«Для ребенка купят все и по любой цене»: что происходит на рынке детских товаров?

Подгузники
Подгузники, сухие молочные смеси, детское питание после начала СВО подорожали в
полтора-два раза и не спешат дешеветь. Стоимость игрушек и детской одежды так же
значительно выросла, а в преддверии начала учебного года взлетели цены на товары
для школы. Узнали, сколько стоит собрать ребенка к 1 сентября и почему
неблагоприятная экономическая обстановка уже влияет на снижение рождаемости.

Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая сообщила, что цены на некоторые категории товаров выросли до 300%. Замечание касалось прежде всего детской одежды и обуви, которые закупали заранее, поэтому валютный курс не должен был повлиять на их себестоимость. Надзорные органы занялись проверкой: в марте ФАС запросила информацию о закупочных и отпускных ценах у «Детского мира». После проверки ритейлер на три месяца зафиксировал цены на детскую одежду и обувь, вернув их к значениям января. Ранее «Детский мир» добровольно снизил наценки на некоторые товары в категориях  «детское питание», «подгузники и гигиена», «подгузники и уход».

Повышение цен принято связывать с повышенным спросом – люди стараются запастись необходимыми товарами впрок, боясь подорожания или исчезновения с полок. Однако в пресс-службе «Детского мира» этот вариант опровергли, пояснив, что действительно наблюдали повышение спроса в начале марта на ряд детских товаров, таких как подгузники и детские смеси, однако его нельзя назвать ажиотажным, поскольку ситуация довольно быстро выровнялась и по уровню спроса, и по ценам на эти товары. Помимо этого «Детский мир» развивает собственную торговую марку в категориях «Подгузники» и «Одежда и обувь». 

– Объем продаж собственных торговых марок и прямого импорта в России составил 56,7% от общих продаж. Одежда для «Детского мира» производится на фабриках в России, Узбекистане, Бангладеше и Китае. Поставки регулярные и в достаточном количестве, – рассказали KazanFirst в пресс-службе компании.

В пресс-службе PepsiCo «(Агуша», «Чудо») сообщили, что компания не прекращала бизнес в России. Речь шла о приостановке производства и продаже трех глобальных брендов напитков, а также прекращении рекламных инвестиций. Компания Nestle (NAN, Gerber, Nestle, Nestogen) заявила, что собирается прекратить производство продуктов под брендами Kitkat и Nesquik и сосредоточиться на обеспечении клиентов базовыми продуктами, «такими как детское питание, медицинское больничное питание, а не на получении прибыли».

«Для детей купят все и по любой цене»: что происходит на рынке детских товаров?

Скоро в школу

Расходы семей с детьми-школьниками традиционно возрастают во второй половине лета в связи с подготовкой к учебному году. И если учебниками школы обязаны обеспечить детей бесплатно, то рабочие тетради, которыми многие классы, а особенно первоклассники, пользуются дополнительно, родителям придется закупать самостоятельно. 

Согласно данным ОФД «Чек индекс», минимальный набор товаров для сбора ребенка в школу в первой половине лета обошелся родителям на 15% дороже, чем год назад, – в среднем в 13 364 рубля. Школьный набор включает в себя тетради, канцелярию, рюкзаки, одежду и обувь для школы. 

Больше всего в 2022 году подорожали дневники – на 46% (до 163 рублей) и пеналы с готовым набором канцелярии – на 35% (до 629 рублей), а также одежда для школы: блузки и рубашки (+20%, до 1012 рублей), брюки и юбки (+17, до 1108 рублей), туфли и ботинки (+23%, до 1789 рублей). 

Эксперты «Чек Индекса» также выделили две особенности: в 2022 году покупатели стараются запастись школьными товарами впрок и заранее, чтобы не столкнуться с ажиотажем и возможным ростом цен перед 1 сентября, а также пользуются маркетплейсами или покупают товары онлайн.

Председатель родительского комитета и мама двоих детей Рузиля Хасанова рассказала, что набор школьника для будущего первоклассника купила еще весной, в качестве подарка на выпускной из детского сада. К набору, который обошелся родителям в тысячу рублей, пришлось докупить тетради, обложки, пенал, дневник, папку для тетради и другие вещи примерно на 1600 рублей.

«Для детей купят все и по любой цене»: что происходит на рынке детских товаров?

В необходимый минимум для школьника входит также костюм-тройка (в среднем 6 тысяч рублей), две белые рубашки и галстук (3,5 тысячи), ботинки (3 тысячи) и сменная обувь (2 тысячи), рюкзак (5 тысяч), спортивная форма и обувь (4 тысячи), принадлежности для уроков ИЗО (300 рублей) и рабочие тетради (3 тысячи). По подсчетам Рузили, на сборы сына к первому классу семье придется потратить около 30 тысяч рублей. 

– Конечно, все покупают вещи в зависимости от кошелька, –  добавила Рузиля. – Многие берут все самое дорогое, а кто-то, наоборот, покупает то, что подешевле.

Также многое зависит от того, где покупать. В магазинах, находящихся в торговых центрах, товары продают с большими наценками – предприниматели пытаются «отбить» стоимость аренды. По словам Рузили, рюкзак, который в торговом центре стоит 6 тысяч рублей, можно найти гораздо дешевле в другом месте. Надо только знать, где покупать. 

При этом у семей с детьми траты на одежду и обувь находятся в разряде регулярных – дети быстро растут, поэтому покупать детские товары люди будут в любом случае. В разговоре с журналистом KazanFirst Рузиля призналась, что многие ее знакомые покупают б/у вещи – причем не только редко используемые коляски для малышей, но и обувь для школьников. 

«Некоторые продавцы подняли цены «за компанию»

Депутат от «Партии Роста» в Совете Ямашинского сельского поселения Альметьевского района Лариса Ковальчук согласилась, что школьные товары сильно подорожали. Как мама троих детей, двое из которых школьного возраста, она особенно ощутила эту разницу.

– Взять обычную тонкую зеленую тетрадку. Ее стоимость выросла в несколько раз! При том, что стоимость офисной бумаги нормализовалась, дефицит отсутствует. Бумага есть везде и по доступной цене. А товары для школьников в цене не опустились. Хочется верить, что причины все те же: высокий курс валюты в момент покупки товаров, стоимость доставки, дефицит сырья для производства. Конечно, существует и то, что некоторые продавцы подняли цены «за компанию». Ведь для детей купят все и по любой цене, – обратила внимание Ковальчук.

«Для детей купят все и по любой цене»: что происходит на рынке детских товаров?

Как предприниматель и депутат спикер заметила, что каждый год проводятся акции «Помоги собраться в школу», в которых она участвует.

– Но периодически посещает мысль: если у нас бесплатное образование, то почему некоторые семьи не могут купить элементарный минимум школьника? У каждой школы существует своя форма. В нашей школе, к примеру, светлый верх, темный низ. Что очень удобно и не затратно по деньгам. У кого-то форма определенного производителя, что в корне неправильно, по моему мнению, – поделилась своей точкой зрения Ковальчук.

На фоне продолжающегося кризиса, затронувшего индустрию детских товаров, востребованными могут оказаться дополнительные меры государственной поддержки, считают эксперты. Одним из решений могло бы стать расширение возможностей использования материнского капитала. Его можно было бы использовать, к примеру, на покупку детских товаров, одежды и средств детской гигиены. Другим возможным решением могла бы стать программа специальных детских сертификатов, дающих право на покупку необходимых предметов для школы. 

По мнению Ковальчук, было бы замечательно, если бы та помощь от государства, которая была в 2020 году в виде субсидии на школьников, была ежегодной и для всех, независимо от финансового состояния семьи. А материнский капитал мог бы стать накопительным по аналогии со страхованием жизни: после завершения срока договора деньги можно забрать сразу либо получать ежемесячно в фиксированной сумме. 

По поводу расширения возможностей использования материнского капитала она выразила опасение, что не все родители распорядятся деньгами во благо детей, поэтому такие семьи должны быть под пристальным присмотром государства.

Материнский капитал — это мера целевой поддержки

По мнению члена фракции КПРФ в Госсовете РТ Николая Атласова, в вопросе расширения действий материнского капитала следует проявлять умеренность. Он не считает разумным предложение оплачивать средствами маткапитала, к примеру, продукты питания и предметы первой необходимости типа одежды. Потому что в этом случае размывается изначальный смысл программы. 

– Маткапитал – это средство стратегической поддержки семьи с детьми с целью увеличения рождаемости, то есть это способ решения их долгосрочных потребностей, например, жилищных. В этом случае косвенно решается и другая задача – поддержка строительной отрасли и ипотечных программ. То есть в самой идее маткапитала заложен четкий перечень задач. Эта мера целевой поддержки, – пояснил Атласов.

Политик считает, что на оплату продуктов питания и прочих базовых текущих потребностей обычно применяются другие способы, например, вводятся талоны или социальные карты с определенной суммой. 

– Я считаю, что федеральное правительство могло бы ввести их совместно с регионами, может быть, на принципах софинансирования какие-либо меры поддержки семей с детьми в части улучшения питания. В США такие программы действуют и это не является чем-то удивительным. У нас, конечно, в свое время пытались высмеивать эти программы, но, на мой взгляд, они очень разумны и помогают реально бороться с бедностью, особенно семьям с детьми, – сказал он.

«Для детей купят все и по любой цене»: что происходит на рынке детских товаров?

«Тренд на перепродажу и аренду товаров существовал давно»

Депутат от «Партии Роста» в Совете Лашманского сельского поселения Черемшанского района, гендиректор хлебокомбината «Багетный» и многодетный отец Альберт Латыпов так же согласился, что цены повысились на все: начиная от подгузников и молочных смесей и заканчивая одеждой и игрушками. Если раньше маленькие коробочки соков можно было купить на детский праздник по 13 рублей, то теперь они стоят 25-30 рублей. 

Он выделил несколько трендов, которые наметились среди покупателей с детьми. Во-первых, родители стали меньше покупать и больше экономить. Во-вторых, люди начали пользоваться интернет-площадками, на которых можно посмотреть отзывы, сравнить цены. 

Повышение цен на товары Латыпов назвал необоснованным. Но и регулятора, который контролировал бы повышение цен, в России нет. В качестве примера предприниматель привел историю с регоператорами, повлиять на которых не может ни антимонопольная служба, ни налоговая. А сдерживание цен «Детским миром», напомним, было временным — по истечении трех месяцев ритейлер сможет свободно переписать ценники. А ведь кроме «Детского мира» на рынке детских товаров работают множество производителей и частных фирм. 

– Тренд на перепродажу и аренду товаров существовал давно, и я им сам пользуюсь. Это намного экономичнее. Есть вещи, которые ребенок надел один-два раза, или вырос быстрее, чем успел поносить купленные вещи. Это нормально, – сказал Латыпов, напомнив, что в больших семьях донашивать вещи за старшими братьями или сестрами – в общем-то нормальная практика.

«Для детей купят все и по любой цене»: что происходит на рынке детских товаров?

Вместо того, чтобы открывать каналы торговли с Китаем и Белоруссией, Латыпов предложил стимулировать  внутреннего производителя, потому что именно малое и среднее предпринимательство способствует развитию экономики страны.

Выдачу детских сертификатов и разовых пособий многодетный отец считает малоэффективной мерой. Сумма маткапитала в 2022 году составляет 524,5 тысячи рублей на первого ребенка и более 693 тысяч рублей на второго. Для того, чтобы вырастить и поставить ребенка на ноги, этой суммы не хватит. А если использовать ее в качестве улучшения жилищных условий, то при нынешних ценах на недвижимость в Казани сумма в 500-600 тысяч совсем не существенная. Этих денег не хватит даже на одну комнату в квартире.

– Как итог: надо работать над улучшением благосостояния населения и подходить к мерам поддержки глобально, улучшая среду для местных производителей, – заявил Латыпов.

Депутат городского совета Набережных Челнов от «Партии Роста» и многодетный отец Руслан Нигматулин заметил, что многие бренды детских товаров зарегистрированы в Европе и Америке, хоть и производятся в Китае. Он предположил, что с ними произойдет то же самое, что и с остальными товарами: сменится ассортимент или собственники брендов, и цены нормализуются. Он также напомнил, что цены на канцтовары всегда повышаются к 1 сентября, но в то же время магазины предлагают множество скидок и акций, которые надо ловить. 

– Поддержка семей необходима обязательно, сейчас затраты сильно выросли из-за подорожания товаров и продуктов, а зарплаты так быстро не растут. Для многих это единственная возможность собрать ребенка в школу, – сказал политик.

Как это отразится на демографии?

Если обратиться к данным Татарстанстата, то можно проследить тревожную тенденцию: в 2020 году на 41 329 родившихся татарстанцев приходилось 54 310 умерших. Естественная убыль составила 12 801 человек. 

Клинический психолог Олег Староверов напомнил, что о росте демографии в России речь не идет. 

– Люди задумываются о рождении детей в соответствующих для страны условиях: теплых, дружелюбных, стабильных, экономически уравновешенных. Когда этих условий нет, рождаемость автоматически падает и никакие госпрограммы поддержки на это не повлияют, а если и влияют, но слабо. Люди отказываются нести новую жизнь в этот нестабильный и недружелюбный мир, увы, это новая реальность, и эта динамика существует уже не первый год, – сказал он.

Психолог уверен, что события и обстановка внутри страны, в которой живет человек, непосредственно влияют на то, каким он вырастет и станет. 

– У каждого поколения свои ценности и взгляды на мир — именно это в будущем создает и формирует психику, характер человека и его отношение к людям и окружающему миру. Фраза строго в контексте психологии, в глобальном географическом масштабе — больное общество рождает больных людей, – сказал Староверов.

«Для детей купят все и по любой цене»: что происходит на рынке детских товаров?

Николай Атласов же не уверен, что уровень материальной поддержки имеет определяющее значение для рождаемости.

– Самая высокая рождаемость, как известно, в Африке и некоторых странах Азии, в то время как относительно благополучная Европа, наоборот, страдает снижением рождаемости. В России похожая ситуация – самая высокая рождаемость наблюдается в наиболее бедных регионах Северного Кавказа, – заметил он. 

Руслан Нигматулин считает, что неблагоприятная обстановка в мире не влияет на желание заводить детей, – роль здесь скорее играет достаток отдельно взятой семьи. Он также добавил, что государству необходимо прививать молодежи традиционные семейные ценности, чтобы страна не шла по европейскому пути, где норма в 40 лет быть одиноким. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *