанных для себя местах. Позовут — с удовольствием еще раз поеду, — позитивно поделился он. – В этом году лимит моих поездок исчерпан, но на следующий год я хочу принять участие в еще одной такой же экспедиции. Желающих поучаствовать достаточно, поэтому я считаю, что мне очень повезло. Я ведь поэтому в течение трех часов все решил и дал ответ.

Волонтеры «Чистой Арктики» очистили от мусора гору Лёквож, подготовив к вывозу 1,40 тонны бытового мусора и 10 тонн металла.   


Читайте также: По дуновению ветра: «Камский бекон» Ильдара Галяутдинова отравляет жизнь татарстанцам


Comment section

Добавить комментарий

Войти: