«Мы станем супермобильными, а экономика Татарстана получит взрывной рост»

Строительство стратегических магистралей в Татарстане идет в графике. Вокруг скоростной трассы М-12 планируется масштабный ремонт инфраструктуры. О том
Строительство стратегических магистралей в Татарстане идет в графике. Вокруг
скоростной трассы М-12 планируется масштабный ремонт инфраструктуры. О том,
почему работы всегда начинаются летом и продолжаются до поздней осени, а также
станет ли проезд по Вознесенскому тракту платным, рассказал глава Миндортранса
Фарит Ханифов.

– К счастью, дорожное строительство, как строительство вообще сегодня, является драйвером поддержки и развития экономики. Об этом говорят и в правительстве Российской Федерации, об этом говорят цифры. Сама работа, которая сегодня проводится, подтверждает тезис, что дороги надо строить и когда хорошо, и когда тяжело в экономике, – сказал ставший гостем программы «Татарстан Онлайн» министр транспорта и дорожного хозяйства республики Фарит Ханифов перед тем, как перейти к ключевым цифрам плана по проведению дорожных работ за 2022 год.

Всего в республике на развитие дорожной инфраструктуры заложено 60 млрд рублей (из них почти 50 млрд — из федерального и республиканского бюджета и 10,4 млрд — инвестиционные бюджетные кредиты). Ханифов напомнил, что помимо видов работ, отраженных в таблице, в республике ведется строительство крупных федеральных объектов, в частности, скоростной трассы М-12, на строительство которой выделено 250 млрд рублей (должны завершить к 2024 году), возводится обходная магистраль городов Набережные Челны – Нижнекамск (выделено 80 млрд рублей) и дорога Шали-Бавлы, соединяющая трассы М-5 и М-7. 

«Мы будем супер-мобильными»: Миндорстрой Татарстана отчитался о ходе дорожно-строительных работ

Работы по строительству скоростной трассы М-12 идут в графике

Министр пояснил, что накопленный за десятилетия опыт строительных организаций позволяет не отклоняться от плана и выполнять работу в срок.

– Фундамент, который был заложен, позволяет успешно справляться с таким объемом работы. Конечно, помогают московские строители и строители из Санкт-Петербурга, есть строители из Самары, но основной костяк — это наши крупные организации, которые имеют обширный опыт в строительстве дорог, – сказал Ханифов.

Описывая обстановку в сфере строительства дорожной инфраструктуры, Ханифов обратился к словам президента Татарстана Рустама Минниханова: «Если эти объекты будут построены, у нас будет совсем другая республика».

— Мы с вами очень привыкли к мобильности, а после 2024 года мы станем супермобильными: это стратегические объекты Российской Федерации и Республики Татарстан, это взрывной рост экономики. Ждем с нетерпением завершения этих работ, — заявил министр. 

«Мы будем супер-мобильными»: Миндорстрой Татарстана отчитался о ходе дорожно-строительных работ

Главный объект, строительство которого началось самым первым, – скоростная трасса М-12, соединяющая Москву и Казань. Дорога продолжится через Набережные Челны в сторону Екатеринбурга.

– На сегодняшний день по республике проходит два этапа этой трассы — седьмой и восьмой (всего этапов 8). Седьмой этап — это дорога от границ Чувашии до трассы Ульяновск — Казань. На седьмом этапе работают наши строители, работают успешно, показывают высокие темпы. На восьмом этапе работают москвичи — наши коллеги, высокие профессионалы. Они же строят мост. Если в цифрах, в этом году освоение по заданным планам – порядка 101 млрд рублей, – рассказал Ханифов.

Он также сообщил, что на сегодняшний день в республике освоено около 27% средств, выделенных на строительство трассы. Работы при этом идут без отставания от графика и в хорошем качестве.

– По мосту через Волгу график производства работ даже несколько выше, чем на дорогах, — под 30% освоение. Мост уникален, строится по принципу возведения с временного моста. Если кто видел, как строится мост, заметил, что по всей его протяженности, а это 3,3 тысячи метров, везде кипит работа. Независимо от барж, паромов, с которых можно было бы монтировать опоры моста, и сегодня надвижка основных пролетов продвигается. С одной стороны, это около 500 метров, с другой — около 200 метров, – пояснил руководитель ведомства.

Плотину Нижнекамской ГЭС капитально отремонтируют и запустят дополнительную линию ж/д

Обход трассы Набережные Челны – Нижнекамск глава Миндорстроя назвал долгожданным, поскольку промышленный город Нижнекамск оказался по другую сторону Камы от М-7. Пока вся транспортная нагрузка ложится на плотину Нижнекамской ГЭС, которая уже более 40 лет работает без капитального ремонта. 

– Дадим хороший ремонт, уже обследование проводится. Возможно, по этому мосту мы запустим вторую ветку железной дороги в помощь, – обещал Ханифов.

При общем объеме строительства в 80 млрд в этом году плановые цифры – 5,5 млрд рублей. На втором этапе – там, где работа проходит по Заинскому району, частично по Нижнекамскому, работы уже развернуты в полную силу. Третий этап тоже начат: от Сармановской дороги до Совхоза «Татарстан». Первый этап — это дорога от М-7 до Нижнекамского района, включая мост через Каму. 

– Если кто-то стоял на ней, когда проезжает техника, то чувствовал, что она вся «ходит», трясется. Мы недавно были на плотине, проводили техническое обследование объекта. Новое покрытие любого вида она сегодня выдерживать уже не может. Мало того что там высокая интенсивность – до 40 тысяч автомобилей в сутки, так еще и сами железобетонные балки уже требуют ремонта. При этом при проведении работ нужно сохранить движение. Перезапустить его мимо плотины мы не можем. Ежегодно подправляем и ремонтируем дорожную «одежду». Конечно, это дорогое удовольствие. Можно было бы закрыть одну полосу и оставить вторую. Так в прошлом году делали, но пробки достигали неимоверной величины — Челны «вставали» вплоть до первой автодороги. Поэтому ночами ремонтируем там, где положено, – рассказал глава Миндортранса РТ.

«Мы станем супермобильными, а экономика Татарстана получит взрывной рост»

Он добавил, что до 2024 года (именно тогда планируется завершить строительство федеральной трассы М-12) «придется потерпеть», и попросил жителей отнестись с пониманием.

Как будет взиматься плата на скоростной трассе?

Во время эфира прозвучал тезис о том, что строительство трассы М-12 влечет за собой также улучшение сельской дорожной инфраструктуры. Ханифов пояснил, что в ходе работ строители отремонтируют муниципальные дороги, создадут развязки, искусственные сооружения, оборудованные скотопрогонами для местного населения, а также зеленые акведуки для диких животных. 

– И мы понимаем, что частота пересечений дорог на одном уровне с простыми региональными дорогами – явление нежелательное. Должны быть современные развязки, они делаются в среднем через каждые 50 км, чтобы скорость на скоростных магистралях по техническим характеристикам была выдержана полностью, – сказал он и объяснил, что на 7-м и 8-м этапах таких дорожных пересечений больше, чем в других регионах. 

Во время онлайн-трансляции министру Ханифову поступил вопрос о том, как будет взиматься плата за использование скоростных дорог и смогут ли местные жители пользоваться ими бесплатно. По его словам, сумма требует уточнения, но на стадии переговоров с заказчиком обсуждалась плата в 2 рубля за километр. Он добавил, что стоимость будет утверждена уже после окончания строительства магистрали.

По словам спикера, местные жители смогут пользоваться участками скоростной дороги бесплатно.

– Использовать часть скоростной дороги местными жителями технически возможно. Там не будут установлены барьерные ограждения, как мы привыкли. Все будет выполняться современно: сканируется номер машины, а потом придет платеж. Если ваша машина занесена в реестр и вам позволено проезжать часть дороги на этом участке как местному жителю, то такой платеж не придет вообще. Примерно так сегодня позиционируется, — пояснил министр.

Он добавил, что федеральный заказчик «Автодор» планирует запустить отдельные участки дорог уже в 2023 году.

Ремонтные работы прекращаются в выходные

От зрителя трансляции поступил вопрос о том, почему дорожные работы начинаются в середине лета, хотя можно начать в мае, когда устанавливается сухая и ясная погода. Весной многие дороги не могут пропускать тяжелую технику, поэтому основные ремонтные работы начинаются в июле и длятся до ноября, ответил Ханифов. При этом в зимнее время работа продолжается: идет подготовка по насыпи, подвоз инертных материалов. Материал, заготовленный зимой, затем используется для оперативного ремонта в теплое время года.

– В то же время хотелось бы обратить внимание наших зрителей на то, что мы приняли решение с федеральным заказчиком «Волго-Вятскуправтодором» о том, чтобы на особо загруженных участках дорог на субботу и воскресенье ремонтные работы останавливать. Очень много было просьб, пробки выстраивались десятикилометровые. Сегодня стало заметно, что движение не останавливается, пробок нет. Причина одна: строители взяли на себя обязательства работать ночами и по продленке, но в субботу и воскресенье работы прекращают, технику убирают и все четыре полосы работают. Таким образом, большого дискомфорта наши жители не испытывают, хотя это большая нагрузка для строителей, – рассказал министр.

Первый участок скоростной дороги Шали — Бавлы, соединяющий трассы М-5 и М-7, планируют запустить уже в этом году. Федеральный подрядчик «Автострада» поставил задачу завершить строительство первого этапа дороги (с 1 по 41 км от моста у Сорочьих Гор в Алексеевском районе в сторону Альметьевска) уже к началу 2023 года.

– Работы ведутся очень активно. Уже укладывается слой асфальта, который перекрывает дорожную конструкцию. Потом начнется работа по асфальтированию дороги. Скорости хорошие. Но нам надо их подтянуть, – добавил Ханифов.

«Мы будем супер-мобильными»: Миндорстрой Татарстана отчитался о ходе дорожно-строительных работ

В сельской местности построят дороги с твердым покрытием

В ходе беседы затронули проблему бездорожья в сельской местности. Строительство дорог с низкой интенсивностью могло бы помочь населению сел и деревень стать более мобильными.

– Есть дороги, а точнее даже бездорожье в нашей республике, где население до сих пор пользуется грунтовыми дорогами. К сожалению, это довольно частое явление, в свое время мы были не столь мобильными и это не бросалось в глаза. А сейчас население стало очень мобильным, особенно эта ковидная история, когда население было готово выехать на свои давно забытые участки своих старых деревень, но не позволяло отсутствие дорог. Поэтому сегодня мы пробуем нормативно и законодательно внедрить строительство дешевых дорог из местных строительных материалов – а у нас их очень много — это песок, ПГС, нескончаемый в принципе запас на наших реках (Вятка, Кама, Волга), есть карбонатные щебни, карьеры с очень хорошим щебнем, – рассуждал руководитель ведомства.

На дорогах, где проходит менее 400 машин в сутки, будет достаточно проложить проезжую часть, которая не обладает высокой прочностью, но с твердым покрытием, которое сможет выдержать любые погодные условия. Ханифов добавил, что работа эта уже начата — республикой на эти цели выделено 100 млн рублей.

– Три района эту работу уже завершили — Мамадыш, Тетюши, Менделеевск. Мы испробуем эти дороги, покажем их на суд в первую очередь нашим жителям, и я думаю, эта тема у нас пойдет, – добавил спикер.

Будет ли проезд по Вознесенскому тракту платный — открытый вопрос

Затронули вопрос по Вознесенскому тракту в Казани. Трасса очень необходима городу, но строительство этой дороги требует больших затрат. И вот недавно руководству города удалось получить финансирование.

– Трасса поделена на два больших этапа. Первый этап соединяет улицу Гвардейскую с проспектом Победы. Такая мощная перемычка решит многочисленные проблемы, которые имелись в той части города. Но выезд от проспекта Победы до трассы М-7 имеет стратегическое значения для города, он станет дублером Мамадышского тракта — заезда в Казань, – сообщил Ханифов.

«Мы станем супермобильными, а экономика Татарстана получит взрывной рост»

Будет ли дорога платной или бесплатной – вопрос открытый. Для строительства платной дороги можно привлечь гранты размером в 50-60% стоимости. Министр пояснил – решение примут исходя из того, окажется ли финансирования бесплатной дороги достаточно, или же придется привлекать дополнительные гранты на строительство платной. 

Спикер признался, что санкции оказали свое давление на сферу дорожного строительства и в первую очередь это затронуло крупные организации, которые используют мощную импортную технику. 

– В то же время нужно сказать, что у наших дорожников выстроены долгосрочные договорные отношения —  логистика подвоза запасных частей и работа с сервисными компаниями сегодня отработана. Есть проблемные вопросы, но это единичные случаи, по ним мы работаем, – сказал Ханифов.

По импортозамещению Миндортранс РТ активно работает с местными поставщиками. В их числе АО «ЕлАЗ», на котором производятся комплектующие для спецтехники. 

– Мы почти везде нашли альтернативу. Английским двигателям и итальянским мостам – белорусские. Отличная техника, и ее производит наш «ЕлАЗ». Но есть узлы и детали, которые мы не производили, однако задача состоит не только в том, чтобы заменить двигатели или коробку. Мы должны обязательно укомплектовать нашу технику так называемым 3D-оборудованием, тогда наша техника встанет в один ряд с импортной. Нам ее нужно немного больше обкатать, дать возможность поработать на сельских дорогах, чтобы вовремя заметить конструктивные недоработки, и через два-три года наша техника займет существенное место в дорожно-строительной отрасли, – резюмировал глава министерства. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *