«Мы не партия, которая идет брать власть. Мы партия, которая должна присутствовать во власти»

Замглавы «Партии пенсионеров» Андрей Широков рассказал журналисту KazanFirst Альберту Муртазину о планах отменить пенсионный возраст
Замглавы «Партии пенсионеров» Андрей Широков рассказал журналисту KazanFirst
Альберту Муртазину о планах отменить пенсионный возраст, своей позиции в
отношении военной спецоперации на Украине, а также о планах объединения с
другими партиями.

Казань для встречи с активом и властями Татарстана посетил зампредседателя центрального совета «Партии пенсионеров» Андрей Широков. Журналист KazanFirst Альберт Муртазин пообщался с ним и задал вопросы относительно партийной линии в социальной работе, а также об актуальных темах в отечественной и международной политике. 

– Андрей Вячеславович, насколько я понимаю, ваша партия занимается в основном социальной политикой?

— «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» – это партия социального толка, но у нас есть не только социальные вопросы. Их мы рассматриваем наиболее широко, но мы не партия людей только старшего поколения, мы – партия для всех поколений. Да, наши идеи, наши установки направлены на улучшение жизни граждан России. В то же время мы поднимаем некоторые вопросы промышленности и экономики, без этого социального благополучия добиться не удастся. 

«Мы не партия, которая идет брать власть. Мы партия, которая должна присутствовать во власти»

Да, у нас есть и тема патриотизма, но он должен строиться не «на березках и гробах», а на социальном благополучии граждан, проживающих на территории России. У нас в программе партии есть вопросы пенсий, промышленности, образования, государственного устройства, в первую очередь, местного самоуправления, потому что вся жизнь идет на местном уровне. Есть и вопросы, связанные с медициной, и здесь мы делаем упор на то, что нужно развивать гериатрическую помощь в России, которая сегодня не имеет кадрового потенциала. Гериатры должны быть в каждой поликлинике, потому что люди после определенного возраста уже отличаются по медикаментозному сопровождению.

Все это есть в нашей программе, и понятно, что партия наша не занимается внешней политикой, не занимается Индийским океаном и мытьем в нем сапог. Мы не кричим, что надо завоевывать за две недели, куда вводить войска и так далее. «Партия пенсионеров» направлена на внутреннюю жизнь нашего государства. Она предлагает государству и своим избирателям новое видение и подходы, каким образом управлять государством, чтобы социальные проблемы решались, а людям жилось комфортнее. А для этого должны быть доходы и должны быть достойные пенсии.

«Миронова нужно отправить в отставку»

– Я хотел задать вопрос об инициативе другой партии, «Справедливая Россия». Ее глава Сергей Миронов выдвинул идею тринадцатой выплаты для пенсионеров. Как вы относитесь к этой идее?

— Я думаю, Миронову надо заплатить тринадцатую пенсию и отправить его в отставку. Это было бы правильное решение, потому что это популизм, с которым «Справедливая Россия» идет на выборы. Надо платить в России достойные пенсии ежемесячно, чтобы они были выше прожиточного минимума и выше инфляционных процессов, которые идут в стране.

А сегодня что? Тысячу добавили, и тут же идет подорожание продуктов. И поэтому люди смеются. Да, они берут эту тысячу потому, что деваться некуда, надо хотя бы ее добавить к своей пенсии. Причем мы должны понимать, что запросы пенсионеров чаще всего идут в зависимости от места проживания. Если вы берете мегаполисы-миллионники, там запрос на пенсию от 40 и выше. Если берете малые города, то там ближе к 20 тысячам, а в сельской местности иногда довольно и той пенсии, которую получают стабильно, потому что кормятся с огорода, от козы, от коровы и так далее.

«Мы не партия, которая идет брать власть. Мы партия, которая должна присутствовать во власти»

Поэтому запросы разные, и сегодня нам надо говорить не о тринадцатой пенсии – это популизм перед выборами от господина Миронова. Нам надо говорить сегодня о том, что нужно пересмотреть всю пенсионную систему, насытить бюджет России по социальным выплатам работодателями и формировать пенсии не из пенсионной системы России, а из бюджета страны. Если в Москве установлены повышенные выплаты, значит, вся Россия должна иметь такие пенсии. Почему это объясняет «Партия пенсионеров»? Мы живем в каком государстве? В федеральном? Мы сложились в федерально-унитарное? Управление у нас жесткое и вертикальное, договоров между федеральным и субъектовым уровнями у нас практически нет. Значит, если есть Россия как единое государство, то должно быть и социальное обеспечение, и медицинское, и пенсионное по всей стране одинаковое. Вот тогда это будет достойно руководителей России, которые создают комфортную жизнь. Это задача правительства, президента и правящей партии.

Мы ведь не партия, которая идет брать власть. Мы партия, которая должна присутствовать во власти, чтобы партию, которая имеет большинство, постоянно тыкать в те проблемы, которые она обещает решить из года в год и не решает.

Отказаться от пенсионного возраста

– Еще один вопрос о пенсиях. Повышение пенсионного возраста – это уже свершившийся факт…

— Да, это уже свершилось. С моей субъективной точки зрения, год тому назад на голосовании общество как бы согласилось с повышением пенсионного возраста.

– Косвенно.

— Не качайте головой – «Единая Россия» ведь получила большинство? Значит, согласилось. Если бы считали по-другому, то иначе бы проголосовали. Это выбор каждого человека – соглашаться или нет с политикой государства. Если вы соглашаетесь большинством в Госдуме, значит, вы соглашаетесь с теми моделями, которые в государственном управлении существуют.

«Мы не партия, которая идет брать власть. Мы партия, которая должна присутствовать во власти»

Именно так нужно к этому относиться. Избиратель должен понимать, что это он формирует власть, не власть формирует избирателя. Эта формула исчезла, а мы ее должны показывать. Если вы недовольны какими-то вещами, не голосуйте за этих людей, за эти партии. Не голосуйте за тех, кто вам сегодня предлагает эту тринадцатую выплату и обещает, как это будет клево.

Если говорить о возрасте, то понятно, что обратно мы все это сдвинуть не сможем, но вместе с тем мы сегодня как «Партия пенсионеров» предлагаем вообще отказаться от пенсионного возраста. Мы говорим, что на пенсию нужно выходить по достижении трудового стажа. Наработал стаж, который дает возможность начисления пенсии, скажем, 25 лет – все, получаешь пенсию. Если ты работаешь больше, дольше, то таким образом увеличивается твоя пенсия.

У нас в программе партии есть такая установка – мы выходим к избирателям с тем, что если бы мы были в верхней палате парламента, мы бы ставили вопрос о новой модели формирования пенсионной системы. Не с точки зрения того, где деньги должны копиться и откуда должны распределяться, а в первую очередь мы должны говорить о новой модели выхода на пенсию. Почему полиция и армия по этой схеме работают? Давайте это сделаем для всей России. Давайте трудовой стаж определим уровнем и с этого уровня будем выходить на пенсию. И продолжать работать для многих. У нас же сегодня 30% населения продолжает работать на пенсии. А почему? Потому что на нее нельзя прожить, потому что люди ждут подачку от Миронова, который предложит 13-ю пенсию.

– А как в этой схеме отражены нетрудоспособные люди?

— Эта оговорка уже существует в российском законодательстве – люди, которые не способны нести, так сказать, трудовую жизненную повинность по болезням или другим причинам, получают от государства соответствующую социальную пенсию. Хотя ее тоже нужно насыщать деньгами, она копеечная. Но это специфика развития нашего государства, нашей экономики. Когда экономика идет вниз, «социалка» не может идти вверх, для этого нужны средства.

«Мы не партия, которая идет брать власть. Мы партия, которая должна присутствовать во власти»

О перераспределении налогов

– Вы уже упомянули, что Россия – это федеративное государство, так что вопрос про перераспределение налогов. Я общался с политологом, который заявил, что налоги нужно делить по третям – треть оставлять на местах, треть – в регионе, треть – отправлять в федеральный центр. Как вы оцениваете такую идею?

— Здесь нужно отталкиваться от Конституции, от тех функций, которые заложены для каждого уровня власти. Мы сейчас находимся на том периоде развития государства, когда пересматриваются вообще правила игры. Новое положение внесено в Конституцию – это понятие «публичная власть».

Кстати, когда в 2009 году я писал докторскую диссертацию, понятие публичной власти уже было внесено в текст моей работы. Я под этим понимал совокупность местного самоуправления, субъектовой власти и власти федерального уровня – для меня это и была публичная власть. Я помню, что меня многие оппоненты критиковали. И вот, прожили с 2009 года до 2018, и в Конституции появляется понятие «публичная власть».

Теперь по нашим понятиям это совокупность всех уровней власти. У каждого свои функции. Существует Конституция, существуют три статьи, которые распределяют задачи федеральной, совместной и муниципальной. Мы должны понимать, что федеральный уровень – это прежде всего силовые структуры, армия, судебная система, глобальные стройки, некая социальная модель. Система республик – это система нижнего уровня, в том числе медицина.

«Мы не партия, которая идет брать власть. Мы партия, которая должна присутствовать во власти»

Теперь по распределению – когда Борис Ельцин занял пост президента России, он сказал: «Берите суверенитета сколько хотите». Это была модель управления: я тут заморачиваться не буду, я тут великий, мне надо выпить, закусить, на теннис сходить, поспать, сердце поменять – давайте-ка вы, ребята, «на земле» займитесь всеми вопросами. А эти вопросы называются «жизнеобеспечение граждан РФ». И он создал модель «50 на 50» – половина остается в субъекте, половина уходит на федеральный уровень. Даже было «40 к 60» в начале – 40% наверх, 60% на месте.

Сегодня эта картинка перевернулась. 60% с лишним уходит наверх, 40% с копейками остаются внизу. У муниципалитетов есть четко зафиксированный уровень доходов, которые приносит муниципалитет, – собственность, налоги на собственность — это все доходы муниципалитетов. Плюс часть налогов от торговли, плюс часть, которую они имеют от промышленных предприятий, и так далее.

Вы совершенно правильно поднимаете вопрос, что сегодня на муниципальном уровне денег не хватает просто физически для выполнения своих функций. Теперь будет новый закон «О местном самоуправлении в структуре публичной власти РФ», где будут новые подходы. Будет укрупнение для муниципалитетов второго уровня, будет укрупнение бюджетов, идет попытка закрыть финансово те задачи, которые стоят перед муниципальными органами власти.

У меня сейчас была встреча в администрации президента, где мы поднимали этот вопрос, и мне сказали, что для Татарстана это была вообще не главная задача. Поэтому говорить о третях, как предлагает ваш политолог, я бы не стал. Сегодня, конечно, надо устанавливать процент для субъектов России, которые должны переводиться на федеральный уровень, но надо четко анализировать потребности региона. У кого-то они больше, у кого-то меньше — нужно проявлять индивидуальный подход. У нас сейчас идет переток денег в федеральный центр, потом в регионы.

Сегодня больше 80% субъектов дотационные, они даже на жизнь не собирают. Это же вертикальная модель управления, это крючок, зажим, который держит региональных руководителей. «Что-то ты херовенько работаешь, что-то непослушный стал, мы вам денег дадим поменьше» – смысл такой. То есть деньги сегодня – это не только модель существования и совершенствования комфортного проживания граждан, это еще и модель управления.

«Мы не партия, которая идет брать власть. Мы партия, которая должна присутствовать во власти»

Пенсии против соцвыплат

– Касательно единовременных выплат, которые мы видели в период пандемии и так далее, – хорошо это или плохо?

— Это хорошо, только они маленькие! Десяточку дали под голосование по Конституции – ну что это? Что на десятку купить можно?

– Мы вполне себе знаем, что люди покупали на эту десятку, – резко подскочили продажи дешевых смартфонов. Я имею в виду, что если бы были хорошие пенсии и зарплаты, то единовременные выплаты бы вообще не понадобились. Что вы об этом думаете?

— Я как-то приехал в Питер и встречался с главой отделения социальной защиты города. Начальник управления сказал очень хорошую фразу: «Повысьте на 5 тысяч пенсии, и половина социальных выплат исчезнет — люди перешагнут границу, при которой эта выплата дается». Всего 5 тысяч.

– Звучит вполне адекватно.

— Очень адекватно. У нас социальный порог, давайте прямо скажем – это порог нищеты. Что лучше: добавить 5 тысяч или гонять деньги? А сколько администрирования, сколько бумаги, сколько специалистов?

– Но тогда нельзя будет сделать выплаты перед выборами.

— Конечно.

– Андрей Вячеславович, с моей стороны было бы непрофессионально не задать этот вопрос. Какова ваша позиция относительно СВО, санкций и всей этой ситуации вокруг Украины?

— Вопрос очень сложный. «Партия пенсионеров» поддерживает СВО, мы говорим о том, что сегодня нужно создавать по максимуму социальные блага для людей, которые участвуют в спецоперации. Мы, конечно, говорим и о патриотизме, который надо развивать.

Но вместе с тем мы получили и много минусов, о которых, кстати, «Партия пенсионеров» заранее говорила. Неразвитая промышленность категории А – производство средств производства — аукнулась в ходе спецоперации. Недружественные страны нас запечатали. Да, мы говорим, что они недружественные. Да, мы говорим, что они *** [плохие]. Говорим, что они не соблюдают некие международные правила. Они нам говорят в ответ то же самое.

Но в данном случае все вот так получилось и мы не можем это отрицать. Украину поддерживает большая часть европейских стран и США, более экономически развитые страны.

Мне как человеку жалко и наших, и украинцев, которые гибнут на полях сражений. Фактически мы сегодня получили частичку Великой Отечественной войны, только тогда мы защищали наше государство от фашистской Германии, а сегодня мы пытаемся решить вопросы ликвидации фашистской системы, которая возникла на Украине.

«Мы не партия, которая идет брать власть. Мы партия, которая должна присутствовать во власти»

– Дайвайте уйдем немного в сторону. Миронов однажды заявил, что «Справедливая Россия» в какой-то момент, скорее всего, объединится с коммунистами, потому что у них плюс-минус одинаковая повестка.

— Повестка-то одинаковая, но люди разные, лидеры разные, харизматика у людей разная, уровень подготовки разный. Один работал в ЦК КПСС в идеологическом отделе. При этом он имеет докторскую степень в философии. Другой имеет шесть высших образований без степени — это большая разница.

Вообще, да — цель объединения «СР» с КПРФ где-то пятнадцатилетней давности. Перед Мироновым вообще стояла задача поглотить КПРФ, но только Зюганов помешал.

– А у «Партии пенсионеров» есть какие-то планы по объединению?

— Нет, мы их не рассматриваем. К нам уже «подкатывались», но мы задаем вопрос: «Мы? Или к нам?». И ответа нет. Поэтому мы остаемся самостоятельными на политической арене. 42 миллиона пенсионеров в России. 100 миллионов населения, которое боится войти в зону пенсий. А мы должны создавать такие условия в государстве, чтобы люди не боялись, чтобы они понимали, что это новый цикл жизни, он обеспечен.

– Последний вопрос. Единый день голосования уже довольно скоро. С какой повесткой партия идет на выборы?

— За себя, за детей, за внуков, за страну – это наш главный стержень. Помогите себе сами. А мой самый любимый лозунг – «Хотел бы жить на пенсию, но не могу». 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *